Избранные публикации
Scopus
1. Nurullin, R., 2013. Philosopic Problems of Correlation Between Professional Education and Education General. Middle-East Journal of Scientific Research 17(2): 226-232. [ISSN 1990-9233, DOI: 10.5829/idosi.mejsr.2013.17.02.12186]
http://www.idosi.org/mejsr/mejsr17(2)13/16.pdf
http://www.idosi.org/mejsr/mejsr17%282%2913.htm
Нуруллин Р.А. Философские проблемы соотношения образования
и профессионального образования
Аннотация. В работе ставится задача философского анализа проблем соотношения образования и профессионального образования в контексте тенденций, происходящих в современном мире. Данное исследование строится на основе диалектики и методологии теории самоорганизации. Показывается противоречивый характер процессов интеграции в образовании в эпоху становления глобализации. В качестве теоретического решения предлагается концепция двухуровневого непрерывного образования, где гармонично сочетаются противоречивые требования консервативной культуры и мобильной цивилизации, необходимые для формирования современной личности. Первый составляет базовый уровень образования и направлен на усвоение культуры; носит обязательный характер, так как связан с воспитанием; сосредоточен на освоение фундаментальных знаний и выработку спектра общих компетенций. Целью организации базового уровня образования является создание необходимых условий для формирования целостного мировосприятия личности; существует благодаря вертикали управления и потому должен финансироваться государством. Второй – это уровень профессионального образования для нужд цивилизации; реализуется на основе свободного выбора; имеет характер, направленный на глубину знаний; сосредоточен на обучении, основанном на самовоспитании; существует благодаря горизонтальным отношениям и потому должен финансироваться самими заинтересованными лицами и организациями. Второй уровень профобразования направлен на реализацию модели «образование через всю жизнь» и на формирование профессиональных компетентностей, необходимых человеку для успешной самореализации в личность.
2. Nigomatullina R.M., Nikolaeva E.M. Evolution of Management: From Classics of Modernity to Post-Nonclassical Paradigm // Middle-East Journal of Scientific Research 15 (7): 966-972, 2013
Нигоматуллина Р.М., Николаева Е.М. Эволюция управления: от классики модерна к постнеклассической парадигме.
http://www.idosi.org/mejsr/mejsr15(7)13.htm
Аннотация. Статья посвящена исследованию эволюции управления как специфической сферы деятельности. Показано, что кризис модерна как универсального проекта обнаружил признаки несостоятельности классической парадигмы управления, в основе которой лежит линейная рациональность и жесткая субъект-объектная дихотомия. В современной науке формируются контуры новой парадигмы управления, фундированной теоретико-методологическим арсеналом теории самоорганизации (синергетики). Пафос нового стиля управления заключается в том, как малыми резонансными воздействиями, релевантными внутренней организации системы, пробудить в ней движение, дать стимул для эволюции. В таком контексте происходит отказ от принудительной модели управления, основанной на строгой иерархии субъект-объектных отношений, в пользу модели, в которой субъект и объект управления связаны отношениями содействия.
Ключевые слова: модерн, управление, кризис модерна, свобода субъективности, инструментальная рациональность, постнеклассическая модель управления, самоорганизация.
Краткое содержание статьи. Социальное управление всегда имеет контекстный характер, оно исторично и культурно опосредовано. В данном случае можно выделить два типа рациональности: рефлексию Модерна и постнеклассическую рациональность, ориентированную на процессуальность, нелинейность, безосновность социального контекста. Российские реформаторы, не смотря на существование новых постнеклассических практик пользуются способами и методами управления, фундированными классикой модерна: инструментальную рациональность, ориентацию на мир прогресса, бюрократию как форму организации.
Прогресс инструментальной (формальной) рациональности оказывается пагубным для сферы личностных проявлений, сферы коммуникаций и общения, мир человека превращается в мир отчуждённого духа (Ю. Хабермас). Но самое главное становится проблематичным процесс целеполагания. Что есть Благо для всех, как оно образуется и нужно ли оно вообще как общая цель? И кто имеет право декларировать эти цели и интересы от лица всех?
Эпоха модерна заложила основания кризисности человеческого существования, абсолютизировав разум, субъективность, которые проявляются через свободу и рефлексию. C одной стороны, управление в логике модерна может быть эффективным лишь при наличии индивидуальной свободы, которая ведет к повышению значимости инициативы. Это, в свою очередь, есть основание принципиальной инновационности социальных отношений. С другой стороны, эта эпоха сформировала традиционные иерархические модели управления (модели “часового механизма”), обладающие большой предсказательной силой и позволяющие жестко контролировать объект управления. Функция рефлексии как механизма контроля за эффективностью управления отводится субъекту, но субъект управления может легко оказаться объектом в системе субъект-объектных отношений. Сущностная необходимость в рефлексии тогда снимается, управленческий процесс содержательно “выхолащивается”.
