Структура образовательной программы\Практическая психология в образовании(реализация гранта МОиН РФ) - Казанский (Приволжский) федеральный университет
Структура образовательной программы

Образовательная программа содержит 3-х модуля:

1.  Модуль ГСЭ (адаптационный,  социокультурный)  «Психолого-педагогические основы образования  в поликультурной среде» включает в себя дисциплины гуманитарного социально-экономического  профиля  и  носит  адаптационный  характер. Включает  в  себя  6 обязательных дисциплин и 3 дисциплины из 5 по выбору. Обязательные дисциплины «Педагогика  в  системе  современного  антропологического  знания»,  «Психологические  теории  в проектировании образовательных систем», «Философия и история образования», «Проблемы детства в этнопедагогике», «Образование в поликультурном и полиэтническом обществе» и «Психология  этнического  самосознания  и  межкультурного  общения»  концентрированно представляют  базисные  компоненты  академического  психологического  знания.

Центральной проблематикой данного модуля является образование в поликультурной среде. Именно с этим связано включение курсов «Проблемы детства в этнопедагогике», «Образование в поликультурном и полиэтническом обществе» и «Психология этнического самосознания и межкультурного общения».

Дисциплины по выбору представляют собой тренинги (Адаптационный  тренинг; Тренинг командообразования; Тренинг личностного роста; Тренинг управления конфликтами; Тренинг толерантности и межкультурной коммуникации).


2.  Модуль ЕН (психофизиологический) «Биолого-психолого-педагогические основыразвития ребенка» является базой для полноценной профессиональной деятельности педагога-психолога, направлен на овладение базисными (методологическими) психолого-биолого-физиологическими знаниями. Он строится на основе принципа межпредметной интеграции.

Включает в себя интегрированные курсы, содержащие знания  по анатомо-физиологическим, возрастным психологическим особенностям, норме и отклонениям в развитии ребенка: в дошкольном детстве,  в младшем школьном возрасте, в подростковом и юношеском возрасте («Психофизиологические особенности развития ребенка в дошкольном детстве», «Психофизиологические особенности развития младших школьников»,  «Психофизиологические особенности развития детей в подростковом возрасте», «психофизиология юношеского возраста».  Данные  курсы предваряются курсом, носящим обобщающий характер  «Психологопедагогическая антропология».

На выбор студентам предлагается 5 курсов, из которых он выбирает 3. Данные курсы по выбору связаны с изучением развития детей с особыми потребностями (одаренные дети;  дети группы риска; дети с девиациями поведения; дети с зависимостью; дети с ограниченными возможностями здоровья). Таким образом, студенты параллельно изучают психофизиологические возрастные особенности детей, которые накладываются на более детальное изучение детей особых. В данном случае им предоставляется возможность для профилизации обучения.


3. Модуль (инструментальный) «Психолого-педагогическое  сопровождение  развития ребенка в образовательной среде» включает в себя профильные дисциплины, связанные с основными направлениями профессиональной деятельности практического психолога в  образовании  (диагностикой, профилактикой,  коррекцией  и  просвещением):  «Психолого-педагогическая диагностика», «Количественные и качественные методы в работе психолога», «Основы превентивной педагогики», «Психологическое сопровождение образовательного процесса», «Психопедагогика воспитания и обучения», «Психология и педагогика семьи», «Проектирование психологически безопасной образовательной среды».

Для обеспечения бакалаврам возможности освоения психолого-педагогических технологий для адресной работы  с различными категориями учащихся в данном модуле предлагаются 7 курсов по выбору, из которых студенты выбирают 4.

Непрерывная психолого-педагогическая практика.

Каждая  учебная  дисциплина  предполагает  их  моделирование по принципу «знаю-умею-компетентен». В связи с этим, органической  частью учебного  процесса,  обеспечивающей соединение теоретической подготовки будущих практических психологов с их практической деятельностью в реальных  условиях профессиональной  деятельности, является непрерывная психолого-педагогическая практика. В ходе проведения  практик  студенты  знакомятся с основными направлениями деятельности практического психолога, совершенствуют  навыки  непосредственного взаимодействия с людьми, приобретают опыт психодиагностики, психологического сопровождения образовательный среды и консультирования. В соответствии с учебным планом подготовки бакалавров по направлению психолого-педагогического образования  (профиль  «Практическая  психология  в  образовании»)

предусматриваются следующие виды практик:

- учебно-ознакомительная адаптационная практика (распределенная) «Погружение в профессиональную среду»,

- психолого-педагогическая практика (распределенная) «Рефлексивное погружение в профессию»;

- психолого-педагогическая  практика «Летняя практическая школа», 

психолого-педагогическая практика  (распределенная)  «Психолого-медико-педагогический консилиум» (с контактными часами)

Все виды практики тесно взаимосвязаны, осуществляются в определенной системе и указанной  последовательности,  обладая  большими  потенциальными  возможностями  для профессионального самоопределения. Именно таким образом осуществляется смещение образовательного результата в область практического применения теоретических знаний.