Педагоги обсудили особенности взаимодействия с детьми, имеющими отклонения в поведении.
Состоялась очередная встреча молодых специалистов «Университетской» школы с преподавателем кафедры психологии Елабужского института КФУ Натальей Гайфуллиной. На мастер-классе «Особенности взаимодействия с детьми, имеющими отклонения в поведении» педагоги поделились с трудностями, которые они испытывают при взаимодействии с контингентом учащихся, чье поведение не является нормативным в силу различных причин.
Искреннее желание педагогов оказать помощь таким детям свидетельствует о проявлении сочувствия к ним, ориентации на ребенка и его социальное благополучие.
Девиантное поведение, которое проявляет ребенок в классе, беспокоит не только учителя, но и других учеников, которые взаимодействуют с ним. Также это волнует и родителей его одноклассников, которые чаще всего агрессивно реагируют на поведение такого ребенка, беспокоясь за качество обучения своего чада, его психологическое и физическое благополучие. Поэтому, если ученик в классе проявляет ненормативное поведение по отношению к учителю и другим детям, то чаще всего возникают конфликтные ситуации между всеми участниками образовательных отношений.
Спикер отметила, что родительское сообщество, как правило, не пытается помочь наладить отношения между детьми, а старается просто избавиться от такого ребенка, если его поведение не меняется в лучшую сторону. В этой ситуации учитель находится в трудном положении: с одной стороны – ребенок, не имеющий опыта социально одобряемого поведения, мешающий другим детям, с другой стороны – конфликт между родителями класса. От того, какую позицию займет учитель в данном конфликте, как он сможет найти контакт с родителями ребенка и обучающимся – будет зависеть дальнейшее поведение девиантного ребенка.
Учителя в целом понимают, что быстрых изменений в поведении такого ребенка ожидать не стоит, так как он на момент поступления в школу уже является носителем основных паттернов поведения. И для того, чтобы сформировать новые формы поведения, нужно время, терпение и помощь со стороны других специалистов.
Как молодому учителю в такой ситуации найти силы и не сдаться, где взять ресурсы для того, чтобы эмоционально не выгореть и не разочароваться в себе как в профессионале – станет темой обсуждения следующей встречи.