С 17 по 20 октября 2018 года в Институте математики и механики им. Н.И. Лобачевского Казанского федерального университета проходила VIII Международная научно-практическая конференция «Математическое образование в школе и вузе: инновации в информационном пространстве» (MATHEDU’ 2018). Организаторами конференции выступили Региональный научно-образовательный математический центр КФУ, ИММ и кафедра теории и технологий преподавания математики и информатики.
Конференция, в работе которой приняло участие более 160 человек, стала ярким примером сотрудничества ученых из высших учебных заведений США, Словакии, Франции, Израиля, Белоруси, Азербайджана, Таджикистана, Украины, 50-ти городов России. На конференции обсуждались актуальные проблемы цифровизации образования, использования дистанционных технологий, разработки он-лайн курсов и других вопросов, касающихся образовательных инноваций в информационном пространстве.
Работа участников включала пленарный, секционные заседания, круглый стол, мастер-классы, неформальные встречи и дискуссии, а также семинар учителей школ.
В первый день конференции участникам представилась возможность посетить музей Н.И. Лобачевского в КФУ, совершить экскурсию в Казанский Кремль, которую на высоком уровне провел заместитель директора ИММ по социально-воспитательной работе доцент П.Г. Великанов.
В этот же день состоялась беседа профессора Техасского университета, США, Мурата Ашировича Чошанова со студентами ИММ и участниками конференции на тему «Вызовы в подготовке учителя XXI века». Участники встречи узнали о новых программах, реализуемых в США, о компетенциях современного учителя, обсудили общемировые проблемы подготовки учителя. В конце встречи профессор М.А. Чошанов подвел итоги студенческого конкурса на лучшее эссе «Современный учитель: какой он?». Победителям конкурса – Борисовой Ирине (студентка 3 курса ИММ), Хабибуллину Ниязу (студент 4 курса ИММ) – профессор вручил памятные подарки.
18 октября состоялось открытие конференции. С приветственным словом к участникам обратилась директор ИММ Екатерина Александровна Турилова. Она подчеркнула, что в быстро меняющемся мире проведение конференции поможет молодым ученым развиваться и совершенствоваться. Екатерина Александровна пожелала плодотворной работы всем участникам.
Заместитель министра образования и науки Республики Татарстан Станислав Робертович Андреев в своем приветственном слове к участникам конференции отметил роль математического образования, выделил КФУ в повышении уровня математического образования в республике, пожелал успехов в работе конференции.
Следующим в церемонии открытия конференции с приветственным словом обратился руководитель Регионального научно-образовательного математического центра КФУ, заведующий кафедрой алгебры и математической логики, доктор физико-математических наук, профессор Марат Мирзаевич Арсланов. Он подчеркнул, что система образования в Республике Татарстан направлена на творческое развитие молодежи, отметил, что ученые и преподаватели института математики и механики продолжают традиции, заложенные выдающимися учеными Казанского университете Н.И. Лобачевским, Н.Г. Чебатаревым, А.П. Норденом, Б.М. Гагаевым и другими.
Заместитель директора по научной деятельности Института психологии и образования КФУ, Алишев Тимерхан Булатович, от имени руководства института поздравил участников с открытием конференции и отметил, что математика нужна не только в образовательной деятельности, но и в социальной, экономической и других сферах развития общества, а результаты работы конференции внесут вклад в это развитие.
Заведующая кафедрой теории и технологий преподавания математики и информатики, организатор конференции, Лилиана Рафиковна Шакирова, отметила важность и актуальность основной проблемы обсуждения – цифровизации образования; подчеркнула интерес широкого круга участников конференции к проблемам информатизации математического образования, использования дистанционных технологий и других инноваций в системе образования и важность подобных форумов для объединения ученых ведущих научно-образовательных центров для обмена опытом и организации совместных научных исследований.
