Курбангалиев Мухитдин Хафизитдинович
Курбангалиев Мухутдин Хафизетдинович — выдающийся татарский ученый, известный тюркологог, педагог и методист, Герой Труда, кавалер ордена Трудового Красного знамени, профессор, заслуженный деятель науки ТАССР, автор многочисленных учебных пособий для школ и вузов.
М.Х.Курбангалиев родился 26 ноября 1873 года в дер. Биктово Елабужского уезда Вятской губернии (ныне Агрызский район Республики Татарстан) в семье крестьянина. С 1980 г. он учится у местного муллы. Затем обучается в сельской русско-татарской школе, по окончании которой поступает в Татарскую учительскую школу. Период учебы в Казани был этапом становления и утверждения педагогических взглядов М.Х.Курбангалиева. Именно здесь он встречается с Каюмом Насыри, в беседах с которым получает практические советы по изучению родного и русского языков, татарского фольклора и др.
Формированию М.Х.Курбангалиева как филолога способствовали его посещения лаборатории экспериментальной фонетики Казанского университета, где у профессора В.А. Богородицкого он получал рекомендации по вопросам фонетического строя родного языка.
Свою трудовую деятельность М.Х.Курбангалиев начинает в деревенских школах Мамадышского, Елабужского уездов Казанской губернии. После 1917 года (Октябрьской революции) он занимает ответственные посты в системе народного образования: сначала работает помощником заведующего губернским отделом народного образования нацменьшинств, затем губернским школьным инспектором, после образования ТАССР он назначается заведующим отделом единой трудовой школы Татнаркомпроса.
Одновременно М.Х.Курбангалиев был преподавателем Казанского педагогического института, Татарского коммунистического университета, заведовал кафедрой татарского языка в Казанском государственном университете им. В.И.Ульянова-Ленина, преподавал на военно-командных курсах, в педагогическом и землеустроительном техникуме, курсах по подготовке школьных работников и др.
М.Х.Курбангалиев тесно сотрудничал с журналом «Мәктәб» (с 1913 г.) и состоял членом редакцонной коллегии журнала «Мәгариф». В 1926 году он организовал и стал первым председателем Татарского педагогического общества.
М.Х.Курбангалиев принимал участие в систематизации литературных норм татарского языка и орфографии. Он в своих многочисленных выступлениях на различных совещаниях и конференциях отстаивал самостоятельность и чистоту татарского литературного языка.
М.Х.Курбангалиев вел большую, многообразную научную и методическую работу. Используя свой богатый опыт преподавания в различных учебных заведениях, он разрабатывает методику изучения татарского и русского языков в татарской начальной, средней и высшей школах, а также методику преподавания татарского языка для нетатар.
М.Х.Курбангалиевым разработано более ста учебников по татарскому и русскому языкам, арифметике, географии; им составлены словари, методические пособия и руководства, сопоставительные грамматики, наглядные пособия, таблицы и т.д.
Видя необходимость в переводных словарях, под руководством М.Х.Курбангалиева и при его непосредственном участии были составлены русско-татарские и татарско-русские словари («Татарско-русский словарь» 1913, 1927, «Русско-татарский словарь» 1938), которые до 60-х годов были популярными однотомниками и служили пособием для изучения русского языка широкими слоями населения, справочником для специалистов.
Изданные «Татарский букварь» (1912), «Учебник татарского языка для русских» (1924), «Руководство по изучению татарского языка в русской школе» (1925), «Учебник татарского языка для заочников-нетатар» (1941) способствовали дальнейшему развитию методики преподавания татарского языка как неродного на научной основе.
Обучение неродному языку М.Х.Курбангалиев предлагает вести по переводно-грамматическому и натуральному методам, при применении которых для объяснения значений новых слов используются сами предметы, их рисунки или модели, а также непосредственный перевод на родной язык. Для объяснения же фактов неродного языка ученый-методист рекомендует использование знаний обучающихся по родному языку. Исходя из этого, он считает обязательным условием для учителя знание родного языка учащихся.
