Герой одной из повестей Зои Богуславской рассуждает о принципе "жизнь на время": во что свое время вложишь, в том и преуспеешь. Вложишь время в занятия физкультурой – будешь здоров, в карьеру – достигнешь служебных высот, в выстраивание личных отношений – будешь любим. При этом герой повести уверен, что совместить и то, и другое, и третье очень трудно. А вот герою нашей сегодняшней встречи удалось доказать обратное: он стал успешен во всем, чем ему довелось заниматься.
На встречу к мэру Казани, возглавляшему город без малого 17 лет, с 14 февраля 1989 по 14 ноября 2005 года, Камилю Исхакову я торопливо бежала, громко цокая каблучками. Камиль Шамильевич стоял у окна около Актового зала и, оглянувшись на звук, приложил палец к губам.
- Тише! Тут же все пронизано историей, а вы так громко стучите.
Но, выслушав мои извинения, он немного смягчился и продолжил:
- Актовый зал императорских времен – это реликвия университета, сохранить которую в достойном виде – задача каждого поколения администрации.
Нельзя не согласиться с Камилем Шамильевичем. Вспомните такой лишь факт: проводить собрания в Актовом зале в день рождения – одна из самых старых университетских традиций. В университете утверждают, что она существовала, правда, в несколько измененном виде, даже в советское время. А вот до революции в этот день на всеобщее обозрение выносили саркофаг из красного дерева с подлинной Учредительной грамотой и икону святого мученика Галактиона; один из самых авторитетных профессоров читал так называемую актовую речь (благодаря «раскопкам» историков в архивах при желании можно уточнить темы). Собрание, на которое приглашали не только городских чиновников, но и почетных горожан, родителей студентов, родственников педагогов, проходило в актовом зале. Речи произносились на нескольких языках, студенческий хор пел гимны и канты. В завершение избранный круг гостей и профессуры приглашался к праздничному столу. А для студентов в Дворянском собрании проходил бал. Судьба зала, события, которые в нем происходили, - неотъемлемая часть двухвековой истории старейшего университета России, а сам Актовый зал -«свидетель всех главных событий».
Пока я мысленно совершала краткий экскурс в историю, Камиль Шамильевич внимательно оглядел зал. Видимо, оставшись довольным увиденным, он продолжил.
- Когда мы готовились к 200-летию Казанского университета, я, будучи тогда мэром города, старался сделать максимально много, чтобы подготовить альма-матер к празднеству. Не скрою, вуз был тогда в очень тяжелом состоянии. И мне пришлось немало пообивать порогов, доказывая федеральным властям, что Казанский университет нуждается в восстановлении. Большой удачей для нас стали выделенные на реставрацию 2 миллиарда рублей.
Из газеты «Казанские истории», 2004 год
«Трудно представить, что произошло бы со старейшим вузом страны, если бы не предстоящий его юбилей», – сказал М.Шаймиев на первом заседании юбилейного оргкомитета. В эпоху перемен, в последние десятилетия прошлого столетия, образование оказалось на задворках общественного сознания и государственных решений. Сюда не ринулись спонсоры и меценаты. А потому без денег и заботы все нажитое до сих пор стало потихоньку рушиться. С большим трудом удавалось сводить концы с концами. О новом строительстве, о новой мебели и оборудовании пришлось забыть. В разделе «Сохранение исторического центра Казани» федеральной целевой программы подготовки празднования тысячелетия Казани предполагалось и финансирование развития КГУ в 2001-2005 годы в сумме 2 млрд 5 млн 500 тыс. рублей (в ценах 2000 г.), в том числе из федерального бюджета – 1,66 млрд., из республиканского – 338 млн рублей.
К своему 200-летию Казанский университет приобрел надлежащий ухоженный вид: во дворе главного корпуса стало просторно, чисто и открывается потрясающе красивый вид на Казань. Перед главным зданием был торжественно открыт памятник Михаилу Нужину, а перед физфаком – Евгению Завойскому. Появилось новое здание социологического факультета. Многое было сделано и для Актового зала. Здесь полностью по эскизам прошлого века восстановили обои, отреставрировали портрет Александра I. Тот образ, который мы сегодня видим в зале, - это реконструкция, выполненная ульяновским художником С. Слесарским.
Для нас было самым главным - сохранить историю. Ведь Актовый зал - это жемчужина Казанского университета. И я счастлив, что нам удалось ее сохранить.
