Физика и астрономия
Общая информация о программе
- Направление подготовки: 44.04.01 Педагогическое образование
- Уровень: магистратура
- Область профессиональной деятельности: 01. Образование и наука
- Типы профессиональных задач: педагогический, проектный, научно-исследовательский
- Язык обучения: русский
- Форма обучения: заочная
- Объем программы: 120 з.е.
- Продолжительность обучения: 2 года 6 месяцев
- Документ об образовании, степень/квалификация: Педагогическое образование, магистр
- Возможность бесплатного обучения: есть
- Выпускающая кафедра: кафедра педагогики высшей школы Института психологии и образования Казанского федерального университета. Программа реализуется совместно с общеобразовательной школой-интернат «Лицей имени Н.И. Лобачевского», которая является структурным подразделением Казанского федерального университета.
Сведения о руководителе магистерской программы
1. Руководитель магистерской программы: Скобельцына Елена Германовна, кандидат педагогических наук, директор общеобразовательной школы-интернат «Лицей имени Н.И. Лобачевского» - структурного подразделения Казанского федерального университета, почетный работник общего образования Российской Федерации, заслуженный учитель Республики Татарстан.
2. Контактное лицо: Вашетина Оксана Викторовна, кандидат педагогических наук, доцент, e-mail: vashetina@yandex.ru, тел.: 89172704948.
3. Круг научных интересов: управление качеством образования, инновационные технологии обучения.
4. Общее количество публикаций: более 30.
5. Российский индекс научного цитирования: 2
6. Участие в проектах и грантах: грант «Наш лучший директор школы».
Описание программы
1. Актуальность, востребованность и уникальность магистерской программы. Актуальность и востребованность программы обусловлена тем, что на данный момент существует острая нехватка компетентных учителей физики, и особенно, астрономии в образовательных организациях (после долгого перерыва астрономия вернулась в российские школы в качестве учебного предмета). Интеграция в образовательной программе двух точных наук – физики и астрономии способствует формированию комплексной картины мира в сознании обучающихся, развитию их естественно-научного мировоззрения, раскрывает практическую направленность изучения физики. Актуальность программы обусловлена также тем, что, с одной стороны, страна остро нуждается в высококвалифицированных инженерах, техниках, исследователях, вооруженных современными знаниями, компетенциями и обладающих новым планетарным стилем мышления, и, с другой стороны, резким снижением интереса молодежи к инженерно-техническим специальностям. В этих условиях особая задача учителей физики и астрономии заключается в формировании мотивации и интереса к изучению данных наук. Уникальность программы заключается в том, что психолого-педагогическая подготовка реализуется на базе Института психологии и образования Казанского федерального университета, предметно-методическая подготовка на базе лицея им. Лобачевского (структурного подразделения Университета). Преимуществами данной модели подготовки педагогических кадров являются: естественная интеграция теоретической и практической подготовки педагогов, сокращение дистанции между получением новых знаний и их непосредственной реализацией на практике, осуществление школьно-университетского партнерства на новом уровне взаимодействия. Активное участие учителей-практиков лицея в реализации данной магистерской программы позволяет усилить практикоориентированность подготовки и обеспечить высокий уровень сформированности предметных и методических компетенций магистрантов.
2. Цель магистерской программы: сформировать и развить у магистрантов углубленные специальные знания инновационного характера, комплекс компетенций, практический опыт, необходимый для исследования, проектирования и реализации целостного образовательного процесса в области физико-астрономического образования в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование.