Пленарное заседание конференции открыл доктор педагогических наук, профессор Техасского университета М.А. Чошанов. В своем докладе «Содержательная интерактивность и предметная коммуникация в инженерии дистанционного курса по общей методике преподавания математики», он подчеркнул, что в современном мире революционные изменения связаны с интенсивным использованием цифровых технологий во многих сферах человеческой жизни, которые демократизируют знания и доступ к открытому образованию. ИКТ все чаще применяются в повседневной жизни людей и общества. По мнению ученого, мы являемся свидетелями формирования нового феномена – глобального сообщества виртуального обучения, в котором сегодня насчитывается более миллиарда пользователей. И цифры продолжают расти. Наряду с этим рынок онлайн-образовательных услуг неуклонно растет. Для удовлетворения потребностей рынка развитие контента, его интерактивность играют важную роль в разработке онлайн-обучения. В докладе были освещены некоторые из подходов, которые помогут улучшить интерактивность контента, такие как когнитивная визуализация и другие новые методы, например потоковое видео, скринкастинг и геймификация.
Пленарный докладчик профессор Владимир Григорьевич Ермаков (Гомель, Беларусь) выступил с освещением методологических условий эффективности педагогических инноваций в системе математического образования. В выступлении указаны социально-культурные и организационные причины, в силу которых отрицательные последствия от произвольных педагогических инноваций во многих случаях стали превышать их позитивные результаты, очерчена методология построения инноваций антикризисной направленности, учитывающих основные противоречия и тенденции развития системы образования.
В докладе Ярослава Култана, профессора Университет экономики в Братиславе, Словакия, акцентируется внимание на том, что современные информационные технологии повышают возможность более активного внедрения многих дидактических идей в процесс обучения, стимулируют работу студентов средствами, которые для них близки. Одна из главных идей применения информационных технологий в обучении – стирание границы между преподавателем и студентом. Можно отойти от роли преподавателя – источника информации и студента – получателя информации к роли партнеров, которые развивают способности и компетенции обоих. В выступлении отражены некоторые направления исследовательской работы по изучению влияния информационных технологий на процесс обучения и его результаты.
Профессор Пензенского государственного университета Маргарита Алексеевна Гаврилова обосновала необходимость создания личностного информационного пространства педагога, представила его структуру и влияние на процесс повышения квалификации учителя математики в форме непрерывного самообразования.
Завершил пленарное заседание доктор технических наук, профессор Финансового университета при правительстве РФ (Санкт-Петербург) Михаил Юрьевич Волокобинский. Он подчеркнул, что «в сложившихся динамично изменяющихся условиях усиливаются требования к квалификации работников. Очень важной областью является образовательная система, которая должна опираться на инновационный подход и учитывать изменяющиеся экономические условия. Это в полной мере относится и к преподаванию математики и информатики, где также необходимы новые подходы. Это связано с возрастающей ценностью математических и информационных знаний у студентов практически всех специальностей. Важнейшей и очень перспективной областью являются технологии дистанционного обучения, которые открывают новые перспективы для преподавания математики и информатики».
Большой интерес студентов и участников конференции вызвали мастер-классы ведущих учителей, победителей конкурса «Учитель года» – Антона Александровича Лагутина (Коломенский городской округ, Московская область) на тему: «ИнтерНЕТ или ДА?!» и Александры Андреевны Евсеевой (г.Чистополь, Татарстан). Интересными, познавательными оказались подходы к построению диалогов, в которые вовлекались присутствующие; ценными – методические и педагогические находки учителе-мастеров, влюбленных в свою профессию. Для студентов ИММ мастер-классы должны стать стартовой площадкой в освоении инновационных подходов к обучению в их будущей педагогической деятельности.
Третий день конференции начался с доклада и мастер-класса доктора философии Фридерика Кастеля, директора педагогических институтов городов Шамон и Труа, преподавателя математики Университета г.Реймса (Франция). В выступлении о влиянии введения элементов информатики на практические действия учителя информатики» коллега рассмотрел вопрос о месте цифровых технологий в преподавании математики, привел много интересных примеров, связанных с их применением. Во второй части подробно рассказал о работе тренажера – интерактивного симулятора для подготовки учителей математики.
Далее состоялась работа в секциях: Секция 1. Информационные технологии в учебном процессе вуза как средство повышения качества образования (модераторы проф. Чошанов М.А., доц. Шакирова К.Б). Секция 2. Информационные технологии в учебном процессе школы как средство повышения качества образования (модераторы проф. Ермаков В.Г., доц. Фалилеева М.В.). Секция 3. Научно-методическое обеспечение качества подготовки современного учителя математики и информатики в соответствии с требованиями образовательных стандартов (модераторы проф. Гаврилова М.А, доц. Тимербаева Н.В.). Работа секций проходила интересно и динамично.