Я помню, как в своей торжественной речи, посвященной 200-летию альма-матер Минтимер Шаймиев назвал огромной удачей то, что нам удалось сохранить самое главное – дух и традиции университета.
«Настоящим событием для тысячелетней Казани стало обретение главным зданием Казанского государственного университет своего второго – восточного крыла. Уверен, что отныне наш окрыленный университет достигнет еще больших высот в реализации своей воспитательной, культурной и интеллектуальной миссии».
Как бы следуя своим мыслям о том, что Актовый зал помогал сохранять преемственность поколений и традиций, Камиль Шамильевич продолжил.
- Я вспоминаю 1970-ый год. Здесь проходили собрания по выдвижению кандидатов в депутаты Районного, Городского, Верховного Совета ТаССР. И в зале собрались и преподаватели, профессора, важно занявшие первые ряды, и студенты, демократично расположившиеся на стульях в конце зала.
И всегда так было: все слои университета всегда были представлены на собраниях, проходивших в зале.
Нельзя разорвать ту нить, которая объединяет студентов и преподавателей.
На самом деле, я в тот день случайно оказался в зале: друзья пригласили и еще посмеялись надо мной: Мол, ты ж у нас активист, может, про тебя что-нибудь будут говорить, а то смотри – еще в Районный совет выдвинут.
И вот мы пришли, сидим. Выдвижение кандидатов в депутаты закончилось, я выдохнул - мое имя не назвали. Шутка друзей удалась. Тут с трибуны раздается имя Михаила Тихоновича Нужина, кандидатуру которого предложили для Верховного совета ТаССР. В качестве еще одного кандидата впервые в истории университета было названо имя студента, которым оказался я. И вот тут произошел такой казус: за давностью лет и от волнения, которое тогда меня накрыло, я не помню, кто первым назвал мое имя. Но что точно помню, что меня тогда поддержали все присутствующие.
- То есть вас даже не предупредили, что будут предлагать кандидатом в депутаты?
- Даже мысли не было! Это случилось как гром среди ясного неба. И, как писали раньше в советских газетах, под бурные продолжительные аплодисменты, впервые в истории студент стал депутатом Верховного совета.
- Камиль Шамильевич, давайте все же начнем сначала: как и когда вы пришли в КГУ?
- В университет впервые я пришел благодаря спорту: в восьмом классе я начал заниматься спортивной гимнастикой. Потом наш тренер перешел преподавателем в университет, и я стал ездить сюда на тренировки.
- Пригодились ли вам в дальнейшей жизни занятия спортом?
- Конечно. Спортивная гимнастика развивает умение мыслить. Перед тем, как подойти к снаряду, ты в голове прокручиваешь весь алгоритм движения: где и как спружинить, какую группу мышц активировать. И вот такая визуализация здорово мне в жизни потом помогала: я перед началом любого дела в голове отрабатывал, что и как я буду делать. К тому, гимнастика – это и способность переносить любые перегрузки, и максимальная концентрация в нужное время, и трудолюбие, и выносливость, и работа над собой, превозмогая трудности.
- Чтобы стать студентом, насколько мне известно, вам пришлось очень потрудиться.
- Я жил в семье рабочих в поселке Савиново – наш дом стоял рядом с озером. В семье нас было четверо детей, я – второй. Мой старший брат поступил учиться в КАИ. Помню, как мы с ним сделали первые радиоприемники: взяли наушники, вставили диоды. Это было настолько увлекательно и интересно, что, возможно, во время этих опытов с братом я и решил для себя, что буду физиком.
Однако достичь своей цели я смог не сразу. Дело в том, что я учился в школе-восьмилетке. Поэтому, чтобы поступить в вуз, нужно было закончить еще как-то 10 классов. Но тут вмешался отец, который сказал, что, мол, старший брат учится, а двух студентов семье не потянуть.
Я поступил в техникум и пошел работать на химзавод имени Куйбышева учеником монтера связи. Получал 36 рублей. Конечно, даже по тем временам это были маленькие деньги, но их я все отдавал в семью.
Однако, даже поступив в техникум и работая на заводе, я все равно знал, что буду учиться на физфаке университета.
Два года я жил в напряженном режиме: утром уезжал на работу, вечером шел в школу рабочей молодежи, расположенную под Кремлем, а перед занятиями еще успевал забежать в спортзал, чтобы потренироваться. Конспекты и контрольные решал во время длинного пути троллейбуса четвертого маршрута - от "Кинопленки" до "Кольца".
