24 марта в Институте математики и механики им. Н.И. Лобачевского состоялась II Республиканская молодежная школа-конференция «Казань в математических задачах».
На Конференции приняли участие школьники, прошедшие во второй тур II Республиканского конкурса краеведческих математических задач с одноименным названием, объявленного в ноябре 2017 года. Конкурс и конференция состоялись под эгидой Регионального научно-образовательного центра КФУ. Организатором Конкурса выступила кафедра теории и технологий преподавания математики и информатики. Цель Конкурса – выявление и поддержка учащихся, проявляющих склонности и способности к изучению математики, повышение познавательного интереса, активизация внеклассной, внешкольной проектно-исследовательской деятельности, воспитание патриотического отношения к своей малой родине и бережного отношения к ее историческому и культурному наследию. В конкурсе приняли участие более 140 школьников с 5 по 9 класс из городских (Казань, Чистополь, Бугульма, Нижнекамск) и сельских школ 15 районов Республики Татарстан (Альметьевский, Буинский, Балтасинский, Кукморский, Муслюмовский, Сабинский, Сармановский, Апастовский, Мамадышский, Лаишевский, Дрожжановский и др.).
По условиям конкурса принимались сюжетные математические задачи, фабула которых содержит краеведческий материал, освещающий исторические, культурные, архитектурные, географические, социально-экономические, спортивные особенности города Казани и Республики Татарстан, содержание которых соответствует программе школьного курса математики данной возрастной группы. Работы участников были систематизированы по семи номинациям:
- «Архитектура Казани»;
- «Казань культурная»;
- «Казань спортивная»;
- «Казань историческая»;
- «Татарстан в годы Великой Отечественной войны»;
- «География Татарстана»;
- «Жизнь замечательных людей г. Казани».
Решением конкурсной комиссии 70 работ прошли во второй очный тур. В ходе конференции участники и гости (учителя и родители учеников) «встретились» с историей Республики Татарстан необычным образом. Были представлены исторические справки о памятных местах города Казани, героях Великой Отечественной войны, знаменитых людях нашего города и математические задачи, составленные на основе этих материалов. Математическая Казань – это плеяда известных ученых, инженеров, изобретателей, преподавателей; это памятники архитектуры и культуры, спортивные объекты, в которых воплощены сложные математические расчеты и, при желании, можно также увидеть интересные и даже забавные математические закономерности и факты.
Результаты историко-математической деятельности школьников были опубликованы в сборнике материалов конференции. В него вошли работы победителей и призеров финального тура II Республиканского конкурса краеведческих математических задач «Казань в математических задачах». Приведенная в нем подборка тематических задач по математике для учащихся 5-9 классов общеобразовательных школ, гимназий, лицеев может представлять интерес для учителей и учащихся, студентов, обучающихся по направлению «Педагогическое образование», а также всех интересующихся математикой, преподаванием математики, историей и культурой Казани и Республики Татарстан.
Особо хочется отметить огромную роль учителей-наставников в подготовке своих учеников для участия в данном конкурсе. Благодаря их энтузиазму, творческому подходу и бесценному опыту в подготовке учеников к конкурсу задачи получились оригинальными, содержательными и полезными, а выступления учащихся интересными, яркими и увлекательными. Все участники конференции получили сертификаты, самые активные и достойные награждены дипломами I, II, III степеней.
Учителя, в свою очередь, отметили ценность проведенного конкурса, способствующего развитию творческих умений учащихся, воспитанию патриотических чувств, осознанию значимости математики в жизни. Использование элементов краеведения и истории родного края в курсе математики способствует формированию мотивации учения и личностных ценностей обучающихся, воспитанию в них чувства патриотизма, пониманию межпредметных связей, значимости математики в жизни. Благодаря знакомым с детства окружающим объектам-достопримечательностям, абстрактная математика становится более привлекательной, реальной и «земной». Познавательный интерес учащихся вызывается и поддерживается путем создания на занятиях проблемных ситуаций, самостоятельного поиска ими важных фактов окружающей жизни. Осуществить это можно благодаря формированию умения составлять сюжетные задачи, которое, в свою очередь, играет огромную роль в развитии математических способностей, творческого мышления и речи учащихся.
После завершения конференции школьникам предоставилась возможность посетить экспозицию Музея Н.И. Лобачевского, открывшегося в КФУ в день рождения великого геометра. Завершилось мероприятие приветственным словом директора Института математики и механики им. Н.И. Лобачевского проф. М.Г. Храмченкова, директора Музейного комплекса КФУ С.А. Фроловой и вручением дипломов победителям конкурса.
Оргкомитет конкурса выражает благодарность всем участникам конкурса, конференции и приглашает к дальнейшему сотрудничеству!