В современном обществе появляются новые представления об управлении, вызванные к жизни новым социально-культурным контекстом, признаками которого являются нестабильность, утрата прежних субстанциальных оснований – однозначности и линейности. Все более отчетливо формируются тенденции постменеджеризации. Содержанием этого феномена является смещение субъект-объектной управленческой модели в сторону принципов самоорганизации. Целью управления становится обнаружение и реализация таких управленческих воздействий, которые не навязывают объекту управления извне заданный способ поведения, а формируют внутренние (естественные) механизмы самоорганизации. Пафос нового стиля управления, фундированного принципами теории самоорганизации, заключается в том, как малыми резонансными воздействиями, релевантными внутренней организации системы, пробудить в ней движение, дать стимул для эволюции в одном из направлений, которое бы естественным образом было связано с предшествующей историей системы.
РИНЦ
1. Николаева Е.М. Социальное становление личности в условиях коммодификации: инфляция социальной реальности /Ученые записки Петрозаводского гос. ун-та.- 2013.- №1 (130). Серия: Общественные и гуманитарные науки.- С. 78-82.
http://uchzap.petrsu.ru/files/n130.pdf
Аннотация. В статье проводится анализ метаморфоз, которые претерпевает социализация личности в обществе потребления. Сегодня возникает новый исторический тип социализации, для которого характерна оторванность социально-культурных практик, повседневного опыта личности от конкретной территории. Это приводит к формированию детерриторизированных (виртуальных) локальностей. Основными детерминантами социального становления личности становятся визуализация и эстетизация, протекающие в пространстве тотальной коммодификации.
2. Николаева Е.М. Концепт «переходный период» постсоветской России в дискурсе социальной синергетики /Казанская наука. № 9.- 2013: Изд-во «Казанский Издательский Дом», с. 168 - 173.
file:///C:/Users/pc/Downloads/Kazan_Science_9_2013.pdf
Аннотация. В статье исследуется концепт «переходный период» постсоветской России с теоретико-методологических позиций социальной синергетики. В этом контексте общество переходного периода рассматривается авторами как открытая, сложная, нелинейная система, способная к самоорганизации. Показано, что для переходных состояний социума эффективны управленческие стратегии, фундированные принципами теории социальной самоорганизации.
3. Нуруллин Р.А. Профобразование как система в контексте современных процессов интеграции / Р.А.Нуруллин // Ученые записки Казанского федерального университета – Казань: Изд-во КФУ, 2013 – Т. 155. – № 1. – С. 137–146.
http://old.kpfu.ru/uz_r/bin_files3/155_1_gum_6.pdf
Аннотация. В статье представлена попытка взглянуть на систему образования через исследование условий, в которых эта система существует. Выявлена многогранность этого феномена: с одной стороны, система образования ведет себя как структура цивилизации, так как имеет дело с тиражированием определённого типа потенциально значимых личностей, отвечающих требованиям современного общества; с другой стороны, она обеспечивает трансляцию из поколения в поколение ценностей культуры; кроме того, она должна создавать условия для самореализации личности. Делается вывод о том, что данным критериям отвечает двухуровневая структура организации непрерывного профессионального образования, позволяющая человеку на базе общих компетенций в течение всей жизни мобильно наращивать по необходимости профессиональные компетентности.
4. Нуруллин Р.А. Двухуровневая система профессионального образования в контексте отношений двух уровней культур / Р.А.Нуруллин // Казанский педагогический журнал: методология, теория, практика. – 2013. – № 2 (97) –С.9–14.
http://ippporao.ru/docs/KPJ/kpj_2013_2.pdf
Аннотация. В статье показывается, что базовые проблемы профессионального образования коренятся не в самой системе образования, а в процессах, происходящих в обществе и в мире в целом, требующих исследований на метацелостном уровне. Исследование возможности выхода образования на новый аттрактор требует привлечения методологической базы философии и теории систем. Система профессионального образования должна удовлетворять противоречивым требованиям: консервативной культуры (необходимой для осуществления преемственности поколений); мобильной цивилизации (для дальнейшего развития общества); человека с его претензиями стать всесторонне развитой личностью. Удовлетворяющим этим требованиям является создание двухуровневой системы непрерывного профессионального образования.
5. Краснов А.С. «Диада» идентичность-отчуждение в философской синтагме К.Маркса: история и современность. – Саратов: Известия СГУ им. Н.Г. Чернышевского. Серия «Философия, психология, педагогика». –2013. – С.26-30.
http://www.sgu.ru/sites/default/files/journals/izvestiya/pdf/2013/12/13/3-2013_filosofiya_26.pdf
Аннотация. В статье рассматриваются актуальные проблемы осмысления феномена идентичности в диалектической связи с феноменом отчуждения в западноевропейской философской традиции. Особое внимание уделяется артикуляции идентичности и отчуждения в единую диаду К. Марксом. Предпринята попытка в свете марксистских представлений раскрыть содержание диады «идентичность–отчуждение» применительно к человеческому бытию в условиях современного капиталистического общества. Представляется, что в реалиях современного капитализма процесс самоотчуждения не минует никого. Отчуждению и утрате собственной идентичности в равной мере подвластны как пролетариат, так и буржуазия. Отмечается, что современный капитализм продуцирует новую форму идентичности – «негативную идентичность».
