История кафедры\Кафедра теории и методики обучения физике и информатике - Казанский (Приволжский) федеральный университет
История: время создания, заведующие, известные личности, работавшие на кафедре

Преподавание курса методики преподавания физики велось под эгидой кафедры физики со дня образования Казанского государственного педагогического института, берущего свое начало от Казанского учительского института, основанного 24 октября 1876, года третьим в России после Санкт-Петербургского и Московского. Особо следует отметить тот факт, что в 1932 году вышла книга Н.И. Медянцева (народный учитель, в последствии профессор и заведующий кафедрой физики) «Вопросы методологии и методики преподавания физики», которая в то время была единственным пособием по физике для высшей и средней школы. Созданная им же лаборатория методики преподавания физики стала одной из лучших в стране.
Оборудование для нее закупалось за границей, в Москве, Ленинграде, изготавливалось в мастерских КГУ. Под руководством Н.И. Медянцева его аспирантами успешно разрабатывались проблемы методики преподавания физики в семилетней и средней школах.

Научно-педагогическая деятельность А.В. Усовой, ставшей в последствии академиком РАО, начиналась в КГПИ при Н.И. Медянцеве. В своих исследованиях по формированию научных понятий она убедительно доказала, что овладение понятиями осуществляется с помощью специально разработанной системы СРУ; в формировании понятий в зависимости от содержания понятий, уровня развития и мышления школьников и запаса их знаний должны применяться различные способы, связанные с движением мысли от чувственно-конкретного восприятия к образованию абстрактного мышления и абстрактного к конкретному общему (конкретному в мышлении).

А.В. Усовой, в отличие от П.Я. Гальперина, Н.Ф. Талызиной, М.Н. Шардакова, В.В. Давыдова, внесших большой вклад в теорию деятельности, удалось четко установить следующие этапы: 1) выделение существенных признаков; 2) синтез существенных признаков; 3) уточнение и ограничение признаков понятий; 4) установление связей и отношений между понятиями; 5) применение понятий в решении учебно-познавательных и практических задач; 6) классификация и систематизация понятий.

А.В. Усова автор многих монографий и учебников по методике преподавания физике. Вот только некоторые из них:

1. Учебные конференции и семинары по физике в средней школе (в соавторстве с Завьяловым, М., 1975

2. Краткий курс истории физики. Челябинск, 1995

3. Теория и практика развивающего обучения, 1996

4. Теория и методика обучения физике/ Общие вопросы., Санкт-Петербург, 2002

5. Теория и методика обучения физике в основной школе/ Частные вопросы. Ульяновск, 2006

6. Формирование у школьников научных понятий в процессе обучения. М., 2007

7. Методика преподавания физики в 6-7 классах, Методика преподавания физики в 8-10 классах
(в двух частях). М., 1976-1980

С 1945 года курс методики преподавания физики преподается на кафедре физики и астрономии. На этой кафедре работали старшие преподаватели М.Г. Багрянский и М.С. Галеев. Они работали над проблемами активизации познавательной деятельности школьников и формирования у них познавательной потребности и познавательного интереса, а также повышения эффективности демонстрационного и лабораторного эксперимента.

М.С. Галеев работал над переводом учебников физики на татарский язык, в 1949 году им издан русско-татарский словарь физических и геофизических терминов, его статьи регулярно выходили в методическом журнале «Совет мәктәбе».

Труды М.Г. Багрянского были посвящены проблемам преподавания электродинамики в средней школе. Он по данной проблеме опубликовал методическое пособие “Вопросы электрификации сельского хозяйства” для учителей физики,
которое стало настольной книгой каждого учителя.

В 1993 г. из кафедры общей физики была выделена кафедра методики преподавания физики, первым заведующим которой стал профессор В.Г. Гайфуллин – министр образования и науки Республики Татарстан в те годы.

Хусаинов Хатям Зинатуллович, родился 7 августа 1939 года, окончил в 1962 году физико-математический факультет
(физическое отделение) Казанского государственного педагогического института (КГПИ).

После окончания КГПИ он был зачислен в штат института на должность ассистента кафедры физики, проработав на которой один год, был призван на службу в Советской армии на период с 1963г. по 1965г.

После демобилизации из армии Хусаинов Х.З. с 1965г. по 1967г. был стажером-исследователем по специальности «Экспериментальная физика» при кафедре физики. А с 1967г. по 1970г. учился в очной аспирантуре по специальности «Экспериментальная физика» при кафедре физики КГПИ под руководством С.-Х.Г. Кашаева.

После окончания аспирантуры Хусаинов Х.З. с 1970г. по 1973г. работал в должности ассистента кафедры физики, а с 1973г. по 1987г. (после разделения кафедры физики на две кафедры: теоретической физики и общей физики) продолжал работать в должности ассистента кафедры общей физики, а с 1987г. по 1992г. в должности старшего преподавателя, а затем доцента этой же кафедры.

После вычленения из состава кафедры общей физики новой кафедры методики преподавания физики Хусаинов Х.З. продолжал работать на этой кафедре в должности доцента с 1992г. по 1999г. до своей кончины из-за тяжелой болезни.

