Социологическая мастерская с начала 2023 года углубленно работает над исследованием цифровой социализации и цифровой компетенции молодежи в рамках Госзадания № FZSM-2023-0022 «Цифровая социализация и цифровая компетентность молодежи в условиях глобальных системных изменений: технологии регулирования, риски, сценарии». Сегодня команда уже реализовала как ряд самостоятельных социологических исследований, так и приняла участие в масштабных исследовательских проектах совместно с партнерами – ведущими вузами и научно-исследовательскими центрами России.
1. В апреле 2023 года было проведено репрезентативное всероссийское исследование «Цифровая социализация и цифровая компетенция российской молодёжи» с квотной выборкой по федеральным округам, полу, месту проживания (25% из села) n=2206. Интересными результатами можно назвать следующие:
2. В рамках анкетного опроса «Социологическое исследование цифровой активности жителей Республики Татарстан» было опрошено 1554 жителя Татарстана в возрасте от 14 и старше, среди которых 802 респондента в возрасте от 14 до 35 лет. Были получены следующие интересные результаты:
3. Представители социологической мастерской приняли участие во всероссийском исследовании «Студенты России: гражданская культура и жизненные стратегии» совместно с Центром политологии ИСПИ ФНИСЦ РАН. Вот основные выводы исследования:
4. Выявлены особенности цифровой социализации в интернет-пространстве на основе предиктивной аналитики уровня цифровой компетентности молодежи на примере анализа данных социальных медиа, извлеченных из открытых источников. В рамках данного исследования применялся метод вторичного анализа статистики медиапотребления в социальных сетях и опросов пользователей соцмедиа. Проанализированы данные исследовательских компаний GWI (GlobalWebIndex), Mediascope, Hootsuite, НАФИ, ВЦИОМ и других. Вот некоторые из ключевых выводов:
5. Совместно с Институтом информационных технологий и интеллектуальных систем КФУ был разработан Аналитический сервис для проведения исследований цифровой социализации молодежи в социальных сетях (парсинг данных из социальной сети «ВКонтакте»). Разработка решает ряд задач: сбор данных из социальной сети «ВКонтакте», анализ тональности постов и комментариев, нахождение пересечения между пользователями и визуализация полученных данных и виде графов, гистограмм и таблиц.
6. Разработана авторская методика исследования социальных практик, ценностей и социальных норм, которые транслируются в цифровых контекстах, популярных у молодежной аудитории (подход включает элементы контент-анализа, медиаметрического анализа и дискурс-анализа). На эмпирической базе наиболее востребованных у молодежи Telegram-каналов на данный момент проходит исследование различных социальных практик (творческих, культурных, волонтерских и т.д.), а также общесоциальных и семейных норм, ценностей и антиценностей в сфере гендерных отношений, межэтнических и межконфессиональных отношений.