10 октября состоялось заседание комитета Госдумы по образованию и науке, на котором депутаты совместно с представителями Минфина, Минпроса и Минобрнауки обсудили проект федерального бюджета РФ на 2020 год и плановый период 2021–2022 годы.
Мы попросили первого заместителя председателя комитета по образованию и науке Олега Смолина высказать свою точку зрения по этому вопросу.
Правительство объявило, что основные ориентиры бюджета на 2020–2022 годы определены, исходя из известного Указа президента № 204 от 7 мая 2018 года.
На самом деле анализ бюджета этого не подтверждает. Если говорить о бюджете в целом, то большинство позиций данного Указа в бюджете не предусмотрены. Например, для того чтобы обеспечить рост ВВП на душу населения в полтора раза к 2024 году, рост экономики должен составить 7% в год. По оптимистическому прогнозу Минэкономразвития, эта цифра составит 2,8%.
Или: указ президента предусматривает сокращение бедности вдвое. Бюджет на 2020–2022 годы предполагает, что доходы населения в 2024 году будут аж на 1% больше, чем в 2013-м. Как можно сократить бедность вдвое, когда доходы населения не растут последние 11 лет?
Также президентом поставлена задача сокращения регионального неравенства.
Согласно оценкам председателя комитета Госдумы по бюджету и налогам Андрея Макарова, разница в бюджетной обеспеченности между регионами на душу населения – в 12 раз, разница в уровне доходов – в 3 раза.
Единственное преимущество бюджета на ближайшие три года – увеличение расходов на здравоохранение в 1,5 раза – на 51%.
Это рекордная цифра, но есть предположение, что это увеличение связано с начавшимися акциями протеста врачей.
Теперь о расходах на образование.
Первое. Общие расходы бюджета в следующем году должны увеличиться на 6,6%, а расходы на образование – на 5,7%, расходы на высшее образование – на 2,8%.
То есть расходы на высшее образование будут расти по плану в два раза меньше, чем бюджетные расходы в целом.
Ясно, что доля финансирования образования и от общих расходов бюджета, и от ВВП будет только сокращаться.
Напоминаю, что по доле финансирования образования из всех источников, по данным Мирового банка, Россия занимает 98-е место в мире.
Второе. Заработная плата педагогических работников.
Минфин заявляет, что предусмотрены средства на поддержку регионов в части реализации президентского Указа № 597 от мая 2012 года.
Однако никакими данными это не подтверждается.
Например, в 2018 году, по официальным данным, зарплата преподавателей вузов составляла 84 тысячи рублей.
Но я бы сказал, как Станиславский: «Не верю!», потому что по опросам Общероссийского народного фронта в 2017 году заработная плата преподавателей вузов составляла 26 тысяч рублей при средней зарплате по стране 32 тысячи рублей.
Третье. Зарплата учителей.
Согласно постановлению Госдумы от 23 июля этого года, правительству и главам регионов было рекомендовано составить дорожную карту повышения базового оклада педагогического работника до 70% от средней зарплаты по региону.
Сейчас в большинстве регионов базовая ставка педагогов составляет 8–10 тысяч рублей, или 25% от средней зарплаты по региону.
То есть речь идет о повышении базовой ставки в среднем в три раза.
На прямые вопросы членов комитета по образованию и науке представителям Минфина и Минпроса о реализации постановления Госдумы от 23 июля нам ответили, что такая задача не ставилась.
Другими словами, в лучшем случае зарплата педагогов будет повышаться на 3–4% в соответствии с ростом инфляции.
С нашей точки зрения, это неминуемо ведет к нарастанию кадрового кризиса в сфере образования.
Четвертое. Строительство новых школ.
Согласно инициативе президента, школы должны перейти на односменный режим.
Правительство и Минфин пересмотрели эту установку: в проекте бюджета на 2020–2022 годы предусмотрено 40 млрд рублей на строительство школ по всем программам, а реальная потребность раз в семь больше. Если мы будем двигаться такими темпами, проблема ликвидации второй и третьей смен будет решена лишь к концу XXI века.
