Сергей Владимирович, подготовка медицинских кадров для наших больниц и поликлиник — очень актуальная тема. Как она ведется в мединституте БФУ им. И. Канта?
— Мы должны обеспечить большой по количеству, но при этом очень качественный выпуск медицинских специалистов.
Когда меня в свое время сюда пригласили, мы сели за стол с ректором университета Андреем Клемешевым и пришли к одной простой формуле — «мы выпускаем только тех врачей, у которых сами готовы лечиться». Это тот принцип, от которого мы не отходим уже более 10 лет.
Медицинское образование — особое, это долгий и очень трудный процесс. Чтобы получить право для самостоятельной работы врачом, нужно учиться сначала шесть лет, чтобы получить диплом. По современным требованиям дипломированный выпускник проходит аккредитацию и получает возможность работать участковым терапевтом. Но для получения узкой специализации нужно после диплома получать образование в ординатуре. Поэтому подготовка врача — это путь очень длинный, занимает от 8 до 11 лет.
Требования к студентам тоже особые. В нашем мединституте — обязательная шестидневка, ребята учатся порой допоздна. Обязательно посещение всех лекций и отработка пропущенных занятий — ведь будущий медик не может иметь пробелов в образовании. Конечно, требования к подготовке медиков в России очень жесткие, но это абсолютно оправданно: «на выходе» им доверяются самое главное — здоровье и жизнь.
— В области сегодня не хватает как врачей, так и медсестер. Как помогает справиться с этой проблемой ваш мединститут, ведь он работает уже 10 лет?
— Надо понимать, что за 10 лет существования мединститут физически не мог закрыть всю потребность в кадрах — ведь многие продолжают и сейчас обучаться в ординатуре. Но я думаю, что лет через 8–10 мы подойдем к той ситуации, когда у нас подавляющее большинство врачей в области будут нашими выпускниками. Что касается среднего медицинского звена — мы несколько лет назад резко увеличили прием студентов, чтобы полностью закрыть проблему в ближайшие три года.
— Мединститут раньше принимал на среднее медицинское образование выпускников 11-х классов, и только несколько лет назад начал принимать выпускников 9-х классов. Почему?
— Подготовкой кадров для среднего звена мы занимаемся с 2007 года, когда правительство области передало университету медицинский колледж. При этом подготовка осуществляется по тем же объемам и стандартам, которые были в прежние времена. 70% наших преподавателей — те же, кто готовил специалистов среднего медицинского образования и раньше. При этом теперь будущим специалистам среднего медицинского образования стали доступны многие фундаментальные университетские дисциплины — генетика, иммунология, иммуногистохимия и т. д. В первые годы мы действительно набирали на обучение в среднее звено выпускников только 11-х классов. Теперь получили право брать выпускников 9-х классов. Эти ребята имеют в перспективе более четкую профессиональную ориентацию — в процессе обучения они могут определиться, хотят ли в будущем связать жизнь с медициной. Спрос на это образование оказался очень большим. Конкурс и проходной балл на специальность «сестринское дело» самые высокие из всех программ СПО в университете. В целом за годы после присоединения колледжа к университету мы выпустили более 1150 специалистов со средним медицинским образованием. В ближайшие годы мы рассчитываем выпустить примерно столько же.
— Куда потом идут работать ваши дипломированные медсестры и медбратья?
— Вот здесь начинается проблема. Если вы помните, раньше колледж выпускал медработников — и практически все трудоустраивались. Но был один очень важный момент — действовала система распределения, и все выпускники обязаны были ехать работать туда, куда их направляли после колледжа. Сейчас распределения нет. Даже те, кто учится за счет бюджета, имеют полное право самостоятельно решать, ехать им в Славск или Краснознаменск, к примеру, или устраиваться в косметологические салоны в центре Калининграда, а наши выпускники там очень востребованы.
— А районные больницы области их вообще ждут? Главврачи приходят к вам за свежими кадрами?
— Это вторая часть проблемы. За всё время существования мединститута по этому вопросу я видел в своем кабинете только двух главных врачей. И ни одной главной медицинской сестры, ни одного начмеда районных больниц. Разве что «взрослая» и «детская» областные больницы системно и активно работают с нашими студентами на этапе обучения. Более того, вы не поверите, но мне до сих пор поступают звонки от главврачей из районов с вопросом: «Когда будет распределение выпускников?». Они просто не знают, что распределения у нас в стране давно уже нет!
По-хорошему, главному врачу райбольницы самому нужно подбирать школьников в своей районной школе, говорить: «Лена, Оля, вы хотите быть медсестрами? Замечательно! Давайте мы заключим с вами договор, будем доплачивать вам к стипендии, оплатим проезд до дома, междугородний автобус, к примеру. Когда начнете работать — поможем с соцпакетом. А вы после окончания мединститута минимум три года отработаете в нашей больнице». Или главврачи могли бы приходить к нам, общаться со студентами, рассказывать об условиях работы, подбирать себе кадры здесь. Но увы, нет ни того, ни другого…
Стоит рассмотреть возможность разработки областной целевой программы под условным названием «Земский фельдшер», которая позволит специалистам среднего медицинского образования закрепиться в районах области. Будем надеяться, что новый состав минздрава области на это обратит пристальное внимание. Мы хотим, чтобы главный врач районной больницы переживал за свои будущие кадры, подыскивал их у себя в районе, подписывал договор и передавал нам. А мы бы обучали и возвращали в районные больницы подготовленных специалистов.
— Но будущих врачей, насколько нам известно, вы по таким целевым направлениям обучаете?
— С будущими врачами — да, ситуация иная. Половину студентов мы набираем по целевым направлениям. Но здесь, по моему мнению, программу логичнее было бы переформатировать. Подготовка врача, как я уже говорил — процесс очень длительный. Общую долгосрочную стратегию развития системы здравоохранения и кадровую её составляющую в каждом районе, по логике, нужно разрабатывать на уровне минздрава, а не районной больницы.
— Чем отличается подготовка врача от подготовки медсестры?
— Это совершенно разная идеология образования — у нас не пересекаются ни преподаватели, ни учебники, ни программы. Если выразить отличие одной фразой, то на среднем образовании — мы учим делать, а на высшем — мы учим думать. Но, конечно, и среди выпускников среднего звена есть те, кто хочет затем стать врачом — таких у нас каждый год 10–15 человек.
— Мы знаем, что медицинский институт уже завоевал почет и уважение в России. Скажите, а есть ли у института международные контакты?
— Студенты-медики регулярно проходят практику в университетах и клиниках Литвы, Беларуси, Германии, Польши. В настоящее время двенадцать студентов находятся на учебной практике за пределами нашей страны.
С другой стороны — у нас регулярно преподают ведущие профессора европейских университетов. Только за последние два месяца наши студенты прослушали лекции и приняли участие в круглых столах с профессорами из Бельгии, Германии, Израиля. Ну а один из ведущих гинекологов Германии, президент Европейской ассоциации по лечению эндометриоза, профессор А. Эберт (Берлин) стал штатным сотрудником нашего института.