Звершилась работа конференции заседанием круглого стола на тему: «Цифровизация образовательного пространства как условие повышения качества математической подготовки в школе и вузе». На заседании выступили профессора М.А. Чошанов, Я. Култан, доценты Е.К. Липачев (ИММ КФУ), О.М. Атаева (Москва), А.А. Лагутин. В работе круглого стола имела место оживленная и полезная дискуссия, в ходе которой высказывались новые идеи и оригинальные суждения о возможностях цифровизации школьного и университетского математического образования.
20 октября участники конференции имели возможность принять участие в VIII Республиканском семинара учителей математики и информатики. Кроме учителей Казани и районов Республики Татарстан на нем присутствовали педагоги высшей школы из Братиславы (Словакия), Владивостока, Уссурийска, Новороссийска, Пензы. Тема семинара была посвящена проблемам организации педагогической практике студентов в школах. Приветствовала участников семинара директор ИММ Е.А. Турилова. О нововведениях в организации практик рассказала зав. кафедрой Л.Р. Шакирова. На семинаре также выступили: начальник отдела практик и трудоустройства обучающихся Департамента образования КФУ Эльвира Рашитовна Зарипова, преподаватели кафедр методологии обучения и воспитания и педагогической психологии ИПО, преподаватели кафедры-организатора семинара. С докладом «Педагогическая практика студента как фактор профессионального становления» выступили доценты кафедры Елена Рашидовна Садыкова, Наиля Вакифовна Тимербаева. Они подчеркнули, что в настоящее время на рынке труда востребованы конкурентоспособные учителя, готовые быстро принимать нужные решения, умеющие мыслить гибко и творчески, понимающие и принимающие суть происходящего. В связи с этим профессиональная подготовка будущего учителя должна быть практико-ориентированной, интегрировать учебную, научно-поисковую и производственную деятельность. В своем выступлении преподаватели поделились системой организации практики, выявили проблемы (организационные, в профессиональном становлении студентов, психологические). Доцент кафедры Марина Викторовна Фалилеева осветила вопросы, связанные с разработкой современных уроков математики – уроков с учетом ФГОС второго поколения. Впечатлениями о первой педагогической практике поделились студенты пятого курса. В дискуссии приняли участие учителя математики IT – лицея при КФУ, базовых школ проведения практики (лицеи 116 и 177, гимназии 155 г. Казани). Доцент О.П. Жигалова (ДФУ, Владивосток) выделила особенности прохождения практики в своем университете. С предложениями, идеями по совершенствованию практик студентов выступила учитель математики высшей квалификационной категории Е.А. Васильева (лицей 116, Казань).
Все дни работы конференции были насыщенными, результативными. Высокий уровень представленных докладов и дискуссий свидетельствовали о значимости, актуальности проведенной конференции. После окончания конференции ее участники поделились своими впечатлениями:
Профессор В.Г. Ермаков (Гомель, Беларусь) отметил: «Собственное впечатление заключается в том, что конференция имеет формирующую, развивающую функцию, потому что, зная о высоком статусе и самой конференции, и месте ее проведения, учитывая богатую историю Казани, каждый из выступающих сосредотачивался намного сильнее, чем мог бы в рядовой ситуации. Поэтому возникают хорошие условия, чтобы себя превзойти. По мнению академика РАО Н.Н.Нечаева, творчество начинается с той позиции, что человек начинает преодолевать себя сегодняшнего. Пока это преодоление происходит, любая профессия является творческой. Конференция, безусловно, сделала участников творческими людьми. Кроме того, ценным является и общение с коллегами. Отдельно хочется выделить работу секционных заседаний. Столько энтузиазма у учителей, они «горят» по отношению к математике!».
«Конференция для меня привлекательная, во-первых, своей статусностью. Сколько она собирает людей! И представительное мировое сообщество, которое здесь присутствует. Во-вторых, всегда актуальны доклады по математике. Я убедилась, что интересны тематика докладов, сами люди. Их человеческие качества, их увлеченность поражают. А сколько молодых ученых, учителей, студентов, которые очень амбициозны в своих желаниях что-то сделать, что-то совершить, они патриотичны. И эта конференция разбивает стереотипы о том, что учителям трудно. Но здесь, в атмосфере творчества, у нас «выросли крылья». Спасибо организаторам!», – с восхищением отмечает профессор М.А. Гаврилова (Пенза).