Вспомнился такой случай. На вечернем отделении физфака Казанского университета, куда я сначала поступил, продолжая работать электромонтером, мы учились с моим другом. Так он за день настолько уставал на работе, что, когда приходил на занятия, все норовил уснуть. А у него была своя система: он каждую лекцию писал на отдельном листочке, и потом по ним готовился к экзамену. И ему кровь из носа надо было эти лекции записывать. Как-то раз, когда, видимо, сон был готов его вот-вот одолеть, он поворачивается ко мне и говорит: «У тебя есть спички?»
- Есть, - говорю. – Я тогда курил «Беломорканал».
И вот он, чтобы не уснуть, вставил спички в глаза и так писал лекции.
Вообще в техникуме мне нужно было учиться 4 года. Но я не мог так долго терпеть – мне хотелось побыстрее стать студентом. А чтобы поступить в университет, мне был нужен аттестат о среднем образовании. Его я мог получить, отучившись год в ШРМ. И я, закончив 2 курса техникума, взял справку, и поступил в 11 класс Школы рабочей молодежи, сэкономив тем самым два года.
- Что же: вы – пошли против воли родителей?
- Ко времени, когда я закончил техникум, подросли малыши, папа хорошо зарабатывал шофером, старший брат заканчивал учебу. И на семейном совете было решено, что я могу пойти учиться на дневное отделение.
- А почему вы не остались в науке?
- Я должен был там остаться. У меня была очень интересная тема: мне нужно было в муфельной печи - замкнутой камере - измерять самые низшие пороги звука, и на этом основании смоделировать, в том числе, и работу мозга.
Наша лаборатория психофизиологии находилась на Сибирском тракте, где днем не переставая гремели трамваи, которые сбивали настройки измерения звука. Ночью трамваи ходили реже, поэтому на замеры я уходил поздно вечером, чтобы мои замеры были максимально точны. На этих данных я построил кривые, рассчитал формулы, и у меня была огромная база данных, которая вполне тянула на диссертацию, не говоря уже о дипломе. Защита которого прошла на ура.
В лаборатории спсихофизиологии. 1973 год
И мой научрук – Нейсон Меерерович Пейсахов и его коллеги настаивали на том, чтобы меня распределили в эту лабораторию для продолжения научной работы по моделированию мозга. И я должен был остаться, чтобы продолжать заниматься любимым делом. И вдруг меня вызывают сначала в горком комсомола, потом в райком и горком партии и говорят: «Никакой науки!»
Я долго упорствовал и отказывался. До того момента, пока не вызвали в обком партии, где твердо сказали: «Тебе доверяют делегаты комсомольских организаций района. Они просили об этом. Так что иди и работай первым секретарем Советского райкома комсомола. Это твое партийное поручение».
В галерее «Они учились в Казанском университете» - всем известные портреты известных академиков, ученых. Но мало кто сегодня помнит Фикрята Ахмеджановича Табеева, 20 лет проработавшего первым секретарем Татарского обкома КПСС. Студентом он оказался талантливым и очень трудолюбивым. Его усилия были вознаграждены Сталинской стипендией, которую до него получал только один человек среди трех тысяч студентов Казанского университета. В двадцать четыре года он уже стал доцентом Казанского университета. Этот человек - глыба. Разве он хуже академиков? Просто ему досталась другая стезя. Впрочем, так же, как и Володе Егорову (ближайшему помощнику М. Горбачёва), Олегу Морозову и Андрею Бусыгину. Разве они мало наш университет прославили? Я считаю, это историческая несправедливость: если бы их партия не отняла у науки и не направила в другое русло, они были бы не хуже, а может, и лучше других ученых. А если оценить совокупность пользы, принесенной их деятельностью, то это достойно быть записанным в историю университета.
Руководитель студенческого театра поэзии. 1969 год
Наша встреча разбудила во мне многие воспоминания. Вспоминаю, что на физфаке у нас был театр поэзии. Мы, пятерых любителей стихов, собирались в пристрое тогда еще не существовавшего восточного крыла главного здания и с упоением читали стихи. Тогда нас приметил доцент кафедры радиофизики Альберт Георгиевич Таюрский – талантливый человек как в науке, так и в музыке. Он очень хорошо играл на фортепиано, и предложил нам саккомпанировать.Никогда не забуду, как мы под музыкальный фон Таюрского читали «Реквием» Рождественского или поэму «Казанский университет» Евтушенко. Ощущения были до мурашей.
Потом нас заметили, и театр Качалова отправил к нам артиста Вадима Григорьевича Остропольского. Под его руководством мы поставили пьесу Фридриха Дюрренматта «Физики».
