На последнем Совете по науке в Москве Президент Владимир Путин критиковал вузы, грозился разогнать неэффективные НИИ... И правда, где у нас новые Циолковские, Зворыкины, Ландау? Сколько средств нужно вложить в науку, чтобы вырастить таких учёных? И что делать, чтобы они творили здесь, а не за рубежом? Об этом говорим с руководителем Фаблаба БФУ им. И. Канта Сергеем ПЕТРОВЫМ.
Фаблаб для области – новинка. Но, может, это хорошо забытое старое? По всей стране когда-то работали кружки технического творчества молодёжи...
Вообще наш проект называется «Лаборатория научно-технической, опытно-конструкторской и творческой научной деятельности студентов и школьников». Фаблаб – уже раскрученный бренд, так удобнее. Движению 15 лет. Это народные лаборатории, куда может прийти любой желающий, если он хочет воплотить свою идею в жизнь. Здесь есть оборудование для производства высокотехнологичных вещей: от бегущего огонька до создания собственного робота.
Первый в области фаблаб появился в 2015 году. Параллельно мы начали создавать сеть по региону. Мини- Фаблабы уже есть в доме детского творчества «Родник» в Калининграде и в ДЮЦ Гурьевска. Цель – выявлять таланты. Сейчас очень мало детей занимается техническим творчеством. Когда приходим в школы с лекциями, я традиционно задаю вопрос: кто занимался в технических кружках? единицы. Чаще идут в спорт, художественные секции. Хотя именно техническое творчество делает самый большой вклад в будущее страны. Ведь почему у нас появились Калашников, Королёв, Алфёров? Они росли в то время, когда страна была охвачена техническим творчеством. Это элементарная селекция, как в спорте: из массовости и выпадают самородки. Такая работа с детьми в стране более 20 лет не велась, нужно навёрстывать. Эффективность часа в таком кружке в десятки раз выше школьного урока. Здесь ребёнок душу вкладывает. Когда он делает проект, он интегрирует школьные знания, и приходит осмысление – для чего нужны все эти формулы.
Как вы, бывший артиллерист, попали в этот проект?
Я с в детства был активным кружковцем. Кружок радиоэлектроники был моим любимым. Столько тайн и неразгаданных загадок, мне тогда казалось...
А думаете, из пушки просто стрельнуть? Затолкал снаряд и пли? Нужна и техническая, инженерная и специальная подготовка. А техническое творчество у меня было хобби по жизни. Помню, в 90-е нищета была страшная. У нас в военной части в столовой лампочки, а их было штук 50, быстро перегорали. При включении происходил бросок тока на холодную спираль, и они сгорали. Мы с двумя сослуживцами сделали так, чтобы лампы плавно включались. Потом сигнализацию сами делали... Дома в подвале у меня была собственная мастерская, постоянно что-то мудрил. Параллельно вел кружки электроники в домах творчества. После окончания физтеха БФУ с красным дипломом остался работать в вузе, и когда встал вопрос о создании лаборатории, где студенты и школьники могли бы развивать свои технические способности, то конечно я согласился – это моё! Кажется, я только сейчас нашёл своё любимое дело.
Вы сейчас растите молодёжь. А не получится так, что всё, что в них вкладываете, пригодится не здесь, а за границей?
Уверен, что нет! Основная причина отъезда – не большие зарплаты, как принято считать. Скорее то, что человек не нашёл своё место здесь и ищет его где-то на стороне. Но куда потом деваются все эти «счастливчики»? Чего выдающегося они достигли?
Думаю, настоящий учёный будет добиваться того, чтобы принести пользу на своём месте. Сделать так, чтобы дома жизнь стала лучше. Это как фундамент, корни, которые закрепляют человека на своём месте и делают его устойчивее. Как дерево к колебанию непогоды.
Пусть сейчас зарплаты не самые высокие. Нужно думать на перспективу. Ведь польза, которую мы сегодня приносим, позволит укрепить экономику и сделать жизнь в будущем лучше, и для нас в том числе.
По моим наблюдениям, людей, которые находят признание здесь, не тянет за границу. Ведь патриотизм – это когда пользу приносишь обществу. Признаюсь, что, когда стал работать здесь, с детьми и студентами, стал даже больше патриотом, чем когда в армии служил. Потому что вижу пользу, которую приношу.
Получается, Фаблаб – это инструмент для достижения практико-ориентированности.
В образовании всегда объективно существует некоторое отставание от потребностей производства. Надо написать учебник, разработать программу... На это уходят месяцы и годы. За это время прогресс уйдёт вперёд. Эту инертность надо преодолеть. Мы государственный вуз, получаем бюджетные деньги. Это налоги, которые в том числе платит реальный сектор экономики. Для чего? Чтобы мы выпускали специалистов, востребованных сейчас, а не вчера.
Создание лаборатории Фаблаб было мудрым управленческим решением нашего вуза. Здесь студенты и школьники могут апробировать новые образовательные модули и подготовиться к профессиям будущего. В лаборатории созданы условия, чтобы наши ребята имели возможность изучать и на практике создавать самые последние новинки. Только вышел атлас новых профессий, а мы уже вовсю осваиваем беспилотники, выступаем на конкурсах, обмениваемся опытом.
К примеру, мы создали и совершенствовуем модель автомобиля, который сам оценивает ситуацию на дороге, реагирует на знаки. Два года подряд наши студенты занимают с ним первые места на всероссийском конкурсе «Роботраффик»... Словом, лаборатория позволяет ребятам заниматься любимым делом, быть в тренде новых зарождающихся технологий и таким образом становиться зрелыми специалистами-практиками.
Всё больше ребят выбирают поступление на физтех, всё выше проходной бал, растёт и престиж физтеха. Наш университет уже много лет работает со школьниками по подготовке абитуриентов, Фаблаб – это только одна из форм такой работы, направленная на закрепление абитуриентов с выдающимися техническими способностями. Школьники, общаясь состудентами, понимают, чем занимается вуз, целенаправленно выбирают его для поступления.