Физико-математическое образование
Общая информация о программе
Направление подготовки: 44.04.01 Педагогическое образование
Уровень: магистратура
Область профессиональной деятельности: 01. Образование и наука
Типы профессиональных задач: педагогический, проектный, научно-исследовательский
Язык обучения: русский
Форма обучения: очная
Объем программы: 120 з.е.
Продолжительность обучения: 2 года
Документ об образовании, степень/квалификация: Педагогическое образование, магистр
Возможность бесплатного обучения: есть
Выпускающая кафедра: кафедра педагогики высшей школы Института психологии и образования Казанского федерального университета. Программа реализуется совместно с кафедрами теории и технологий преподавания математики и информатики Института математики и механики, общей физики Института физики, Лицеем им. Н.И. Лобачевского Казанского федерального университета.
Сведения о руководителях магистерской программы
Руководители магистерской программы:
Скобельцына Елена Германовна, кандидат педагогических наук, директор ОШИ Лицея имени Н.И. Лобачевского, Почетный работник общего образования Российской Федерации, e-mail: EGSkobelcyna@kpfu.ru, тел.: (843) 292-07-70
Круг научных интересов: методика обучения физико-математических дисциплин в школе и вузе, психологические аспекты методики обучения физики.
Общее количество публикаций: более 70.
Индекс цитируемости в международной базе данных Scopus: 2
Индекс цитируемости в международной базе данных Web of Science: 2
Российский индекс научного цитирования: 1
Гарнаева Гузель Ильдаровна, кандидат физико-математических наук, доцент, доцент кафедры общей физики Института физики Казанского федерального университета, e-mail: guzka-1@yandex.ru, тел.: 89372867513
Круг научных интересов: методика обучения физико-математических дисциплин в школе и вузе, психологические аспекты методики обучения физики и математики, оптика, нелинейная спектроскопия.
Общее количество публикаций: более 100.
Индекс цитируемости в международной базе данных Scopus: 5
Индекс цитируемости в международной базе данных Web of Science: 5
Российский индекс научного цитирования: 6
Описание программы
1. Актуальность, востребованность и уникальность магистерской программы. Актуальность и востребованность программы обусловлена тем, что на данный момент существует острая нехватка компетентных учителей математики и физики в образовательных организациях. В современных условиях моделирование является одной из основных задач школьного математического образования, физического образования и определяет их содержание. Изучение различных аспектов компьютерного моделирования в процессе обучения математике, лабораторного практикума в процессе обучения физике существенно расширяет представления обучающихся о современной физической и математической науках, информационных технологиях, достижениях в данных областях. Кроме того, физико-математическое образование выступает основой фундаментализации инновационной педагогической деятельности учителя условиях информатизации и цифровизации образования. Программа разработана на основе интеграции математических, физических наук и педагогического образования. Одним из методов подготовки учителя физики и математики в рамках программы является метод «физико-математического и дидактического моделирования». В соответствии с ним, в образовательном процессе формирование предметных (математических и физических) и методических компетенций будущих учителей сосредоточено на развитии умений решать прикладные учебные задачи, использовать их при математическом и физическом моделировании реальных процессов в учебных целях.
2. Цель магистерской программы: сформировать и развить у магистрантов углубленные специальные знания инновационного характера, комплекс компетенций, практический опыт, необходимый для исследования, проектирования и реализации целостного образовательного процесса в области физико-математического образования в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование.
3.Особенности учебного плана: модульный учебный план и содержание магистерской программы разрабатывались совместно с работодателями с учетом потребностей современной образовательной практики. Программа построена на интеграции психолого-педагогической, предметной и методической подготовки. Освоение разделов модулей интегрируется с научно-исследовательской, проектной деятельностью студентов, а также с прохождением различных типов и видов практик в лучших образовательных организациях.
4. В педагогической магистратуре студентов научат:
- проектировать образовательные программы по физике, математике, индивидуальные образовательные маршруты обучающихся, разрабатывать научно-методическое обеспечение их реализации;
- проектировать и реализовывать образовательный процесс, в том числе для обучающихся с особыми образовательными потребностями;
- разрабатывать и применять современные методики, инновационные технологии, активные и интерактивные формы и методы обучения физике и математике;
- разрабатывать и применять цифровые образовательные ресурсы;
- управлять внеурочной деятельностью обучающихся по физике и математике;
- планировать и организовывать взаимодействия участников образовательных отношений;
- разрабатывать контрольно-измерительные материалы для реализации мониторинга образовательных результатов обучающихся по физике и математике;
- анализировать результаты научных исследований, самостоятельно осуществлять научное исследование, управлять научно-исследовательской и проектной деятельностью обучающихся;
- организовать работу команды, вырабатывая командную стратегию для достижения образовательных целей;
- определять и реализовать приоритеты собственной деятельности и способы ее совершенствования на основе самооценки и др.
5. Конкурентные преимущества программы:
- получение высшего образования в лидирующем университете России, входящем в ТОР 100 мировых вузов в предметном рейтинге «Образование» согласно версии издания Times Higher Education (THE) 2020г.;
- высококвалифицированный профессорско-преподавательский состав;
- возможность посещать лекции и участвовать в семинарах ведущих российских и зарубежных исследователей;
- индивидуальный подход к каждому магистранту;
- возможность участвовать в программах академической мобильности (Германия, Чехия, Словакия и др.);
- обучение в современном Центре педагогической магистратуры;
- наличие бюджетных мест;
- наличие общежития для проживания студентов;
- удобное расписание, позволяющее сочетать обучение в педагогической магистратуре и профессиональную деятельность;
- интеграция психолого-педагогической, предметной и научно-методической подготовки на основе обновленного содержания образования;
- интеграция теоретических занятий и реальной образовательной практики на основе школьно-университетского партнёрства и рефлексивной деятельности;
- использование деятельностных технологий, интерактивных методов обучения, цифровых образовательных ресурсов;
- возможность активного участия в научно-исследовательской и проектной деятельности;
- свободный доступ к одной из крупнейших в стране специализированных библиотек и ведущим российским и зарубежным электронным образовательным ресурсам;
- возможность трудоустройства в лучших образовательных организациях.
6. Трудоустройство выпускников: выпускники могут трудоустроиться в образовательные организации (преподавание математики и физики), учреждения дополнительного образования (педагогами курсов, связанных с математикой, физикой, робототехникой), научно-образовательные центры (научными сотрудниками), органы управления образованием (сотрудниками). Выпускники также могут заниматься профессиональной деятельностью по предоставлению платных услуг в сфере образования (обучение математике и физике).
7. Возможности продолжения обучения: лица, успешно освоившие магистерскую программу, могут продолжить обучение в аспирантуре.