Мне в этой пьесе досталась роль 70-летнего старика. Пудра на моих волосах устроилась успешно, а на усах держаться никак не хотела. И я ради этой роли единственный раз в жизни сбрил усы. Кстати, спектакль шел на сцене Театра юного зрителя.
Не справившись с нахлынувшими воспоминаниями, Камиль Шамильевич стал читать строки из поэмы Евгения Евтушенко "Казанский университет":
Даже дворничиха Парашка
армянину кричит:
"Эй, армяшка!"
Даже драная шлюха визжит
на седого еврея:
"Жид!"
Даже вшивенький мужичишка
на поляка бурчит:
"Полячишка!"
Даже пьяница,
падая в грязь,
на татарина:
"Эй ты, князь!"
Бедняков,
доведенных до скотства,
научают и власть
и кабак
чувству собственного превосходства:
"Я босяк,
ну а все же русак!"
- В этой самой читалке, что рядом с актовым залом, у меня случилась любовь. Отношения строились так: я – «да», а она – «нет». В общем, трагедия. И вот иду я как-то весь под впечатлением от собственных чувств и, как в фильме «Наваждение», автоматически сажусь в троллейбус, что-то на ходу записывая. Приезжаю к своему наставнику, захожу к нему в подъезд, поднимаюсь на четвертый этаж, звоню в дверь. Он мне открывает, а я, его не видя, прохожу в комнату. И, только дописав стихотворение на холодильнике, я пришел в себя.
В нашу первую встречу Камиль Шамильевич прочитал то свое стихотворение с первой до последней строчки на одном дыхании. Но позже попросил убрать этот момент из интервью. «Это слишком личное. Не хочу рассказывать его всему миру».
Все когда-то бывает впервые: первый класс, любовь, поездка заграницу, первый курс. Для многих людей самыми приятными воспоминаниями становятся годы учебы, я бы даже сказал - жизни в университете.
В 70-ые годы на технических факультетах собирались лучшие из лучших ребят со всей республики - в то время физика была очень модной. Физики были знаменем времени. К ним относились с особым пиететом, их боготворили, причисляли к людям, приближенным к тайнам природы. Поэтому не удивительно, что конкурс на физфак составлял 15 человек на одно место, почти как в театральный институт.
Сразу же меня, первокурсника, захлестнули три стихии: артистическая (поэтический кружок), таинственная –"Снежный десант" и спортивная (гимнастика). Однако вскоре спорт пришлось бросить.
- Что случилось?
- В 1970 году к 100-летию со дня рождения Ленина к нам приехали снимать фильм про Казанский университет. Съемки велись везде – добрались даже до нашего спортзала. И вот в непривычных для спортсмена условиях – при свете софитов, гудящих камерах – я стал делать сальто и допустил ошибку – перекрутил элемент и при приземлении повредил ногу. Но, как и всякий спортсмен, несмотря на сильнейшую боль, продолжил тренировку. Однако вскоре заметил, что не могу сесть на канат, не могу выполнить какие-то упражнения, потому что боль зашкаливала. В больнице поставили диагноз "Разрыв мениска". Наступило лето, и мы поехали на военные сборы в Тоцкие лагеря (военный полигон в Приволжско-Уральском военном округе, в 40 километрах восточнее города Бузулук). И там во время медосмотра военный хирург, прощупав коленку, твердо заявил: "У вас порваны связки". Прошел год, так что ничего нельзя уже было сделать, и со спортом, к моему сожалению, мне пришлось расстаться.
- Да, не пришлось вам позаниматься в новом Центре гимнастики.
- А это ведь была моя мечта. Еще будучи мэром, мы с заслуженным тренером СССР и России, главным тренером сборной команды России, Президентом Федерации спортивной гимнастики России Леонидом Аркаевым планировали построить в Казани подобный центр.
- Приятно видеть, как ваши планы реализуются…
- Если вдруг после тебя твое начинание имеет продолжение, то это как бы продолжает правоту твоих мыслей, правильность твоих действий.
Главный архитектор города М.Х.Агишев, Председатель райисполкома Н.Т.Яркимбаев и К.Ш.Исхаков на заседании комитета по делам молодежи
Уже после того, как я закончил свою деятельность Полпредом на Дальнем Востоке, летом отправился в отпуск на Камчатку. Обратно пришлось возвращаться на машине. И я еду, узнавая местность, и вдруг вижу строящуюся дорогу, необходимость которой я до хрипоты в горле отстаивал.