6. Серебряков Ф.Ф. Российское массовое политическое и правовое сознание в контексте евразийского менталитета // Ученые записки Казанского университета. – Т. 155. Серия Гуманитарные науки. – Кн.1. – 2013. – С.27-33.
http://old.kpfu.ru/uz_r/bin_files3/155_1_gum_11.pdf
Аннотация. В статье рассматриваются существенные особенности российского («народного») правового и политического сознания, ментальные установки россиян, исторически сформировавшиеся как результат (следствие) евразийской природы России. Обосновывается, что они в значительной степени размываются и деформируются в процессе современной капиталистической истории России, но всё ещё могут оцениваться как факторы, дающие основание говорить о возможности иной цивилизационной модели развития, отличной от западной.
7. Г.В. Мелихов, Н.Н. Мелихова. Служение и знание себя: Л.Н. Толстой об индивидуальном предназначении // Учен. зап. Казан. ун-та. Сер. Гуманит. науки. – 2013. – Т. 155, кн. 1. – С. 97-104.
http://shelly.kpfu.ru/e-ksu/docs/F599215556/Sluzhenie.i.znanie.sebya.pdf
Аннотация. В статье рассматривается один из эпизодов пятой части романа Л.Н. Толстого «Анна Каренина», посвященный отношению Алексея Вронского и художника Михайлова к творчеству (в живописи). Осмысляются две жизненные стратегии, представленные в образах Вронского и Михайлова: путь отказа от своего предназначения и путь служение ему. Утверждается, что способность видеть происходящее является привилегией человека, посвятившего себя служению избранному делу.
8. Хазиев А.Х., Хазиева Н.О. Россия постсоветская: виртуальные аспекты социального проекта // Вестник экономики, права и социологии. – Казань – №3. – 2013. – с. 235-238.
http://www.vestnykeps.ru/0313/51.htm
Аннотация: функционирование и развитие общества есть, в том числе, и результат перманентной реализации социального проекта, неизбежной составляющей которого являются виртуальные элементы; реконструкция и интерпретация виртуальных аспектов социального проекта под названием «постсоветская Россия» – предмет размышлений авторов предлагаемой статьи.
9. Хазиев А.Х., Клюшина Е.В. Становление повседневности постсоветской России в зеркале конструктов коммуникативного пространства // Вестник экономики, права и социологии – Казань. – 2013. – №2. – С.233-236.
http://www.vestnykeps.ru/0213/0213.htm
Аннотация: статья посвящена становлению повседневности в постсоветской России. На этом уровне бытия человек обретает подлинную идентичность. Конструкты обыденной коммуникации сигнализируют об особенностях противоречивого формирования новейшей истории.
10. Щелкунов М.Д., Бухараев В.М. Федеральный университет: диалектика становления//Вестник экономики, права и социологии. – 2013. - № 2 - с.242-246.
http://www.vestnykeps.ru/0213/0213.htm
Аннотация. Рассмотрены основные особенности становления Казанского федерального университета (КФУ) как образовательного учреждения нового типа. Основное внимание уделено истории создания и продвижения проекта «Казанский Федеральный Университет», институционально-структурным преобразованиям в федеральном университете, инновационно-предпринимательскому началу его деятельности, новому университетскому менеджменту, программе развития. Проанализированы противоречия становления федерального университета.
11. Щелкунов М.Д., Тайсина Э.А. Татарстанские философы на всемирном конгрессе // Вестник экономики, права и социологии. – 2013. – № 3. – С. 253-255.
http://www.vestnykeps.ru/0313/52.htm
Аннотация. В статье представлены материалы по участию философов РТ во Всемирном философском конгрессе в Афинах в августе 2013 г. Авторы статьи подсчитали, что татарстанские ученые, участвовавшие на протяжении последних двадцати лет во всех Всемирных конгрессах, по своей численности уступили только коллегам из Москвы и Санкт-Петербурга. В статье показано, что сообщения татарстанских ученых вызвали заметный интерес у присутствовавших на секционных заседаниях зарубежных и отечественных коллег, зачастую спровоцировав довольно острую полемику.
Комаров Виктор Николаевич (философско-методологические проблемы естествознания, философские основания современной геологии, философские проблемы математики, философские основания литературного творчества Л. Андреева и М. Горького)
Краснов Антон Сергеевич (социальная философия, философия права)
Мелихов Герман Владимирович (метафизика, современная европейская философия)
Нигоматуллина Резеда Масхутовна (философия управления: культурные основания инновационных процессов в управлении, гуманитарные технологии управления кризисом)
Николаева Евгения Михайловна (социальная синергетика, синергетические методы образования, синергетика личности)
Нуруллин Рафаиль Асгатович (философия науки и техники, социальная философия, религиоведение, философская антропология, философия культуры, онтология и теория познания)
Серебряков Фаниль Фагимович (социальная философия, история философии, религиоведение, философия образования)
Тузов Михаил Леонидович (история философии, политическая философия)
Хазиев Аклим Хатыпович (социальная философия, религиоведение, история восточной философии)
Хаёрова Юлия Геннадьевна (социальная философия, философская антропология)
Щелкунов Михаил Дмитриевич (философия науки, философия образования, философия культуры)