Региональный научный центр Российской академии образования (РАО) в Приволжском федеральном округе создан на базе Казанского федерального университета. 19 мая 2016 года, на пленарном заседании состоявшегося в КФУ II Международного форума по педагогическому образованию, вице-президент РАО Владимир Лаптев вручил ректору КФУ Ильшату Гафурову соответствующие документы. Это событие стало закономерным результатом работы учёных Института психологии и образования КФУ и РАО в рамках совместной исследовательской лаборатории по проблеме «Организационно-содержательное и технологическое обновление образовательного процесса в современном российском вузе», созданной в 2014 году в связи с возросшим интересом научно-педагогической общественности к модернизационным процессам в КФУ. О специфике последних в марте 2014 года член-корреспондент РАО по Отделению профессионального образования, ректор КФУ Ильшат Гафуров доложил на Президиуме РАО.
Результаты совместной работы показали важность научного взаимодействия с РАО: КФУ получил объективную оценку происходящих изменений и, несомненно, усилил их качественную составляющую. В свою очередь, Российская академия образования, обратившись к исследованию образовательной деятельности в КФУ, получила возможность создать на базе одного из крупнейших вузов страны достаточно крупную экспериментальную площадку для разработки и внедрения новых идей и технологий.
Организация Российской академией образования масштабных междисциплинарных исследований в сотрудничестве с ведущими образовательными и научными центрами страны позволит выйти на новый современный уровень исследований.
Структура
1) НИЛ психологических исследований;
2) НИЛ развития образования;
3) НИЛ духовно-нравственного воспитания и теологии;
4) НИЛ развития педагогического образования;
5) НИЛ развития инклюзивного образования;
6) НИЛ воспитания и развития личности;
7) НИЛ родных языков и культур народов Российской Федерации;
8) НИЛ междисциплинарных исследований в сфере наук об образовании;
9) НИЛ развития высшего и среднего профессионального образования;
10) НИЛ социокультурных исследований в образовании;
11) НИЛ изучения образовательных реформ в странах Центральной Азии.