В 20-е годы XX века М.Х.Курбангалиев совместно с Р.С.Газизовым, разработав «Грамматику татарского языка в сравнении с грамматикой русского языка» (1924), «Опыт практической систематической грамматики татарского языка в сравнении с грамматикой русского языка» (1928, 1931, 1932), положили начало системному исследованию татарского и русского языков в сопоставительном аспекте и тем самым стали продолжателями идей и традиций Каюма Насыри.
Судя по системе построения учебников татарского и русского языков, составленых М.Х.Курбангалиевым, можно сказать, что работа по развитию речи, по обучению письму и чтению, а также изучению грамматики и орфографии должна вестись параллельно, а не изолированно. В его учебниках большое внимание уделяется и элементам сопоставительного изучения татарского и русского языков.
Имя М.Х.Курбангалиева, замечательного ученого и педагога, и в настоящее время пользуется глубоким уважением у жителей Республики Татарстан, его труды занимают видное место в истории татарского языкознания и методике его преподавания.
Основные труды
1. Гавам мәктәп ысул саутия үзрә тәртип ителмеш татар әлифбасы.— Казан, 1912. — 47 б.
2. Яңалифне нинди метод белән укытырга // Мәгариф.— 1929.— № 1. — 15–18 б.
3. Терминнар һәм атамалар эшләү тәҗрибәләре (Фикер алышу тәртибендә) // Мәгариф. — 1935.— № 12.— 41–48 б.
4. Татар теле дәреслеге. Татарлардан башкалар өчен. Башлангыч мәктәпләрнең 4 нче классы өчен. 2 кисәк. — Казан, 1933. — 144 б.; 1934. — 146 б.
5. Татар теле дәреслеге. Татарлардан башкаларга татар телен читтән торып өйрәтү өчен. 1 кисәк. — Казан, 1941. — 224 б.
6. Укырга-язарга өйрәтү методикасы: башлангыч мәктәп укытучылары һәм педучилище студентлары өчен ярдәмлек кулланма. — Казан, 1940. — 151 б.
7. Руслар өчен татар теле дәреслеге. I кисәк. 5 класс өчен / соавт. Газизов Р.— Казан, 1925.— 136 б.; 1928.— 148 б.; 1929.— 80 б.; 1930.— 80 б.
8. Руслар өчен татар теле дәреслеге. 2 кисәк / Газизов Р. — Казан, 1929. — 88 б.
9. Опыт систематической грамматики татарского языка в сравнении с грамматикой русского языка / Р.С.Газизов — Казань, 1931. — 124 с.
10. Синтаксис. Тулы булмаган урта һәм урта мәктәпләрнең 6–7 нче класслары өчен дәреслек / Хисмәтуллин Х. — Казан, 1938. — 116 б.; 13 нче басма. — 1954. — 200 б.
11. Татарча-русча сүзлек / соавт.: Р.Газизов, Кулиев И. — Казан. 1927. — 219 б.
О нем
1. Вәлиева Ф.С. Халыкка багышланган гомер.— Казан: Мәгариф, 2004. — 143 б.
2. Беркутов В.М. М.Х.Корбангалиев — педагог һәм методист // Мәгариф. — 1995. — № 6. — 59 б.
3. Сафиуллина Ф.С. Галим һәм замана // Фән һәм тел. — 2000. — № 2(5). — 25–28 б.
4. Асадуллин А.Ш. Заглядывая в прошлое методической науки: из методического наследия по преподаванию русского языка в национальной школе. — Казань: Мастер Лайн, 2001. — 256 с.
5. Гайнуллина М. Татарларда мәгърифәтчелек хәрәкәте // Совет әдәбияты.— 1952.— № 8.
6. Рәхим Г. Утыз еллык хезмәт. 1985–1925 (М.Корбангалиевнең мәдәни-иҗтимагый хезмәтенә 30 ел уңае белән). — Казан, 1925. — 36 б.
Г.Ф.Замалетдинова
Из книги: Казанская лингвистическая школа: Книга первая: Казанская тюркологическая лингвистическая школа/ сост. М.З.Закиев.- Казань: Татар. кн. изд-во, 2008. – С. 75-77