Курбангалиев Мухутдин Хафизетдинович — выдающийся татарский ученый, известный тюркологог, педагог и методист, Герой Труда, кавалер ордена Трудового Красного знамени, профессор, заслуженный деятель ­науки ТАССР, автор многочисленных учебных пособий для школ и вузов.

М.Х.Курбангалиев родился 26 ноября 1873 года в дер. Биктово Елабужско­го­ уезда Вятской губернии (ныне Агрызский­ район Республики Татарстан) в семье крестьянина. С 1980 г. он учится у мест­ного муллы. Затем обучается в сельской русско-татарской школе, по окончании которой поступает в Татар­скую учительскую школу. Период учебы в Казани был этапом становления и утверждения педагогических взглядов М.Х.Курбангалиева. Именно здесь он встречается с Каюмом Насыри, в беседах с которым получает практические советы по изучению родного и русского языков, татарского фольклора и др.

Формированию М.Х.Курбангалиева как филолога способствовали его посещения лаборатории экспериментальной фонетики Казанского университета, где у профессора В.А. Богородицкого он получал рекомендации по вопросам фонетического строя родного языка.

Свою трудовую деятельность М.Х.Кур­бангалиев начинает в деревенских школах Мамадышского, Елабужского уездов Казанской губернии. После 1917 года (Октябрьской революции) он занимает ответственные посты в системе народного образования: сначала работает помощником заведующего губернским отделом народ­ного образования нацменьшинств, затем губерн­ским школьным инспектором,  после  образования ТАССР он назнача­ется заведующим отделом единой трудовой школы Тат­нар­компроса.

Одновременно М.Х.Курбангалиев был препода­­­ва­телем Казанского педа­го­­гичес­кого  института, Та­тар­­ского  коммунис­тичес­кого университета,  заведовал ­ка­федрой  татарского  языка  в Казан­­ском  го­судар­ствен­ном  университете им. В.И.Улья­­­но­ва-Ленина, преподавал на военно-ко­манд­ных курсах, в педагоги­ческом и землеустроительном техникуме,­ курсах по подготовке школьных работни­ков и др.

М.Х.Курбангалиев тесно сотрудничал с журналом «Мәктәб» (с 1913 г.) и состо­ял членом редакцонной коллегии журнала «Мәгариф». В 1926 году он организовал и стал первым председателем Татарского педагогического общества.

М.Х.Курбангалиев принимал участие в систематизации литературных норм татарского языка и орфографии. Он в своих многочисленных выступлениях на различных совещаниях и конференциях отстаивал самостоятельность и чистоту татарского литературного языка.

М.Х.Курбангалиев вел большую, многообразную научную и методическую работу. Используя свой богатый опыт преподавания в различных учебных заведениях, он разрабатывает методику изучения татарского и русского языков в татарской начальной, средней и высшей школах, а также методику преподавания татарского языка для нетатар.

М.Х.Курбангалиевым разработано более ста учебников по татарскому и русскому языкам, арифметике, географии; ­им составлены словари, методические ­пособия и руководства, сопоставитель­ные грамматики, наглядные пособия, таблицы и т.д.

Видя необходимость в переводных словарях, под руководством М.Х.Курбангалиева и при его непосредственном участии были составлены русско-татарские и татарско-русские словари («Татарско-русский словарь» 1913, 1927, «Русско-татарский словарь» 1938), которые до 60-х годов были популярными однотомниками и служили пособием для изучения русского языка широкими слоями на­селения, справочником для специалистов.

Изданные «Татарский букварь» (1912), «Учебник татарского языка для русских» (1924), «Руководство по изучению татар­ского языка в русской школе» (1925), «Учебник татарского языка для заочников-нетатар» (1941) способствовали дальнейшему развитию методики преподавания татарского языка как неродного на научной основе.

Обучение неродному языку М.Х.Курбангалиев предлагает вести по переводно-грамматическому и натуральному методам, при применении которых для объяснения значений новых слов используются сами предметы, их рисунки или модели, а также непосредственный перевод на родной язык. Для объяснения же фактов неродного языка ученый-методист рекомендует использование знаний обучающихся по родному языку. Исходя из этого, он считает обязательным условием для учителя знание родного языка учащихся.