Из газет
Камиль Исхаков смог претворить в жизнь несколько значимых проектов, в том числе целевую программу по социально-экономическому развитию Курильских островов. Он запомнится дальневосточникам непримиримой позицией по судьбе космодрома «Свободный», который он отстаивал, невзирая на лица. Исхаков доказывал, что «Свободный» имеет как стратегическое, так и социальное значение. При участии Исхакова был построен мост на остров Русский - самый крупный мост в стране и в мире. С именем Исхакова связывают изменение вектора восточной политики России и создание госкомиссии по ДВФО и Забайкалью. Владимир Путин принял решение провести представительный саммит стран АТЭС-2012 во Владивостоке, и Программу "Восточных ворот" России и начал реализовывать Исхаков.
- А чем вы гордитесь более всего?
- Когда 30 лет назад я бывал за границей, на мое "I came from Kazan", слышал в ответ "Аааа, вы из Казахстана". Перелом произошел в начале двухтысячных, когда наш город стали узнавать в мире. И для меня как мэра это было очень престижно. А понял я это по весьма курьёзному случаю.
В сентябре 2005 года я в числе мэров десяти городов мира был приглашен в в Нью-Йорк для повторного рассмотрения Целей развития Тысячелетия. Я направлялся на встречу к генеральному секретарю ООН Кофи Атта Аннану.
Подхожу к зданию ООН, а на входе стоит темнокожий камердинер-секьюрити очень мощного телосложения. Я предъявляю ему удостоверение, и он, к моему несказанному удивлению, говорит: "О, вы мэр города Казани? Той самой, которой исполняется тысяча лет?". Я подумал: "Когда на уровне вышибалы знают твой город – не это ли признание?".
- Потрясающие воспоминания. Ваши дела говорят сами за себя. И недаром добрым словом вспоминают вас казанцы. А кого из преподавателей университета хранит ваша память?
- Наша классная дама - Валентина Алексеевна Сочнева. Она еще в 1972 году организовала Летнюю физико-математическую школу «Квант», которой бессменно руководит уже более 40 лет. В 2008 году Валентина Алексеевна была удостоена звания Заслуженный учитель Российской Федерации. Она как-то умело руководила мальчиками из нашей 686-й группы.
- Номер-то какой - зеркальный.
- Я тоже обращаю внимание на цифры. Но "моими" стали цифры 7171. У меня и телефон всегда был с таким номером, и номера машин мэра.
- И чем же 7171 привлекло вас?
- Во-первых, цифра "семь" в исламе означает совершенное число: Каабу обходят семь раз, что символизирует семь атрибутов бога. Во-вторых, в Казани было семь районов и я один мэр. В-третьих, семь и я, то есть семья.
Но это мы отвлеклись. Вернемся к разговору о преподавателях. О лучших преподавателях мы и не мечтали. Корифеи физфака казались нам знатоками от бога. Мы их обожали, любили и побаивались. С большой теплотой вспоминаю, конечно, нашего Альберта Георгиевича Таюрского.
Деканом физико-математического факультета, заведующим кафедрой радиоспектроскопии и квантовой электроники был у нас Максут Мухаметзянович Зарипов – физик, член-корреспондент Академии наук Республики Татарстан. Величайший ученый и преподаватель – в течение сорока семи лет он читал лекции в Казанском университете. Среди его учеников восемь докторов и двадцать семь кандидатов наук.
Много было ярких преподавателей. Семен Александрович Альтшулер. Лекции Семена Александровича прослушали тысячи студентов, и многих из них он помнил спустя десятилетия. К Семену Александровичу по тем или иным жизненным проблемам часто обращались за советом ученики и друзья, и он всегда с участием вникал в суть проблемы и, как правило, подсказывал разумный выход. Но больше всего он учил личным примером порядочности, деликатности, бескорыстной преданности науке.
Вспоминаются мне и блестящие и лаконичные лекции преподавателя математики Владимира Романовича Кайгородова, и занятия у преподавателей Ситникова и Зарипова, профессора Бурганова. И, конечно, уважительно вспоминаю своего научрука - Нейсона Меерверовича Пейсахова.
- Вы в начале воспоминаний о первом курсе сказали, что вас захлестнули три стихии – спорт, поэзия и "Снежный десант".
- Это не просто целая страница, а отдельная глава в студенческой жизни. Мы целый год готовились – собирали материал, планировали, с кем встретиться, а на каникулах выезжали по местам боев с немецкими захватчиками. Эти экспедиции – ни с чем не сравнимый метод патриотического воспитания.
