Торжественная церемония состоялась в рамках республиканского августовского совещания работников образования и науки 2019 года. Государственные награды вручал президент РТ Рустам Нургалиевич Минниханов.
Лилиана Рафиковна 30 лет работает в одном вузе на кафедре теории и технологий преподавания математики и информатики. Свой профессиональный путь начинала в должностях лаборанта, ассистента, позже стала доцентом, затем – профессором. С 2012 г. работает в должности заведующего кафедрой.
– Какие чувства Вы испытали, получив награду из рук Президента РТ?
Л.Р.: Безусловно, в такие моменты испытываешь чувства волнения и радости, а кроме этого – ответственности и желания работать еще лучше.
Сфера ее научных интересов связана с изучением методологических основ развития высшего и среднего образования в области математики, психологических аспектов обучения математике, разработкой и использованием семантического моделирования в обучении математике. Предметом исследований последних трех лет в составе междисциплинарной группы, включающей психологов, методистов и педагогов, являются: анализ взаимосвязей между предметными знаниями учителя и достижениями ученика по математике; изучение психологических механизмов решения математических задач в школе и вузе; роль когнитивной визуализации в повышении качества математического образования.
Создание системы коммуникационных связей, вовлечение в орбиту интересов кафедры известных ученых, ведущих учителей – один из ключевых принципов работы профессора Шакировой. Большое внимание уделяется международному сотрудничеству. Заключено соглашение с Техасским университетом в г. Эль-Пасо, США, о сотрудничестве в научной области; ведутся совместные сравнительные исследования по проблемам математического образования в России и США, результаты которых публикуются в высокорейтинговых зарубежных и российских журналах. Являясь научным руководителем учебно-научной лаборатории ИММ «Инновационные технологии обучения математике в школе и вузе», она выступает организатором ежегодной Международной научно-практической конференции по проблемам математического образования в школе и вузе, в работе которой принимают участие ученые из России, США, Франции, Мексики, Словакии, Азербайджана, Таджикистана, Беларуси, Украины и др. стран.
Для объединения усилий учителей математики Республики Татарстан в решении проблем школьного математического образования и обмена методическим опытом Л.Р. Шакирова регулярно организует Республиканский семинар учителей математики с приглашением ведущих отечественных и зарубежных специалистов.
Большое внимание она уделяет популяризации математического образования среди школьников и студентов. На основе собственных историко-математических исследований, которым были посвящены кандидатская и докторская диссертации, осуществляется непрерывная деятельность по освещению научного и педагогического вклада Н.И. Лобачевского и других видных представителей Казанской математической школы XIX – XX веков, результаты которой выражаются в формате ежегодных просветительских конференций, историко-математических спектаклей, квестов для школьников, организуемых студентами ИММ. В Год Лобачевского в КФУ Лилиана Рафиковна выступила с публичной лекцией «Н.И. Лобачевский – педагог и наставник» в Императорском зале главного здания Казанского университета. Также в составе группы ученых являлась экспертом в период создания музея имени великого казанского геометра и выдающегося ректора.
В целях выявления и поддержки обучающихся, проявляющих склонности и способности к изучению математики, повышения познавательного интереса, активизации проектно-исследовательской деятельности, воспитания патриотического отношения к своей малой родине и бережного отношения к ее историческому и культурному наследию Л.Р. Шакирова организует ежегодные конкурсы научных и поисково-исследовательских работ студентов «Лобачевский и XXI век», для школьников – Региональный конкурс краеведческих математических задач.
По словам Лилианы Рафиковны, предстоящий учебный год прогнозируется напряженным и ответственным. Коллективом отделения педагогического образования ИММ КФУ разрабатывается новая концепция поэтапного развития компетенций будущего учителя математики и информатики, предусматривающая системный, деятельностный и компетентностный подходы в обучении студентов.
– В основе концепции лежат требования новых образовательных стандартов и профессионального стандарта учителя. Кроме этого, мы продолжим работу над проектированием цифровой образовательной математической платформы для выстраивания индивидуальной образовательной траектории обучаемого и его научно-исследовательского поиска. Новая образовательная технология, реализованная на платформе, обеспечит построение индивидуального профиля компетенций обучающегося и даст новые возможности управления обучением. Онлайн-платформа сможет объединить в себе «онлайн-преподавателя», электронный учебник и задачник, значительно увеличивая время непрерывной работы каждого обучаемого и сводя практически к нулю количество тех, кто не освоил ту или иную тему. Преподаватель при этом может сосредоточиться на гораздо более вдохновляющих моментах, чем проверка тетрадей и выставление оценок.
«Пользуясь случаем, поздравляю всех коллег и студентов с предстоящим новым учебным годом и желаю творческих успехов и плодотворной работы!» - добавила профессор.
В свою очередь от имени дружного коллектива ИММ поздравляем Лилиану Рафиковну с заслуженной наградой и желаем дальнейших творческих и профессиональных успехов.