За период работы с 1970г. по 1996г. на физико-математическом факультете КГПИ (а с 1992г. КГПУ) проводил практические и лабораторные занятия по курсу общей физики со студентами физического отделения.

После переименования кафедры методики преподавания физики в кафедру теории и методики обучения физики и разделения физико-математического факультета на два отдельных факультета – математический и физический – Хусаинов Х.З. С 1996г. по 1999г. продолжая работать на кафедре теории и методики обучения физике физического факультета и проводил со студентами лекционные и практические занятия по курсу «Элементарная физика».

За весь период работы в КГПИ и затем в КГПУ Хусаинов Х.З. активно сотрудничал с органами народного образования (РОНО, СОШ) Республики Татарстан. Регулярно участвовал в качестве члена жюри в проведении Республиканской физической олимпиады школьников.

В период работы стажером-исследователем, учебы в аспирантуре и после аспирантуры занимался (совместно с Гайсиным Н.К.) исследованием протонной спин-решеточной релаксации в чистых жидкостях и растворах жидкостей. Результаты работ этого периода опубликованы в научных сборниках «Некоторые вопросы физики жидкости», в журнале «Структурная химия». По тематике «Учебно-методическая работа» им опубликован ряд учебно-методических разработок, рекомендаций для студентов и школьников.

Гайфуллин Василь Габуллович – окончил физический факультет КГПИ; после окончания факультета работал в системе образования в Муслюмовском районе: учителем, завучем, директором школы, заведующим РОНО.

После аспирантуры ЛГПИ им. Герцена и защиты кандидатской диссертации по методике преподавания физики с 1974г.
работает по специальности в родном вузе.

Научная работа по методике физики заметно усилилась, начиная с 70-80-х годов прошлого столетия в связи с тем, что в
целевых аспирантурах Москвы и Ленинграда были подготовлены молодые специалисты В.И. Андреев, В.Г. Гайфуллин, И.Н. Извеков, а также защитил диссертацию старший преподаватель кафедры А.С. Габидуллин.

Под руководством известных в нашей стране методистов-физиков П.А. Знаменского и В.В. Савеловой в аспирантуре ЛГПИ
им. А.И. Герцена В.Г. Гайфуллин успешно разработал методики проведения проблемных уроков физики. Эта тема успешно развивалась в последующие годы после аспирантуры в совместной научно-исследовательской деятельности Гайфуллина В.Г. с немецкими исследователями из Берлинского университета им. Гумбольда Гансиоахимом Лехнером и Дитрихом Энгеманом. В результате совместного труда были опубликованы большое количество статей и методическое пособие «Методология и методика проблемного изучения курса физики» в издательстве университета им. Гумбольда.

Для студентов физического факультета педагогических вузов, учителей физики и методистов в эти годы В.Г. Гайфуллиным
написаны и опубликованы большое количество статей, методических пособий и монографий. Среди них монографии: «Проблемные ситуации на уроках физики» (К., «Таткнигоиздат», 1978г.); «Организация и методика проведения проблемных уроков физики» (К., «КГПИ», 1980г.); «Внеклассная работа по физике» (К., «Таткнигоиздат», 1984г.); «Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках физики» (К., «Таткнигоиздат», 1991г.); «Игровые методы обучения физике» (К., «Магариф», 1997г.); «Физика в сельской малокомплектной школе» (К., «Магариф», 1993г.)

Следующее направление научной деятельности профессора Гайфуллина В.Г. связано с выявлением и анализом
профориентационных возможностей всех звеньев учебно-воспитательного процесса в обучении физике. В монографиях автора «Профориентационная работа на уроках физики» (К., «Таткнигоиздат», 1988г.); «Методические основы обучения физике во взаимосвязи с профессиональной подготовкой учащихся» (М., АПН СССР, 1988г.); «Профессиональная направленность в обучении физике» (К., ТГГПУ, 2008г.) и многочисленных статьях методологические основы профессиональной направленности в обучении физике раскрываются путем системно-функционального анализа учебного
и производственного материала как системообразующий фактор взаимосвязи физики и профессиональной ориентации учащихся.

Много и плодотворно трудится В.Г.Гайфуллин по совершенствованию содержания и методики физического содержания в
национальных школах. Им разработаны и опубликованы учебники, учебные пособия,сборники задач и упражнений по физике начиная с 7 класса по 11-й класс.

Учебник физики для 9 класса написан совместно с доцентом Габидуллиным А.С.

Методологические и прикладные аспекты физики в национальной школе отражены в монографиях: «Проблемы согласия в теории и практике национальной школы» (К., КГУ, 1998г.); «Национально-региональный компонент стандарта образования: Татарстанский вариант» (К., ТГГИ, 1999).

С1997г. по 2011 г. кафедру возглавлял кандидат пед.наук, доцент А.С. Габидуллин. С 2005 года кафедра стала называться кафедрой теории и методики обучения физике.



Габидуллин Азбар Самигулловичпоступил на работу на физико-математический факультет КГПИ в 1965 году после трехлетней работы в Лякинской и Петровской-12 восьмилетних школах.

