Новые возможности для каждого
Проект «Совершенствование профессиональных компетенций педагогических работников в условиях цифровизации образования» представляет собой разработку и реализацию программ повышения квалификации педагогических работников начального общего, основного общего, среднего (полного), среднего профессионального образования, предназначенных для профессионального развития педагогических работников образовательных организаций в области цифровых технологий.
Проект реализуется в рамках мероприятия «Обучение граждан по программам непрерывного образования в образовательных организациях, реализующих дополнительные образовательные программы и программы профессионального обучения» федерального проекта «Новые возможности для каждого» национального проекта «Образование» и предполагает обучение по программам ДПО 19 000 педагогических работников Республики Татарстан и субъектов Российской Федерации за счет средств федерального гранта.
На конкурсный отбор представлены следующие программы дополнительного профессионального образования:
1. «Цифровые технологии управления качеством образования в условиях реализации ФГОС».
Категория слушателей: директора, заместители директора, кадровый резерв руководителей образовательных организаций.
Организация обучения: очно/заочная.
Объём программы: 108 часов.
2. «Цифровые образовательные ресурсы в образовательном процессе как условие индивидуализации обучения младших школьников».
Категория слушателей: учителя начальных классов общеобразовательных учреждений.
Организация обучения: очная.
Объём программы: 72 часа.
3. «Формирование цифровой компетентности преподавателей общепрофессиональных дисциплин и междисциплинарных курсов в условиях реализации ФГОС СПО».
Категория слушателей: учителя общепрофессиональных дисциплин и междисциплинарных курсов образовательных учреждений среднего профессионального образования.
Организация обучения: очно/заочная.
Объём программы: 96 часов.
4. «Формирование цифровых компетенций учителей социально-гуманитарного цикла (история и обществознание, русский язык и литература, МХК) в условиях глобальной среды электронного обучения».
Категория слушателей: учителя русского языка, литературы, истории, обществознания, МХК.
Организация обучения: очно/заочная.
Объём программы: 72 часа.
5. «Использование цифровых образовательных технологий как средство развития математической грамотности школьника».
Категория слушателей: учителя математики, физики.
Организация обучения: очная.
Объём программы: 72 часа.
6. «Формирование цифровых компетенций учителей естественнонаучного цикла (биология, химия, география, физика) в условиях формирования цифровой образовательной среды»
Категория слушателей: учителя естественнонаучного цикла (биология, химия, география, физика).
Организация обучения: очно/заочная
Объём программы: 72 часа.
Особое внимание в ходе освоения программ непрерывного образования уделяется совершенствованию профессионального мастерства педагогических работников в области эффективного применения в процессе обучения цифровых образовательных технологий. В этой связи современная цифровая инфраструктура КФУ представляет собой ресурсную базу для pазpаботки и внедpения передовых информационно-коммуникационных технологий и интеллектуальных систем в образовательную деятельность. В ноябре 2019 году в университете планируется открытие парка цифровых образовательных технологий EduTech для педагогических работников, повышающих квалификацию на базе КФУ, а также будущих учителей. Это позволит сконцентрировать в едином центре большое количество инновационных решений для сферы образования: технологии виртуальной и дополненной реальности, интерактивные панели, современное программное обеспечение, цифровые лаборатории. Одной из задач технопарка EduTech является в том числе проведение комплексных педагогических, психологических и психометрических исследований эффективности применения онлайн технологий и цифровых образовательных платформ в школьной практике. В настоящее время Казанский (Приволжский) федеральный университет проводит подобные исследования для крупнейших российских компаний – разработчиков цифровых образовательных решений. Исследования проводятся совместно с научно-образовательной лабораторией «Цифровые образовательные решения», действующей в структуре Приволжского регионального научного центра Российской академии образования в КФУ.
К реализации программ дополнительного профессионального образования, представленных в рамках проекта «Совершенствование профессиональных компетенций педагогических работников в условиях цифровизации образования» будут привлечены Институт вычислительной математики и информационных технологий КФУ, Высшая школа информационных технологий и информационных систем (ИТИС), где осуществляется подготовка высококвалифицированных кадров, повышение квалификации и профессиональная переподготовка сотрудников предприятий в области информационных технологий, проводятся прикладные исследования в области ИТ-индустрии. В стенах профильных институтов сегодня функционирует более 20 научно-исследовательских лабораторий, таких как FujitsuLab, CiscoInnovationCenter, IOSLab, SamsungAndroidLab, DigitalMediaLab, FlatStackLab и др.
В настоящее время КФУ имеет в своей структуре два общеобразовательных лицея, входящих в топ-100 лучших школ Российской Федерации (IT-лицей с информационно-математическим профилем работы и лицей им.Н.И.Лобачевского с физико-математическим профилем), центры дополнительного образования, технического творчества. Все это представляет собой площадки для исследовательской деятельности, разработки эффективных методик и педагогических технологий и свидетельствует об инновационном потенциале Университета в совершенствовании компетенций учителей по формированию конкурентоспособности российских школьников.
Разработка проекта «Совершенствование профессиональных компетенций педагогических работников в условиях цифровизации образования» обусловлена потребностью школы и общества в педагогах, обладающих высокими универсальными компетенциями, умениями работы с цифровыми образовательными ресурсами в условиях революционных перемен, вызванных влиянием современных прорывных технологий. Проект включает в себя разработку и реализацию программ непрерывного образования, в рамках которых предусмотрено обучение педагогических работников современным цифровым решениям, интегрируемым в современных педагогических подходах и технологиях: личностно-ориентированном (персонализованном) образовании, «эмпирическом» обучении (обучении, основанном на опыте), «явление-ориентированном» обучении и др.
Цель реализации программ дополнительного профессионального образования - развитие цифровой компетентности педагогических работников образовательных организаций для дальнейшего эффективного внедрения цифровых технологий в учебно-воспитательный процесс, тем самым повышения качества образования.
Задачи, на решение которых направлены представленные к конкурсу программы дополнительного профессионального образования:
Использование при реализации образовательных программ онлайн-курсов и/или массовых открытых онлайн-курсов (МООК), и/или видеокурсов, предназначенных для самостоятельного освоения слушателями части программы.
Ряд программ ДПО, представленных на конкурс, предусматривают очно/заочную форму обучения. Дистанционные модули к программам разработаны в соответствии с Регламентом разработки, регистрации, подготовки к использованию в учебном процессе и удаления электронных образовательных ресурсов в системе электронного обучения федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет» (от 30.03.2016).
Каждый электронный образовательный ресурс программы ДПО, разработанный на тестовой площадке do.kpfu.ru, прошел обязательную процедуру регистрация в системе управления обучением КФУ и получил подтверждение сектором методического сопровождения дистанционных программ Департамента образования КФУ факта его размещения в одной из установок системы управления обучением MOODLE (на площадке edu.kpfu.ru).
В рамках Проекта с 09 по 27 декабря 2019 года предусмотрена реализация следующих дистанционных программ повышения квалификации:
КФУ активно взаимодействует с ведущими поставщиками компьютерного оборудования в образовательные учреждения РФ, квантроиумы, технопарки. Результатом эффективного партнерства является оснащение технопарка цифровых образовательных решений EduTech современным цифровым оборудованием на безвозмездной основе. Развитая современная инфраструктура технопарка EduTech способствует эффективной реализации практикоориентированных курсов повышения квалификации педагогических работников, развития у учителей компетенций, связанных с проектированием и формированием цифровых образовательных сред в школах Республики Татарстан и регионов Приволжского федерального округа.