Институт математики и механики им. Н.И. Лобачевского гордится не только успехами и достижениями своих талантливых и разносторонних студентов. Ведь профессорско-преподавательский состав ни на йоту не отстает от своих подопечных в данном вопросе. Сегодня мы побеседуем со старшим преподавателем кафедры высшей математики и математического моделирования Зайцевой Натальей Владимировной, которая стала победителем в номинации «Лучший куратор академической группы» конкурса «Лучшая академическая группа КФУ» 2018/2019 учебного года.
– Как Вы считаете, чем схожи и чем отличаются классное руководство в школе и кураторство в университете?
– Должностные обязанности классного руководителя и куратора академической группы во многом совпадают. И тот, и другой имеют общую цель своей деятельности – формирование и развитие коллектива учебной группы, создание благоприятных психолого-педагогических условий для саморазвития и самореализации личности каждого обучающегося. Совпадают и задачи: воспитать и развить качества личности, отвечающие требованиям современного информационного общества, демократичного общества на основе толерантности, диалога культур и т.д., и т.п. Но есть ряд отличий. Общеобразовательная школа осуществляет стандартизацию и унификацию учеников. И классный руководитель порой помогает ученикам наладить контакты с учителями, осуществляет передачу вполне стандартных знаний, что крайне редко приходится делать куратору. И такая функция, как обеспечение связи образовательного учреждения с семьей, установление контактов с родителями, оказание им помощи в воспитании обучающихся полностью теряет свою значимость в вузе. Куратор работает со взрослыми людьми, с уже сложившимися личностями. Куратору не нужно адаптироваться под студентов, под их психологические, эмоциональные, возрастные особенности, в то время как классному руководителю – необходимо.
– Что, по-Вашему, самое важное в работе куратора?
– Куратор является формальным лидером группы студентов. Самое важное в работе куратора первого курса, кем я и являюсь, – помочь студентам адаптироваться к обучению в вузе. Куратор принимает постоянное участие в жизни группы в течение учебного года: создает дружескую атмосферу внутри коллектива, проявляет интерес к личности каждого студента; контролирует успеваемость, помогает в решении вопросов, связанных с расписанием, занятиями, сессиями; приобщает к студенческой жизни; контролирует соблюдение правил внутреннего распорядка (в вузе, в общежитии); прививает интерес к культуре, искусству, творчеству; привлекает студентов к исследовательской работе; является посредником между студентами и директоратом, администрацией. Является и педагогом-наставником, и другом. Помогает в подготовке современных специалистов, в формировании всесторонне развитых, творческих личностей с активной жизненной позицией.
– Какие сложности могут возникнуть в работе со студентами?
– Все вопросы – решаемы, я уверена! И с дисциплиной, и с успеваемостью. Наверное, мне очень повезло, что за целый учебный год лично я ни разу не столкнулась хоть с какими-либо сложностями в курируемой группе. Единственный вопрос – время, которого всегда не хватает. Но раз я сама решила стать куратором, понимая все временные, эмоциональные и прочие затраты, зону ответственности, значит, была готова найти необходимый ресурс на кураторскую деятельность в полном ее объеме. И спасибо заведующему кафедрой высшей математики и математического моделирования Александру Алексеевичу Агафонову, а также заместителю директора по социально-воспитательной работе Петру Геннадьевичу Великанову, что поддержали меня в этом желании!
– В некоторой степени куратор выступает хранителем благоприятной атмосферы среди вверенной группы студентов. На какие хитрости приходится идти наставнику для разрешения разладов, недопонимания и других затруднений (если таковые возникают) в студенческом коллективе?
– И здесь мне опять повезло! До чего замечательная группа 05-805! Активные, энергичные, дружные, открытые, добрые ребята. Любознательные, при любой нашей встрече буквально засыпают вопросами – интересно им все происходящее и в институте, и в университете в целом. С большим уважением относятся и ко всем преподавателям, и друг к другу. У нас сложилось доверительное общение, поэтому могу это утверждать. К тому же, всегда стараются окружить заботой. Например, когда обращаются ко мне с личной просьбой, добавляют: «когда Вам будет удобно», «если Вам будет удобно» и т.п. Внимательные, не забывают поздравить меня со всеми праздниками, как и я их. Тактичные. Радует, что никогда не жалуются на сложность той или иной дисциплины. Наоборот, всегда с уверенностью и улыбкой говорят: «Мы справимся, не переживайте!» И, действительно, справляются. Мне не свойственен жесткий, тотальный контроль посещения и успеваемости, но я все же аккуратно, ненавязчиво контролирую. И коллеги по кафедре, кто ведет занятия у моей группы, очень радуют, когда хвалят рабочую атмосферу и прилежание в учебе. Не хочу говорить громких высокопарных слов, но я действительно очень быстро привязалась к каждому из них, думаю, что и они ко мне. У них красивые и лица, и души. Моментально собрались и включились во взрослую студенческую жизнь. Энергии хватает и на успешную учебу, и на культурно-массовые мероприятия, и на спорт, и на полезный досуг. С самых первых дней в группе сложилась чудесная атмосфера, чему я несказанно рада!
– Какие чувства возникают, когда на смену уже повзрослевшим и «своим» ребятам приходит «племя младое, незнакомое»? Поддерживаете ли Вы связь с теми, кто уже выпустился из стен университета?
