На Международной научно-практической конференции, прошедшей 18.03.2023 г. в г. Зеленодольске, приняло участие 170 человек. Участники конференции из разных субъектов России и СНГ обсудили проблемы наставничества, проблемы развивающего обучения на дошкольном и школьном уровнях, проблемы двуязычия и одаренности в условиях цифровизации образования, преемственности национальных, культурных, гражданских, патриотических ценностей, проблемы, связанные с подготовкой педагогов для цифровой эпохи.
2023 год в России – Год педагога и наставника, это год, когда педагоги актуализируют и реализуют творческое наследие прошлого.
Докладчики отмечали, что Л. В. Занков относится к той категории учёных-педагогов, которые остаются наставниками (менторами) не только при жизни, но и после неё. Талантливый учёный, психолог и педагог, оставил в наследство нам самую современную и всё ещё новаторскую систему – систему развивающего обучения. Эта система до сих пор требует от учителя большой отдачи и педагогического мастерства.
Исследователи разных стран мира (США, Англии, Китая и др.) обращают внимание на проблемы менторинга (роли тьютора, консультанта, преподавателя) на процесс развивающего обучения, на развитие личности ученика и самого педагога в этом процессе.
Практика показывает, что в школах с профильным содержанием (гимназиях, лицеях, колледжах) эти проблемы решаются по-разному. Одни углубляют профилизацию, другие – практическую направленность, третьи – индивидуальную самостоятельную работу обучаемых и т.д.
В гимназии № 3 – гимназии с традиционно углубленным изучением математики – есть Малышкина школа (школа для детей старшего дошкольного возраста). В этой школе работают профессионалы высшей квалификации. Они работают по системе развивающего обучения – системе Л. В. Занкова – уже 30 лет.
Именно эта школа (предшкола) и эта система закладывают основы базовой подготовки детей и обеспечивает их успешность в начальной и средней школе. Интерес к учёбе, желание учиться на высоком уровне трудностей («в зоне ближайшего развития») не пропадают у школьников до конца учёбы. Они набирают высокие баллы ЕГЭ, побеждают в олимпиадах и конкурсах, поступают в самые рейтинговые вузы страны.
Роль менторинга здесь исключительно велика. Учителя Малышкиной школы, они же учителя начальной школы и учителя-предметники, прогнозируют и обеспечивают успешность своих воспитанников по разным дисциплинам до окончания гимназии. Система развивающего обучения здесь работает синхронно с системой воспитательной, внеклассной работы, творческой и исследовательской деятельности гимназии.
Конференция рекомендует:
1. Использовать опыт развивающего обучения Л. В. Занкова, наработанный в гимназии № 3 г. Зеленодольска, в образовательных учреждениях России и СНГ;
2. Формировать на основе технологий развивающего обучения Эльконина-Давыдова-Занкова практико-ориентированную систему подготовки педагогов в рамках специалитета, бакалавриата, магистратуры, аспирантуры в вузах России и СНГ;
3. Разрабатывать формы использования развивающего обучения в условиях реализации Золотого стандарта образования России;
4. Повышать качество непрерывного образования будущих педагогов, психологов, управленцев и исследователей при помощи технологий и средств развивающего обучения;
5. Развивать творческие способности будущих педагогов – специалистов, бакалавров, магистров – в университетах с направлениями профильной педагогической подготовки.