В одном из походов мы узнали о командире полка, нашем земляке Максутове. Подняли в Казани архивы и на Арском кладбище нашли его могилу. Она была маленькая, затоптанная. "Так оставлять нельзя", – решили мы с ребятами. Организовали в один из выходных дней субботник, заработали деньги, и на них установили памятник этому герою.
Мы все делали искренне – по велению души. Может быть, поэтому нам многое удавалось.
- "От сессии до сессии живут студенты весело, но вот приходит сессия. Студенты нос повесили — пришла пора экзамены сдавать". На вас-то, вероятно, не распространялся смысл этой шуточной песни. Преподаватели знали вас как депутата Верховного совета ТаССР и делали поблажки на экзаменах.
- Вы такой вопрос странный задали (Камиль Шамильевич искренне удивился и даже, на мой взгляд, обиделся). Как это так, чтобы преподаватель ко мне относился по-другому только потому, что я депутат. Ну и что! Никаких мыслей даже ни у кого не было. Преподаватели у нас были очень гордые и серьезные люди. И знание их предмета для них было важнее, чем происходящие вокруг политические события.
- Камиль Шамильевич, предположу, что о том, чем стал для вас университет, вы ответили своими сегодняшними воспоминаниями. И все же…
- Казанский университет стал для меня, без сомнения, второй матерью . я очень много здесь получи. не просто жизненные уроки, не просто умение мыслить, составлять различные аналитические схемы. Университетское образование в зависимости от другого высшего образования , допустим, специального, авиационного, не дает узких знаний. Оно дает основу, как познавать мир и находить решения. Все, что у меня есть в жизни, дал мне университет.
Казанский университет - это основа, которая должна создавать систему и науки, и образования любой страны и мира в целом. Сегодня очень многое из того, что мы имеем, - это наши знания, наш интеллектуальный потенциал. Казанский университет всей своей историей показывает, как надо строить будущее страны.
И мне хочется верить, что мои соратники – физики – останутся востребованными в нашей стране. Потому что, я считаю, что у выпускников-физиков широкие возможности: ведь физика формирует нестандартное мышление и широкий кругозор, которые будут востребованы в любой области.
Я хочу обратиться к студенчеству.
- Семнадцатилетние мира!
Апрель человечества - вы!
Вам каждому жизнь подарила
Кусище такой синевы!..
Вот это я и хочу пожелать студентам – помнить о своих корнях, о той нити, которая навсегда связала всех, кто учился, работал, преподавал, создавал науку и совершал открытия в Казанском университете.
Университет дает не только фундамент знаний, умения общаться, но и фундамент активной общественной жизни и спортивную закалку характера.
- Камиль Шамильевич, спасибо, что вы при всей занятости и статусе смогли выделить время и встретиться с журналистом. Но мне все же интересно, почему вы согласились стать героем рубрики "Воспоминания выпускников"?
- В 2014 году наш Казанский университет отметил свое 210-летие. Я помню 200-летие, старшее поколение помнит 175-летие. Мне бы очень не хотелось, чтобы, отмечая 250- или 300-летний юбилей университета, историю альма-матер знали меньше, чем сейчас. Хочется, что в памяти будущих поколений остались имена моих и ваших преподавателей. Чтобы не прервалась нить, связывающая прошлое и будущее. Вот поэтому я и пришел к вам.
физик
03.02.15, 17:54
+1
|
И ректор тоже был бы не хуже других ученых. |
физик
02.02.15, 19:22
+5
-4
|
"они были бы не хуже ..." Сомневаюсь, науку делать - это не начальство облизывать. |
Автор
02.02.15, 16:50
+2
-2
|
Камиль Шамильевич сегодня экс-вице-президент ФК ?Рубин?, председатель совета директоров Казанского НПО вычислительной техники и информатики. |
Читатель
02.02.15, 11:46
+9
-2
|
Спасибо за очень качественное интервью! Давно такого не видно было на сайте... Интересно узнавать и про преподавателей, которые были в то время в нашем университете, и Камиль Шамильевич раскрылся по-новому. |
сотрудник
02.02.15, 11:23
+5
|
А чем сейчас занимается Камиль Исхаков? |
Биолог
02.02.15, 10:39
+10
-2
|
Камиль всегда был супер:активный, деловой, не равнодушный ни к чему происходившему, не стоявший в сторонке, когда другим было трудно. Молодец Камиль! |