– Практически со всеми выпускниками я поддерживаю общение, спасибо социальным сетям. Всех помню, все дороги! Отрадно видеть их фотографии, чудесные семьи, знать, что смогли реализоваться во взрослой жизни. Также я искренне рада тому, что многие остаются в стенах Казанского университета. Совсем недавно приехал в отпуск бывший студент Роман Лобанов, предложил мне и Александру Алексеевичу встретиться, пообщаться. С каким любопытством мы слушали его рассказы о преподавании математики в Китае после получения диплома. Какие замечательные у нас выпускники! А с «молодыми» мы будем еще работать и работать!
– Поделитесь интересным случаем из своей кураторской практики.
– Никак не могу выделить какой-то конкретный случай. Моя кураторская деятельность настолько насыщена событиями! Жизнь бурлит и кипит! Мне очень повезло, что я стала куратором в группе 1 курса, потому что именно для первокурсников продумана такая насыщенная программа мероприятий, в которых мы смогли поучаствовать. Это и концерт для первокурсников всего университета на площадке в Деревне Универсиады 1-ого сентября, где выступил ректор. По окончании выступления Ильшат Рафкатович бросил букет цветов на огромную площадку, где стояли первокурсники всех-всех институтов КФУ, и, не поверите… Мне чуть не хватило роста удержать этот букет в руках – прилетел ко мне, а перехватила за моей спиной студентка повыше ростом. Это я в самый первый день официальной кураторской деятельности сопровождала свою группу, а радовалась празднику, в итоге, больше всех! Понравился и яркий концерт первокурсников в КСК КФУ «УНИКС» (05.10.18 г.), и спортивный праздник в СК «Москва» (09.09.18 г.), под впечатлением которого мы со студентами написали первую небольшую совместную статью «Эмоциям нет предела!» в «Спортивный вестник» Казанского университета. И «Марафон добрых дел», в рамках которого мы стали участниками донорской акции. И «Интеллектуальные бои». И концерт хоровой капеллы КФУ имени Л.Е. Усцова совместно с хором из Швейцарии (19.10.18 г.). И концерты, посвященные дню учителя (22.10.18 г.) и дню математики (30.11.18 г.). Совсем недавно мы со всей группой побывали на грандиозном фестивале «Студенческая весна – 2019». Кто-то участвовал в номерах, остальные с удовольствием смотрели на все это великолепие. Но это все не моя заслуга. Мы с группой только с благодарностью принимали приглашения и заряжались положительными эмоциями. Спасибо за такой яркий досуг организаторам всех этих мероприятий.
В череде этих событий мы успели реализовать и собственную «программу». Например, за осенний семестр посетили два замечательных музея КФУ: музей истории Казанского университета и Зоологический музей. С «душой» и фантазией подошли к конкурсу стенгазет среди первокурсников института и, в итоге, заняли первое место. Потом отпраздновали это чаепитием. Совершили пешую прогулку по Казанскому кремлю, где много фотографировались. В апреле съездили в астрономическую обсерваторию им. В.П. Энгельгардта и планетарий КФУ им. А.А. Леонова (поселок Октябрьский Зеленодольского района). Сама я впервые побывала в этом планетарии в прошлом году и очень хотела подарить этот праздник и память на всю жизнь своим студентам. Также в апреле мы посетили Казанский государственный театр юного зрителя, где посмотрели спектакль «Нос» по повести Н.В. Гоголя. Всем-всем теперь искренне советую посетить Казанский ТЮЗ! Действительно, эмоциям нет предела! Мы со студентами не просто интересно, а по-настоящему чудесно проводим время! И, главное, с пользой!
– Что бы Вы пожелали кураторам будущих студентов мехмата, что станут частью нашего Института в следующем учебном году?
– Не хочу отвечать банально: «Не бояться! Вперед! У Вас все получится!». Присмотритесь к себе. Задайтесь рядом вопросов. Действительно ли Вы готовы к этой миссии? И хотите нести эту ответственность? Стимулирующая ежемесячная надбавка к заработной плате в 2000 рублей не компенсирует затраченный эмоциональный и временной ресурс. Каким лично я вижу современного куратора? Он уважает себя и окружающих. Четко определяет для себя моральные ценности. Имеет чувство собственного достоинства. Осознает себя гармонично развитой личностью. Имеет свое мнение и умеет отстаивать его. Организован. Ответственно относится ко всем делам и обязанностям. Не впадает в панику, всегда собран. Владеет грамотной речью. Следит за своей внешностью. Считает, что только собственная лень может стать помехой на пути к достижению цели. Энергичный. Активный. Целеустремленный. Позитивный. Общительный. Образованный человек. Учится на протяжении всей своей жизни. Читает. Занимается любимым делом. Всегда стремится к самосовершенствованию. Как-то так. Быть куратором – быть руководителем. Студенты – это взрослые люди, стимулировать их на получение высоких результатов, саморазвитие, привить или развить интерес к учебе, любовь к науке, искусству куратор сможет только примерами известных ученых, академиков нашей республики, руководителей нашего университета, института, достижениями наших преподавателей и научных сотрудников и, конечно, своим личным примером, а не убеждением и пространными нотациями. Если Вы сможете стать путеводной звездой для целой группы студентов и зажечь их глаза – тогда, действительно, вперед! У Вас все получится! А дирекция нашего родного института, конечно же, поможет и поддержит!