4 декабря 2020 г. в рамках очного этапа IV Всероссийской конференции-конкурса имени Льва Толстого успешно прошла работа секции «Искусствоведение» по направлению «Мировая художественная культура».
Проблематика научных докладов отражала широкий спектр направлений: история искусства, искусствоведение, интеграция видов искусства, экспериментальные исследования в области арт-терапии и художественного образования.
Музыкально-терапевтические возможности искусства венского композитора были раскрыты в работе «Загадка музыки В. А. Моцарта». Авторы привели доказательные подтверждения выдвинутой ими гипотезы о том, что «классическая музыка может быть лекарством от болезней».
Изучение проблемы эмоционального состояния подрастающего поколения нашло выражение в работе, посвященной влиянию танцевального искусства на эмоциональную сферу подростков.
В искусствоведческом докладе «Символы в живописи Нидерландов и Германии в эпоху Северного Возрождения» было представлено исследование языка символики как художественного кода-шифра.
Сегодня традиционная книга не является приоритетным интересом молодежи, поэтому доклад на тему «Читающие дети на полотнах русских художников» на заседании секции прозвучал особо актуально. Автор работы через лозунг «Читающие дети – читающая Россия» обратил внимание на важность чтения как средства формирования культуры, внутреннего мира человека, его интеллекта.
В истории России декабристы сыграли свою значимую роль. Две точки зрения на этот факт в истории ‑ поэта и художника ‑ выступили предметом научного интереса в докладе «Образы декабристов в творчестве А. С. Пушкина и акварелях Н. А. Бестужева».
Представленное историческое исследование «Становление музыкально-просветительской деятельности в российской провинции в конце XIX – начале XX века» было связано с актуальной на сегодняшний день проблемой музыкального просвещения и приобщения широкого круга слушателей к шедеврам музыкальной культуры.
Доклад «Казанская художественная школа в культурной жизни России» явился посвящением Казанской художественной школе, которая в 2020 году отмечает 125-летний юбилей. Она является приемником и носителем традиций академической школы реалистической живописи России, ее по праву можно назвать «кузницей кадров» всего Поволжья. Авторами работы были проведены обзор и систематизация исторических фактов становления и развития Казанской художественной школы, анализ творчества выдающихся выпускников. Результаты этого исследования позволили соединить прошлое и будущее, обеспечить передачу культурного наследия молодому поколению.
Оценка работ участников конференции осуществлялась экспертной комиссией в составе кандидатов педагогических наук, доцентов кафедры татаристики и культуроведения Высшей школы национальной культуры и образования имени Габдуллы Тукая ИФМК: Е. А. Дыгановой, И. Ф. Камаловой, Н. Х. Нургаяновой.
Экспертная комиссия отметила следующие положительные моменты работы секции:
Результаты конференции-конкурса:
1 место: Рябова Александра Юрьевна (10 класс). МБОУ «Средняя общеобразовательная татарско-русская школа № 34» Московского района г. Казани. Науч. рук. – учитель музыки и искусства первой квалификационной категории Рудакова Тэна Васильевна;
2 место: Иванчева Ангелина Андреевна (10 класс). МБОУ «Средняя русско-татарская общеобразовательная школа №57» Кировского района г. Казани. Науч. рук. – учитель истории первой квалификационной категории, к. ист. н. Киляшова Кристина Алексеевна;
3 место: Сабитова Айсылу Айратовна (9 класс). МБОУ «Гимназия №52» Приволжского района г. Казани. Науч. рук. – учитель хореографии первой квалификационной категории Шакирова Виктория Петровна, учитель хореографии Шакиров Рамиль Ильдарович;
3 место: Танеев Амир Маратович (10 класс) МБОУ «Гимназия № 28» Вахитовского района г. Казани. Науч. рук. – учитель музыки и МХК высшей квалификационной категории Самигуллина Руфина Ильдаровна
Дипломанты:
Гарипова Рената Ринатовна (8 класс). МБОУ «Гимназия №52» Приволжского района г. Казани. Науч. рук. – учитель музыки первой квалификационной категории Шувалова Оксана Васильевна;
Каримова Назиля Ирековна (9 класс). МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 47» Советского района г. Казани. Науч. рук. – учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории Усманова Римма Александровна;
Козлова Анастасия Константиновна (9 класс). МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 31» Ново-Савиновского района г. Казани. Науч. рук. – учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории Мишагина Анна Васильевна.
Поздравляем исследователей-конкурсантов и их научных руководителей!
Источник информации: к.пед.н., доц. кафедры татаристики и культуроведения Е.А. Дыганова