В 20-е годы XX века М.Х.Курбангалиев совместно с Р.С.Газизовым, разработав «Грамматику татарского языка в сравнении с грамматикой русского языка» (1924), «Опыт практической систематической грамматики татарского языка в сравнении с грамматикой русского языка» (1928, 1931, 1932), положили начало системному исследованию татарского и русского языков в сопоставительном аспекте и тем самым стали продолжателями идей и традиций Каюма Насыри.

Судя по системе построения учебников татарского и русского языков, составленых М.Х.Курбангалиевым, можно сказать, что работа по развитию речи, по обучению письму и чтению, а также изучению грамматики и орфографии должна вестись параллельно, а не изолированно. В его учебниках большое внимание уделяется и элементам сопоставительного изучения татарского и русского языков.

Имя М.Х.Курбангалиева, замечательного ученого и педагога, и в настоящее время пользуется глубоким уважением у жителей Республики Татарстан, его труды занимают видное место в истории татарского языкознания и методике его преподавания.


Основные труды


1. Гавам мәктәп ысул саутия үзрә тәртип ителмеш татар әлифбасы.— Казан, 1912. — 47 б.

2. Яңалифне нинди метод белән укытырга // Мәгариф.— 1929.— № 1. — 15–18 б.

3. Терминнар һәм атамалар эшләү тәҗрибәлә­ре (Фикер алышу тәртибендә) // Мәгариф. — 1935.— № 12.— 41–48 б.

4. Татар теле дәреслеге. Татарлардан башкалар­ өчен. Башлангыч мәктәпләрнең 4 нче классы өчен. 2 кисәк. — Казан, 1933. — 144 б.; 1934. — 146 б.

5. Татар теле дәреслеге. Татарлардан башкаларга татар телен читтән торып өйрәтү өчен. 1 ки­сәк. — Казан, 1941. — 224 б.

 6. Укырга-язарга өйрәтү методикасы: башлангыч мәктәп укытучылары һәм педучилище студент­лары өчен ярдәмлек кулланма. — Казан, 1940. — 151 б.

 7. Руслар өчен татар теле дәреслеге. I кисәк. 5 класс өчен / соавт. Газизов Р.— Казан, 1925.— 136 б.; 1928.— 148 б.; 1929.— 80 б.; 1930.— 80 б.

 8. Руслар өчен татар теле дәреслеге. 2 кисәк / Газизов Р. — Казан, 1929. — 88 б.

 9. Опыт систематической грамматики татарского языка в сравнении с грамматикой русского языка / Р.С.Газизов — Казань, 1931. — 124 с.

10. Синтаксис. Тулы булмаган урта һәм урта мәктәпләрнең 6–7 нче класслары өчен дәреслек / Хисмәтуллин Х. — Казан, 1938. — 116 б.; 13 нче басма. — 1954. — 200 б.              

11. Татарча-русча сүзлек / соавт.: Р.Газизов, Кулиев И. — Казан. 1927. — 219 б.


О нем


1. Вәлиева Ф.С. Халыкка багышланган гомер.— Казан: Мәгариф, 2004. — 143 б.

2. Беркутов В.М. М.Х.Корбангалиев — педагог һәм методист // Мәгариф. — 1995. — № 6. — 59 б.

3. Сафиуллина Ф.С. Галим һәм замана // Фән һәм тел. — 2000. — № 2(5). — 25–28 б.

4. Асадуллин А.Ш. Заглядывая в прошлое методической науки: из методического наследия по преподаванию русского языка в национальной школе. — Казань: Мастер Лайн, 2001. — 256 с.

5. Гайнуллина М. Татарларда мәгърифәтчелек хәрәкәте // Совет әдәбияты.— 1952.— № 8.

6. Рәхим Г. Утыз еллык хезмәт. 1985–1925 (М.Корбангалиевнең мәдәни-иҗтимагый хезмәтенә 30 ел уңае белән). — Казан, 1925. — 36 б.

Г.Ф.Замалетдинова

Из книги: Казанская лингвистическая школа: Книга первая: Казанская тюркологическая лингвистическая школа/ сост. М.З.Закиев.- Казань: Татар. кн. изд-во, 2008. – С. 75-77