Студенты 5 курса отделения педагогического образования Института математики и механики имени Н.И. Лобачевского во время педагогической практики, проходившей в феврале-апреле 2023 года, провели цикл профориентационных мероприятий «Найди себя в будущей профессии» со старшеклассниками ряда школ г. Казани и населенных пунктов Республики Татарстан.
Как известно, профессиональная ориентация – это система научно обоснованных мероприятий, направленных на подготовку молодёжи к выбору профессии с учётом особенностей личности и социально-экономической ситуации на рынке труда, на оказание помощи молодёжи в профессиональном самоопределении и трудоустройстве. Она направлена на обеспечение социальных гарантий в вопросах профессионального самоопределения всех учащихся. Ее целью является формирование ответственного отношения к выбору профессионального пути через актуализацию имеющихся знаний и получения информации о мире профессий и специальностей.
Студенты познакомили учащихся с историей становления Института математики и механики им. Н.И. Лобачевского, его отделениями, кафедрами и рассказали о возможности получить соответствующую специализацию при обучении в его стенах.
Так, Газизов Райнур 14 марта провел профориентационную работу с 10Д классом лицея №131 г. Казани в музее Н.И. Лобачевского Казанского федерального университета. Райнур рассказал об Институте математики и механики им. Н.И. Лобачевского, об отделениях института, о направлениях подготовки студентов. Учащиеся задавали вопросы, связанные с учебной и научной деятельностью института, заинтересовались жизнью и личностью Николая Ивановича Лобачевского, его деятельностью на посту библиотекаря, строителя, ректора Казанского Императорского университета, вкладом в развитие современной математики.
Шакирова Лейсан провела 5 апреля профориентационное мероприятие «ИМиМ КФУ – удивительный мир ИТ и математики» в 11Б классе МБОУ «Гимназия №155 с татарским языком обучения» Ново-Савиновского района г. Казани. По ходу мероприятия Лейсан провела тестирование для определения профессиональной направленности каждого ребенка, их индивидуальных предрасположенностей, особенностей, интересов. Она отмечает заинтересованность учащихся во время всего мероприятия, а также удовольствие, с которым они отвечали на тесты, прислушивались к своим результатам, обсуждали их в дальнейшем с одноклассниками, классным руководителем и родителями.
Аксенова Екатерина и Маркелова Кристина 6 апреля провели профориентационное мероприятие «ИМиМ КФУ – хороший старт для будущего» в 10Б классе МБОУ «Гимназия №155 с татарским языком обучения» Ново-Савиновского района г. Казани. Они отмечают, что ученики в конце мероприятия интересовались проходными и дополнительными баллами для поступления при наличии дипломов участников олимпиад. Спрашивали, как проходит обучение, как происходит подготовка к сессии и сдача экзаменов, насколько сложно и интересно учиться, узнавали о внеучебных спортивных кружках. Многие ученики сказали, что считают Казанский федеральный университет престижным ВУЗом и хотели бы там учиться. Большая часть учащихся пока еще только определяется с выбором будущей специальности и проведенное мероприятие несомненно будет полезным для осознанного выбора.
В ходе прохождения практики на базе МБОУ «Гимназия №122 им. Ж.А. Зайцевой» Вазюкова Елизавета 6 апреля провела профориентационное мероприятие в 10Б классе «Открой для себя мехмат». Цель мероприятия: создать условия для профессиональной ориентации учащихся. В ходе мероприятия с учащимися была проведена беседа о выборе дальнейшего пути после окончания школы. Так как 10Б является классом физико-математического профиля, акцент был сделан на том, что один из возможных путей выбора – это Институт математики и механики им. Н.И. Лобачевского. Ею была показана презентация, в которой рассказывалось о направлениях учёбы, о партнерах института, о внеучебной студенческой жизни. Елизавета отмечает серьезное отношение учеников к выбору профессии, института и своего будущего в целом, и считает, что мероприятие было полезным для учеников, которые заинтересовались поступлением в Институт математики и механики им. Н.И. Лобачевского.
