06 декабря 2020
НАУЧНЫЙ ВЗГЛЯД ШКОЛЬНИКОВ НА ХУДОЖЕСТВЕННУЮ КУЛЬТУРУ И ИСКУССТВО

4 декабря 2020 г. в рамках очного этапа IV Всероссийской конференции-конкурса имени Льва Толстого успешно прошла работа секции «Искусствоведение» по направлению «Мировая художественная культура».

Проблематика научных докладов отражала широкий спектр направлений: история искусства, искусствоведение, интеграция видов искусства, экспериментальные исследования в области арт-терапии и художественного образования.

Музыкально-терапевтические возможности искусства венского композитора были раскрыты в работе «Загадка музыки В. А. Моцарта». Авторы привели доказательные подтверждения выдвинутой ими гипотезы о том, что «классическая музыка может быть лекарством от болезней».

Изучение проблемы эмоционального состояния подрастающего поколения нашло выражение в работе, посвященной влиянию танцевального искусства на эмоциональную сферу подростков.

В искусствоведческом докладе «Символы в живописи Нидерландов и Германии в эпоху Северного Возрождения» было представлено исследование языка символики как художественного кода-шифра.

Сегодня традиционная книга не является приоритетным интересом молодежи, поэтому доклад на тему «Читающие дети на полотнах русских художников» на заседании секции прозвучал особо актуально. Автор работы через лозунг «Читающие дети – читающая Россия» обратил внимание на важность чтения как средства формирования культуры, внутреннего мира человека, его интеллекта.

В истории России декабристы сыграли свою значимую роль. Две точки зрения на этот факт в истории ‑ поэта и художника ‑ выступили предметом научного интереса в докладе «Образы декабристов в творчестве А. С. Пушкина и акварелях Н. А. Бестужева».

Представленное историческое исследование «Становление музыкально-просветительской деятельности в российской провинции в конце XIX – начале XX века» было связано с актуальной на сегодняшний день проблемой музыкального просвещения и приобщения широкого круга слушателей к шедеврам музыкальной культуры.

Доклад «Казанская художественная школа в культурной жизни России» явился посвящением Казанской художественной школе, которая в 2020 году отмечает 125-летний юбилей. Она является приемником и носителем традиций академической школы реалистической живописи России, ее по праву можно назвать «кузницей кадров» всего Поволжья. Авторами работы были проведены обзор и систематизация исторических фактов становления и развития Казанской художественной школы, анализ творчества выдающихся выпускников. Результаты этого исследования позволили соединить прошлое и будущее, обеспечить передачу культурного наследия молодому поколению.

Оценка работ участников конференции осуществлялась экспертной комиссией в составе кандидатов педагогических наук, доцентов кафедры татаристики и культуроведения Высшей школы национальной культуры и образования имени Габдуллы Тукая ИФМКЕ. А. Дыгановой, И. Ф. Камаловой, Н. Х. Нургаяновой.

Экспертная комиссия отметила следующие положительные моменты работы секции:

  1. Подготовленные доклады были посвящены актуальным вопросам искусствоведения.
  2. В ходе выступлений участники конференции проявили развитые презентационные умения, дискуссионную культуру и широкий кругозор.
  3. Представленные работы содержали потенциал для дальнейшей научной разработки заявленной проблематики.

 

Результаты конференции-конкурса:

 

1 место: Рябова Александра Юрьевна (10 класс). МБОУ «Средняя общеобразовательная татарско-русская школа № 34» Московского района г. Казани. Науч. рук. – учитель музыки и искусства первой квалификационной категории Рудакова Тэна Васильевна;

2 место: Иванчева Ангелина Андреевна (10 класс). МБОУ «Средняя русско-татарская общеобразовательная школа №57» Кировского района г. Казани. Науч. рук. – учитель истории первой квалификационной категории, к. ист. н. Киляшова Кристина Алексеевна;

3 место: Сабитова Айсылу Айратовна (9 класс). МБОУ «Гимназия №52» Приволжского района г. Казани. Науч. рук. – учитель хореографии первой квалификационной категории Шакирова Виктория Петровна, учитель хореографии Шакиров Рамиль Ильдарович;

3 место: Танеев Амир Маратович (10 класс) МБОУ «Гимназия № 28» Вахитовского района г. Казани. Науч. рук. – учитель музыки и МХК высшей квалификационной категории Самигуллина Руфина Ильдаровна

 

Дипломанты:

Гарипова Рената Ринатовна (8 класс). МБОУ «Гимназия №52» Приволжского района г. Казани. Науч. рук. – учитель музыки первой квалификационной категории Шувалова Оксана Васильевна;

Каримова Назиля Ирековна (9 класс). МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 47» Советского района г. Казани. Науч. рук. – учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории  Усманова Римма Александровна;

Козлова Анастасия Константиновна (9 класс). МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 31» Ново-Савиновского района г. Казани. Науч. рук. – учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории Мишагина Анна Васильевна.

 

Поздравляем исследователей-конкурсантов и их научных руководителей!

 

Источник информации: к.пед.н., доц. кафедры татаристики и культуроведения Е.А. Дыганова