29 марта в Институте математики и механики имени Н.И.Лобачевского состоялось открытие III Международного форума по математическому образованию - IFME"2022. Организаторы форума – Институт математики и механики им. Н.И. Лобачевского КФУ и Научно-образовательный математический центр Приволжского федерального округа. На форуме принимают участие ученые мирового уровня, талантливые педагоги из ведущих российских и зарубежных вузов, творческие учителя Республики Татарстан.
Открыла форум проректор по образовательной деятельности КФУ, директор Института математики и механики имени Н.И. Лобачевского КФУ, доктор физико-математических наук Екатерина Александровна Турилова. В своем приветствии она отметила важность мероприятия, объединяющего все ступени образования, представляющего интерес не только для ученых, но и для студентов. Екатерина Александровна пожелала участникам форума «найти решения интересных научных задач».
В режиме видеоконференции к участникам форума обратился научный руководитель Научно-образовательного математического центра Приволжского федерального округа – Марат Мирзаевич Арсланов – российский учёный, доктор физико-математических наук, профессор, действительный член Академии наук Республики Татарстан, заведующий кафедрой алгебры и математической логики КФУ. Марат Мирзаевич отметил значимость форума, рассказал о достоинствах отечественного математического образования, о работе Научно-образовательного математического центра Приволжского федерального округа, главная задача которого способствовать развитию математического образования в регионе. В заключении ученый пожелал плодотворной работы всем участникам форума.
Организатор и научный руководитель форума, заведующий кафедрой теории и технологий преподавания математики и информатики КФУ, доктор педагогических наук, профессор Лилиана Рафиковна Шакирова приветствуя ученых и гостей пленарного заседания, поздравила всех с открытием мероприятия, рассказала о знаменитых ученых Казанского университета, их вкладе в развитие нашего вуза, познакомила с ключевыми спикерами форума, его программой.
Программа форума, который проходит в смешанном очно-дистанционном формате, в первые три дня включала пленарные и секционные заседания, мастер-классы на актуальные темы современного математического образования, дискуссионные площадки.
На пленарных заседаниях форума 29 и 30 марта были заслушаны доклады ученых, отражающие широкий круг актуальных проблем математического образования в школе и вузе.
В докладе члена-корреспондента РАО, д.т.н., профессора МГПУ Сергея Георгиевича Григорьева, главного редактора журнала «Информатика и образование», специалиста в области применения информационных технологий в системе образования международного, федерального и регионального уровней, посвященного интеграции основного и дополнительного образования при обучении информационным технологиям учащихся основной и старшей школы, были затронуты важные вопросы, связанные с цифровым образованием детей, с проектом "IT-Куб". Задача данного проекта заключается в ускоренном освоении обучающимися актуальных и востребованных знаний, навыков и компетенций в сфере информационных технологий для обеспечения технологического прорыва страны.
В докладе к.ф.-м.н., д.п.н., профессора кафедры информатики, информационных технологий и методики обучения информатике Уральского государственного педагогического университета Бориса Евгеньевича Стариченко, на тему: «Цифровизация школьной математики – от целей обучения к технологиям», рассмотрен подход, который при учете возрастных особенностей учащихся и уровня изучения математики (базовый, профильный), позволяет, с одной стороны, определить состав необходимой технологической поддержки (аппаратной и программной) и, с другой стороны, очертить круг тех задач и методов, которые подлежат изучению и использованию.
Наталья Семеновна Подходова, профессор кафедры методики обучения математике и информатике, ведущий научный сотрудник НИИ ППО РГПУ им. А.И. Герцена (Санкт-Петербург), представила результаты исследования в области психологии математического образования, раскрыла основные аспекты влияния психологии математического образования на процесс обучения математики, проиллюстрировав их конкретными заданиями.
Доклад Дмитрия Владимировича Бубнова (Томск), генерального директора ООО "Энбисис", магистра экономики, имеющего большой опыт научной работы в области Систем управления знаниями (Knowledge Management Systems), посвящен системам адаптивного обучения для выравнивания уровня владения навыками элементарной математики у студентов. В нем лектор раскрыл подход к решению задачи выравнивания уровня знаний студентов по элементарной математике с использованием технологий адаптивного обучения, разработанный компанией ENBISYS совместно с Томским государственным университетом и реализованный в системе адаптивного обучения plario.ru; продемонстрировал принципы создания и правила описания учебных материалов. Разработанный механизм диагностики входного уровня студента позволяет определить степень владения каждым навыком до начала основного процесса тренировок и оптимизировать процесс обучения, с самого начала концентрируясь на отработке неосвоенных навыков.