«Я с интересом побывал на конференции, пытался найти новое, чем можно обогатить и себя, и своих коллег в будущих конференциях, которые касаются образования. Мы пришли к одному выводу, что конференция такого ранга – это острова, которые возникают в море международных отношений. И в работе с коллегами из разных стран, которых объединила конференция, мы нашли путь совместного улучшения и по качеству образования, и по качеству жизни. Я очень благодарен организаторам за предоставленную возможность поучаствовать в конференции», – отмечает профессор Я. Култан (Братислава, Словакия).
«С большим удовольствием принял участие в очередной математической конференции MATHEDU – 2018. Тема конференции «Инновации в информационном пространстве» волнует ученых в университетах Европы, США. Я удовлетворен тем спектром проблем, которые были подняты и в пленарных, и секционных докладах. За последние несколько лет виден существенный скачок в понимании роли дистанционного образования, в конкретных разработках, которые были представлены здесь. Мне кажется, что российское высшее образование начинает не только включаться, но и осознавать цели, роль дистанционного образования, элементы проектирования; понимание того, насколько дистанционное образование может внести вклад не только в предоставление доступа к образованию на дистанции, а говорить о том, как повысить качество дистанционного образования. На мой взгляд, это ключевой вопрос, так как есть много вызовов, достаточно серьезных, и ответить на эти вызовы; как мне кажется, конференция нашла подходы, чтобы обсудить эти вызовы, наметить направления. У меня осталось положительное впечатление, что российские ученые, преподаватели подходят к этой проблеме с присущей россиянам смекалкой, творческостью, изюминкой. Мне бы хотелось пожелать организаторам развивать эту тему дальше, так как за этой темой будущее, ее надо обсуждать, находить оригинальные идеи», – подчеркнул профессор М.А. Чошанов (Техас, США).
«Уважаемая Лилиана Рафиковна, уважаемые организаторы конференции MATHEDU-2018! Позвольте выразить благодарность за возможность принять участие в работе VIII МНПК «Математическое образование в школе и вузе: инновации в информационном пространстве» и за вашу гостеприимность. Хочется отметить высокий научно-методический уровень конференции, насыщенную и интересную программу и дружескую атмосферу. На конференции обсуждались самые актуальные вопросы математического образования в XXI веке. Фокус внимания был смещен на использование дистанционных образовательных технологий в школе и вузе. Интересные, креативные доклады профессора М.А. Чошанова из Техасского университета, профессора из Братиславы Ярослава Култана, профессора из Франции Фредерика Кастеля и замечательные мастер-классы «Учителя года России – 2016» Лагутина А.А. Актуальная тема беседы «Вызовы в подготовке учителя в XXI веке» с профессором Чошановым М.А. позволила провести сравнительный анализ математического образования в России и США. Спасибо за всю вашу работу и профессионализм, благодаря которым, участие в этой конференции было очень приятным и полезным. С благодарностью и признательностью», – заключает доцент кафедры высшей математики и системного моделирования сложных процессов Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС России, к.п.н., доцент Елена Трофимец.
Многие участники конференции отмечают четкую, продуманную организацию (Фунтиков Р.А., Волобой М.А., Москва), насыщенную, интересную программу (Лагутин А.А., Лагутина М.Н., Коломна; Евсеева А.А., Чистополь), высокий уровень (Овчинникова Р.П., Ширикова Т.С., Архангельск, Атаева О.М., Москва). Они подчеркивают, что подобные конференции позволяют учителям и преподавателям больше узнать о работе друг друга, скорректировать свое отношение к необходимому взаимодействию школ и вузов. Доценты Жигалова О.П., Бажина П.С. (ДВФУ, Владивосток) отметили, что ощутили себя среди соратников, думающих одинаково о проблемах, связанных с применением информационных технологий. По мнению Зариповой З.Ф., заведующей кафедрой математики и информатики АГНИ (Альметьевск), конференция дает направление дальнейших изысканий в русле современных тенденций развития математического образования.
Оргкомитет конференции выражают глубокую благодарность всем участникам, и приглашает к дальнейшему сотрудничеству!