С 21 по 23 июня 2023 г. проходила Летняя школа молодых ученых «Психология образования: современные исследования» в рамках Всероссийского проекта исследования детства «Растем вместе» на базе Психологического института Российской академии образования совместно с факультетом психологии МГУ имени М. В. Ломоносова. В качестве участников в очном формате были отобраны и приглашены студентки 2 курса 17.1–119 группы кафедры дошкольного образования Института психологии и образования Казанского федерального университета Диана Зайцева и Ольга Евсеева.
В первый день участники подробнее узнали о проекте «Растем вместе» от Александра Николаевича Вераксы. Тимофей Александрович Нестик рассказал о психологическом состоянии российского общества и перспективных направлениях его исследования. Варвара Ильинична Моросанова и Тамара Олеговна Гордеева поделились своим опытом в исследовательской деятельности и тем, как можно найти себя в науке и где искать мотивацию для научной деятельности. В завершение дня Наталья Руднова провела воркшоп: техники чтения, разбора и анализа научных текстов, рассказала о различных техниках чтения, а затем участники Летней школы на практике закрепляли одну из техник, взаимодействуя друг с другом.
Второй день начался с ZOOM-конференции с Николаем Николаевичем Вересовым, профессором Университета Монаш, Австралия, о культурно-историческом подходе в международном исследовательском контексте. Затем Анастасия Николаевна Сиднева выступила с докладом о теориях в педагогической психологии и о том, в каком алгоритме работать при написании научных работ. В дополнение к этому Дарья Алексеевна Бухаленкова раскрыла тему подбора и оценки методов для научного исследования. О том, как изучать сложные темы и где искать поддержку в этом деле, рассказала Вера Анатольевна Якупова. Завершился день выступлением Вера Леонидовна Сухих, которая презентовала свое исследование режиссерской игры младших дошкольников и на его примере сравнила количественные и качественные методы сбора данных, описала их достоинства и недостатки.
Заключительный третий день выдался наиболее интересным и насыщенным. Дмитрий Сергеевич Корниенко погрузил слушателей в мир статистики, раскрыл ее важность, поделился не только необходимыми ресурсами, но и ценными советами о том, как и в каком виде лучше представлять данные респондентов. Далее Маргарита Николаевна Гаврилова структурировала знания о том, как писать цитируемую статью, какие в ней должны быть обязательные элементы и какие существуют требования к каждому из них. С замечательной лекцией об опасности творчества и его подмены выступил Евгений Евгеньевич Крашенинников – он обобщил знания о творчестве и дал много другой новой информации. Затем Майя Валерьевна Булаева, директор ГБОУ «Школа в Некрасовке», сообщила о запросах современной школы, требованиях к специалистам и задачах образовательной организации. Александр Евгеньевич Эпштейн рассказал о том, как сделать так, чтобы устное выступление было интересно слушателям, что необходимо знать и уметь для участия в разнообразных конференциях и форумах. И в завершение дня прошла церемония закрытия Летней школы, где всем участникам вручили сертификаты и другие подарки.
Летняя школа объединила молодых ученых с разных уголков страны как в очном, так и в дистанционном формате. У участников была возможность не только послушать выступления спикеров, но и познакомиться с единомышленниками в сфере научной деятельности, обменяться опытом своей работы.
Больше всего студентам кафедры дошкольного образования понравилась лекция о структуре статьи, о том, как ее правильно писать, а также об использовании статистических методов, полезных ресурсах для ее оформления. Важной была информация о том, как изучать темы любой сложности и выигрывать гранты на реализацию проектов. Эти знания, несомненно, помогут им добиваться успеха в дальнейшей научной деятельности.