3. Особенности учебного плана: модульный учебный план и содержание магистерской программы разрабатывались совместно с работодателями с учетом потребностей современной образовательной практики. Программа построена на интеграции психолого-педагогической, предметной (физика и астрономия) и методической подготовки. Освоение разделов модулей интегрируется с научно-исследовательской, проектной деятельностью студентов, а также с прохождением различных типов и видов практик в лучших образовательных организациях. Теоретические разделы модулей учебного плана: современные проблемы и инновации в образовании, методология и методы научного исследования, теоретико-методологические основы педагогического проектирования, менеджмент в образовании, научные основы содержания курса физики, научные основы содержания курса астрономии и др. Практикоориентированные разделы модулей учебного плана: педагогическая деятельность в интерактивной образовательной среде, информационные технологии в образовательной деятельности, проектирование образовательных программ, образовательные практики с одаренными обучающимися, организация образовательного процесса в условиях инклюзии, адаптация обучающихся-мигрантов в образовательной среде, методика и инновационные технологии обучения физике, методика и инновационные технологии обучения астрономии, практикум по физике и астрономии, управление внеурочной деятельностью обучающихся по физике и астрономии, цифровые образовательные ресурсы в обучении физике и астрономии, практикум по проектированию элективных курсов по физике и астрономии, практикум по разработке контрольно-измерительных материалов по физике и астрономии, тренинг педагогического взаимодействия, тренинг по педагогической конфликтологии, тренинг проектирования индивидуальной траектории саморазвития и др.
4. В педагогической магистратуре студентов научат:
- проектировать образовательные программы по физике и астрономии, индивидуальные образовательные маршруты обучающихся, разрабатывать научно-методическое обеспечение их реализации;
- проектировать и реализовывать образовательный процесс, в том числе для обучающихся с особыми образовательными потребностями;
- разрабатывать и применять современные методики, инновационные технологии, активные и интерактивные формы и методы обучения физики и астрономии;
- разрабатывать и применять цифровые образовательные ресурсы;
- управлять внеурочной деятельностью обучающихся по физике и астрономии;
- планировать и организовывать взаимодействия участников образовательных отношений;
- разрабатывать контрольно-измерительные материалы для реализации мониторинга образовательных результатов обучающихся по физике и астрономии;
- анализировать результаты научных исследований, самостоятельно осуществлять научное исследование, управлять научно-исследовательской и проектной деятельностью обучающихся;
- организовать работу команды, вырабатывая командную стратегию для достижения образовательных целей;
- определять и реализовать приоритеты собственной деятельности и способы ее совершенствования на основе самооценки и др.
5. Конкурентные преимущества программы:
- получение высшего образования в лидирующем университете России, входящем в ТОР 100 мировых вузов в предметном рейтинге «Образование» согласно версии издания Times Higher Education (THE) 2020г.;
- высококвалифицированный профессорско-преподавательский состав;
- возможность посещать лекции и участвовать в семинарах ведущих российских и зарубежных исследователей;
- индивидуальный подход к каждому магистранту;
- обучение в современном Центре педагогической магистратуры; проведение лабораторных и практических занятий в аудиториях, моделирующих современный школьный кабинет и лабораторию физики;
- наличие бюджетных мест;
- удобное расписание, позволяющее сочетать обучение в педагогической магистратуре и профессиональную деятельность;
- интеграция психолого-педагогической, предметной и научно-методической подготовки на основе обновленного содержания образования;
- интеграция теоретических занятий и реальной образовательной практики на основе школьно-университетского партнёрства и рефлексивной деятельности;
- использование деятельностных технологий, интерактивных методов обучения, цифровых образовательных ресурсов;
- возможность активного участия в научно-исследовательской и проектной деятельности;
- свободный доступ к одной из крупнейших в стране специализированных библиотек и ведущим российским и зарубежным электронным образовательным ресурсам;
- возможность трудоустройства в лучших образовательных организациях.
6. Трудоустройство выпускников: выпускники могут трудоустроиться в образовательные организации (преподавание физики и астрономии), учреждения дополнительного образования (педагогами курсов, связанных с физикой и астрономией), просветительские учреждения (лекторами, сотрудниками Планетария), научно-образовательные центры (научными сотрудниками), органы управления образованием (сотрудниками). Выпускники также могут заниматься профессиональной деятельностью по предоставлению платных услуг в сфере образования (обучение физике и астрономии).
7. Возможности продолжения обучения: лица, успешно освоившие магистерскую программу, могут продолжить обучение в аспирантуре.
Паспорт программы
Выпускающая кафедра |
Кафедра педагогики высшей школы |
Вступительные испытания в 2020 году |
Собеседование по профилю программы магистратуры (миним.кол-во баллов 40) |
Продолжительность и форма обучения |
2 года 6 месяцев (заочная форма) |
Количество мест в 2020 году |
10 бюджетных мест 5 платных мест |
Стоимость обучения на платных местах в 2020 году |
57 600 руб. в год |