Александрова Анна уже работает учителем математики и информатики в 9А классе МБОУ «Лицей №146 «Ресурс» Ново-Савиновского района г. Казани. Для них она 8 апреля провела профориентационное мероприятие «Институт математики и механики им. Н.И. Лобачевского, как твое будущее место учебы». Она рассказала ребятам об истории нашего института, о его направлениях, выделила значение института в подготовке высококвалифицированных специалистов. Анна отмечает, что учащиеся без проблем смогли ответить на вопрос, почему институт назван именем Николая Ивановича Лобачевского. Порекомендовала свое направление специализации, подробно рассказала о профессии учителя математики и информатики. Объяснила систему, по которой ведется обучение в КФУ. Рассказала о преподавателях, которые в любой ситуации поддерживают студентов и никогда не отказывают им в помощи. Также ребята узнали о предметах, изучаемых в институте, поняли, что за пределами школы математика «не заканчивается, а продолжает свой длинный и увлекательный путь». Многие из учеников впервые услышали о специальности «математика», думали, что математики — это только учителя и преподаватели, а кто еще специализируется в этом направлении, затруднялись ответить.
Сыгурова Вероника провела профориентационное мероприятие «Найди себя в мире профессий» в 9 классе Пестречинской средней школы. Мероприятие она начала с беседы о том, что пора серьёзно задуматься о выборе своей профессии, потому что выбор профессии – жизненно важный вопрос. В ходе мероприятия ученики поняли значение слов «профессия», «специальность». Мероприятие было направлено на осознание учащимися важности выбора профессии, которая будучи им по душе, имела бы спрос в обществе. Во время коллективной беседы стало понятно, что большая часть учеников хочет выбрать будущую профессию, основываясь на собственных взглядах, а не по рекомендации родителей. В ходе мероприятия Вероника постаралась акцентировать внимание детей на многообразии существующих профессий, имеющих большое значение для страны, подробно рассказала о профессии учителя математики и информатики, о специальности «математика», показала презентацию об Институте математики и механики им. Н.И. Лобачевского и предложила источники дополнительной информации об интересующих учеников профессиях.
Фаттахова Алина работает в 9Б классе МБОУ «Многопрофильная школа №181» Советского района г. Казани, где 10 апреля провела профориентационное мероприятие. Алина рассказала учащимся о различных путях, которые они могут выбрать после окончания школы, а также сделала акцент на возможности выбора своей профессии в Институте математики и механики им. Н.И. Лобачевского. Для визуализации информации она использовала презентацию, в которой рассказала о направлениях учёбы в вузе, о внеучебной студенческой жизни и будущей специализации. Учащиеся живо восприняли информацию, задавали интересующие их вопросы о поступлении, учёбе и студенческой жизни.
Хасанянов Айдар работает в МБОУ «Гимназия №5» Авиастроительного района г. Казани. Во время педагогической практики 5 апреля он провел две встречи с учениками 11 и 9Б классов. Цель проведенных встреч заключалась в ознакомлении учащихся с КФУ, в частности, Институтом математики и механики им. Н.И. Лобачевского и отделением педагогического образования; а также в побуждении заинтересованности будущих абитуриентов возможностью поступления в ИМиМ. Айдар представил учащимся заранее подготовленную презентацию, рассказал про историю университета и института, о правилах приема абитуриентов, про направления подготовки и про особые нюансы поступления и обучения. Были обсуждены вопросы, связанные со студенческой жизнью и учебно-воспитательным процессом института. Все учащиеся приглашены на «Дни открытых дверей», которые состоятся в нашем институте 20 апреля и 14 мая.
Аналогичные мероприятия проведены и остальными студентами 5 курса.
Подводя итоги цикла мероприятий, можно сделать следующие выводы:
1. Студенты ИМиМ провели успешную работу по профориентации обучающихся с учетом запроса экономики современной России.
2. В организации профориентационной деятельности с обучающимися были использованы разнообразные формы внеклассной деятельности и современные педагогические технологии.