Владимир Григорьевич Ермаков, д.п.н., к.ф.-м.н., доцент кафедры социальной и педагогической психологии, УО «Гомельский государственный университет имени Ф. Скорины» (Белоруссия), выступил с докладом на тему «Стохастические методы обучения и их использование для развития мышления и математических способностей», в котором отметил, что термин «стохастические методы» использован для того, чтобы подчеркнуть невозможность прямого наблюдения за процессом мышления и полного управления его развитием, вытекающего из положений книги Ж. Адамара «Исследование психологии процесса изобретения в области математики». Признание незавершенности любых подходов к диагностике и управлению стимулирует выход за рамки устоявшихся теорий и облегчает организацию их динамичного взаимодействия в духе метода последовательных приближений для разрешения острых проблем индивидуального развития. Приведены примеры практической реализации этих возможностей.
В пленарном докладе Марии Анатольевны Лапиной, к.физ.-мат.н., доцента кафедры информационной безопасности автоматизированных систем Института цифрового развития, Северо-Кавказского федеральный университета (Ставрополь), отмечены особенности применения технологий программирования для изучения разделов высшей математики. Победитель конкурса «Лига лекторов» Всероссийского общества «Знание» подчеркнула, что для решения задач в области искусственного интеллекта недостаточно владеть технологиями и методами программирования, важную роль играет математическая подготовка разработчика. Важно сформировать единство математического образования и подготовки в области программирования у обучающихся, понимание неразрывной связи между ними. Решение этой задачи возможно при комплексном изучении теоретического материала по математике, решении задач на практических занятиях и разработке программ, отработка навыков работы с конструкциями языков программирования на основе решения математических задач. В качестве примера Мария Анатольевна рассмотрела опыт комплексного изучения алгебры и основ программирования.
По каждому выступлению участники форума смогли не только задать интересные вопросы пленарным докладчикам, но и высказать собственное мнение по обсуждаемым вопросам.
В первые дни работы форума для студентов нашего университета, учителей и онлайн-слушателей на высоком уровне были проведены уникальные мастер-классы. Гости университета – Максим Юрьевич Новиков, директор школы бакалавриата Института радиоэлектроники и информационных технологий Уральского федерального университета, учитель информатики МАОУ СОШ 145, основатель образовательной платформы Joyteka (Learnis), лауреат конкурса "Учитель года России - 2018", представил два мастер-класса на темы: «Применение веб-квестов в обучении»; «Викторины и игры с терминами в обучении». Наталия Семеновна Подходова провела мастер-класс на тему «Логические мыслительные действия. Этап обобщения и систематизации при обучении математике», а Мария Анатольевна Лапина – мастер-класс на тему «Информационные технологии командной работы и интеллектуальной деятельности в виртуальном пространстве». Живое общение с аудиторией, интерактивные задания, предложенные студентам, вызвали большой интерес. Так, на мастер-классе Натальи Семеновны студенты смогли углубить теоретические знания в области методики обучения математике, с новых позиций рассмотреть знакомые положения (работа с определением понятий, доказательством теорем).
30 марта в рамках форума состоялась ХI Международная научно-практическая конференция «Математическое образование в школе и вузе: опыт, проблемы, перспективы» (MATHEDU-2022). В работе конференции приняли участие ученые из Москвы, Арзамаса, Санкт-Петербурга, Казани, Елабуги, Альметьевска, Ижевска, Саратова, Ярославля, а также г. Эль Пасо, США. Содержательные доклады участников секционных заседаний отражали проблемы математического образования в вузе и школе, касающиеся цифровизации образования, полилингвальности, проектной деятельности, инклюзивного образования. В режиме онлайн в работе секции приняли участие профессора Техасского университета в г. Эль Пасо, США, Владислав Яковлевич Крейнович, вице-президент Международной ассоциации нечетких систем (IFSA), вице-президент Европейского общества нечеткой логики и технологий (EUSFLAT), член Международной ассоциации нечетких систем (IFSA), член Мексиканского общества искусственного интеллекта (SMIA), Член Российской ассоциации нечетких систем и мягких вычислений и Ольга Михайловна Кошелева, сопредседатель Департамента педагогического образования и директор отдела STEM-образования Техасского университета, специалист в области математического образования, включая подготовку учителей и разработку учебных программ. В своем докладе ученые затронули важные вопросы, связанные с обучением математике в университете, предложили авторские подходы для решения проблем обучения, связанных с индивидуальным подходом, с содержательной стороной обучения и применением методов и приемов обучения.
Участники конференции обсудили дискуссионные вопросы, возникающие в ходе заседания, обменялись опытом работы, выслушали конструктивные пожелания.
Первые дни форума прошли в атмосфере плодотворного сотрудничества, живого обсуждения проблем в ходе интересных дискуссий на разных площадках форума, были насыщенными и полезными как для участников форума, так и для студентов Института математики и механики им. Н.И. Лобачевского, активно принимавших участие в каждом из мероприятий.
Приглашаем всех желающих принять участие в дальнейшей работе форума!