В институте вел лабораторно-практические и семинарские занятия, читал лекции по методике преподавания физики на дневном отделении и по общей физике на ОЗО.

С 70-го по 77-й год руководил республиканской заочной физической олимпиадой, исполнял обязанности заместителя декана по спорту и по воспитательной работе на общественных началах в течение 12-ти лет.

Начиная с 70-го года вел экспериментальные работы в школе-интернате №10 по теме диссертационного исследования. в 1984 году под руководством доктора педагогических наук, академика Международной академии педагогики, профессора,
Заслуженного деятеля науки РТ Джаудата Валиевича Вилькиева успешно защитил кандидатскую диссертацию по обучению учащихся процедуре научного объяснения на уроках физики. С 1996 по 2000 год исполнял обязанности председателя жюри
Республиканской физической олимпиады школьников. с 1998 года и по сей день заведует кафедрой теории и методики обучения физике.

В 1998 году Азбару Самигулловичу присвоено Почетное звание "Заслуженный учитель школы Республики Татарстан". А в 2000 году награжден медалью К.Д. Ушинского.

А.С. Габидуллин работает над проблемой «Технология формирования профессионально-педагогического мышления и активизации обучения» в учебном процессе. Использование этой технологии решает такие важные задачи, как: формирование навыков продуктивного общения в условиях учебного процесса; развитие способностей анализировать изучаемые явления, причины их возникновения, выявлять главное и второстепенное в учебном материале, находить
способы и средства решения проблемы; развитие умений аргументировать свою точку зрения, четко формулировать и ясно излагать мысли; совершенствовать процессы внимания, памяти и мышления.

В процессе объяснения явлений и законов уделяет особое внимание отработке таких важнейших приемов УПДШ, как: мотивация, контроль и коррекция УПДШ; использование вопросов, побуждающих к планированию предстоящих операций, высказыванию предположений об их результатах; актуализация чувственного опыта и ранее усвоенных знаний; систематизация и обобщение ранее усвоенных и новых знаний; раскрытие причинных, генетических, функциональных и
структурных связей и инвариантных, необходимых и всеобщих отношений. А в процессе формирования физических понятий студенты подводятся к отработке следующих приемов: анализ объекта и абстрагирование от объекта; выявление родовых и видовых признаков и их систематизация; сравнение и выявление черт сходства и различия объектов; вычленение признаков объекта и отбор наиболее существенного из них; обобщение этих признаков в формируемом понятии и
определение неизвестного в нем.

На занятиях спецкурса по «Технологии обучения студентов процедуре научного объяснения» целенаправленно ориентирует
деятельность студентов на: распознавание существенных, устойчивых, необходимых, повторяющихся и общих связей; доказательство и обоснование закономерного характера найденных связей; выбор оптимального соотношения индукции, дедукции и гипотезы; уровень перехода при объяснении, начиная с прямого дедуктивного вывода способа объяснения из известных теоретических знаний и кончая объяснением учебного материала в форме индуктивной догадки; формирование
практических умений и навыков.

Для студентов физического факультета педвузов, учителей физики и учащихся старших классов Татарское книжное издательство выпустило книги А.С. Габидуллина «Книга юного техника», «В помощь радиолюбителю», в которых изложена технология обработки материалов и создания моделей летательных аппаратов, раскрыты основы физических процессов в
радиоэлектронной аппаратуре, представлен богатый справочный материал.

Под руководством известного дидакта профессора Д.В. Вилькиева А.С. Габидуллин разработал методику обучения школьников умению научно объяснять изучаемые явления и законы. В соавторстве с Д.В. Вилькиевым были опубликованы работы «О методах поисковой деятельности учащихся на проблемных уроках физики» (1972г.); «Методика организации поисковой познавательной деятельности учащихся на проблемных уроках физики в 6-х классах» (1974г.); «Взаимосвязь индуктивного и дедуктивного методов познавательной деятельности школьников».

Известно, что среди практических методов обучения физике важное значение имеет решение задач. Умение применять знания – это показатель осознанности и прочности знаний. Однако умение применять знания не происходит само собой, этому надо целенаправленно учить. Этой проблеме посвящен «Сборник задач и упражнений по физике» (в 2-х частях, 1996-1997гг.), написанный совместно с профессором В.Г. Гайфуллиным и доцентом Х.З. Хусаиновым.

Азбар Самигуллович является автором более 100 научных работ, одним из авторов учебника "Физика – 9" для татарских школ. В настоящее время находится в производстве его "Толковый словарь физико-технических терминов", включающий в себя около 10 000 терминов.

В 2011 году в результате реорганизации факультета физико-математического образования Татарского государственного
гуманитарно-педагогического университета кафедра «Теории и методики обучения физике» была объединена с кафедрами «Математики и информатики гуманитарных факультетов», «Информационные технологии в образовании» и вошла в состав
научно-педагогического отделения Института физики как кафедра «Теории и методики обучения физике и информатике» Кафедру возглавил профессор, доктор педагогических наук Мингазов Рамиль Хаернасович.