Пятое. Как это ни странно, в 2020–2021 годах предполагается сокращение расходов примерно на 1% на создание мест в дошкольных учреждениях для детей в возрасте до трех лет.
Увеличение запланировано в 2022 году, и то в тех детских садах, где будут воспитываться дети от 3 до 7 лет.
Шестое. Дополнительное образование.
В 2020 году, согласно Указу президента № 597 от мая 2012 года, системой допобразования должно быть охвачено 75% детей, причем половина из них должна получать образование за счет федерального бюджета.
Возможно, показатель 75% и будет реализован, но не благодаря федеральному бюджету, а за счет региональных и родительских средств.
Потому что в федеральном бюджете на дополнительное образование детей на три ближайших года запланировано 5,7 млрд рублей, то есть меньше, чем по 2 млрд в год.
То есть положения президентского указа в части дополнительного образования будут полностью провалены, поскольку на их реализацию потребовалось бы денег раз в 50 больше, чем предусмотрено сейчас в бюджете.
Подведу итоги. Проект бюджета на 2020–2022 годы не обеспечивает прорыва и повышения статуса тех, кто учится и учит, и ставит под сомнение все программы модернизации России.
На мой взгляд, нам нужен совершенно другой бюджет и другая социально-экономическая политика.
__________________________________________________________________________
Из заключения комитета Госдумы по образованию и науке на проект Федерального закона № 802503-7 «О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов»
Бюджетные ассигнования по разделу «Образование» в 2020 году составят 911 563,3 млн рублей, в 2021 году – 947 345,3 млн рублей и в 2022 году – 903 462,4 млн рублей.
По отношению к объему ВВП соответствующего года доля расходов раздела «Образование» составит в 2020 и 2022 годах – 0,7%, в 2021 году доля в общем объеме расходов федерального бюджета по разделу «Образование» в 2020 и 2021 годах по сравнению с 2019 годом (4,7%) не изменится и составит 4,7%, в 2022 году уменьшится и составит 4,4%.
Предусмотренные в Законопроекте о бюджете объемы бюджетных ассигнований по сравнению с объемами, утвержденными Законом № 459-ФЗ, в 2020 году увеличены на 48 785,6 млн рублей, в 2021 году увеличены на 43 063,3 млн рублей, в 2022 году по сравнению с объемами, предусмотренными Законопроектом на 2021 год, уменьшены на 43 882,9 млн рублей.
Комитет настаивает на необходимости увеличения финансирования:
– на поддержку субъектов Российской Федерации для повышения заработной платы педагогических работников;
– на создание дополнительных мест в детских садах для детей до 3 лет, начиная с 2020 года;
– на создание новых школьных мест, удовлетворяющих современным требованиям, в объемах, приводящих к сокращению числа обучающихся во вторую смену;
– на развитие качественного дополнительного образования, особенно в сельской местности;
– на финансирование инфраструктуры образовательных организаций, позволяющей обеспечить внедрение современных технологий обучения, обеспечить реализацию сервисов российской электронной школы, решить задачи цифровизации школы в полном объеме;
– на высшее образование не менее чем на 7% с принятием мер по выравниванию подушевого финансирования вузов вне зависимости от их статуса или ведомственной принадлежности;
– на выполнение государственного задания на оказание услуг в сфере высшего образования в рамках государственной программы «Реализация государственной национальной политики»;
– на реализацию программы восполнения дефицита мест в общежитиях высших учебных заведений;
– на увеличение затрат по финансированию научных исследований и разработок до 1,0% от ВВП, как этого требует Указ президента Российской Федерации от 1 декабря 2016 года № 642;
– на прикладные научные исследования в области образования и охраны окружающей среды, обеспечение роста бюджетных расходов на реализацию национального проекта «Наука».
На основе совокупности рассмотренных материалов Комитет решил рекомендовать законопроект № 802503-7 «О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов» к принятию Государственной думой в первом чтении при условии учета во втором чтении высказанных замечаний и предложений