15 октября 2019
Проект бюджета на ближайшие три года не обеспечивает прорыва и ставит под сомнение все программы модернизации России

10 октября состоялось заседание комитета Госдумы по образованию и науке, на котором депутаты совместно с представителями Минфина, Минпроса и Минобрнауки обсудили проект федерального бюджета РФ на 2020 год и плановый период 20212022 годы.

Мы попросили первого заместителя председателя комитета по образованию и науке Олега Смолина высказать свою точку зрения по этому вопросу.

Правительство объявило, что основные ориентиры бюджета на 2020–2022 годы определены, исходя из известного Указа президента № 204 от 7 мая 2018 года.

На самом деле анализ бюджета этого не подтверждает. Если говорить о бюджете в целом, то большинство позиций данного Указа в бюджете не предусмотрены. Например, для того чтобы обеспечить рост ВВП на душу населения в полтора раза к 2024 году, рост экономики должен составить 7% в год. По оптимистическому прогнозу Минэкономразвития, эта цифра составит 2,8%.

Или: указ президента предусматривает сокращение бедности вдвое. Бюджет на 2020–2022 годы предполагает, что доходы населения в 2024 году будут аж на 1% больше, чем в 2013-м. Как можно сократить бедность вдвое, когда доходы населения не растут последние 11 лет?

Также президентом поставлена задача сокращения регионального неравенства.

Согласно оценкам председателя комитета Госдумы по бюджету и налогам Андрея Макарова, разница в бюджетной обеспеченности между регионами на душу населения – в 12 раз, разница в уровне доходов  в 3 раза.

Единственное преимущество бюджета на ближайшие три года – увеличение расходов на здравоохранение в 1,5 раза – на 51%.

Это рекордная цифра, но есть предположение, что это увеличение связано с начавшимися акциями протеста врачей.

Теперь о расходах на образование.

Первое. Общие расходы бюджета в следующем году должны увеличиться на 6,6%, а расходы на образование – на 5,7%, расходы на высшее образование – на 2,8%.

То есть расходы на высшее образование будут расти по плану в два раза меньше, чем бюджетные расходы в целом.

Ясно, что доля финансирования образования и от общих расходов бюджета, и от ВВП будет только сокращаться.

Напоминаю, что по доле финансирования образования из всех источников, по данным Мирового банка, Россия занимает 98-е место в мире.

Второе. Заработная плата педагогических работников.

Минфин заявляет, что предусмотрены средства на поддержку регионов в части реализации президентского Указа № 597 от мая 2012 года.

Однако никакими данными это не подтверждается.

Например, в 2018 году, по официальным данным, зарплата преподавателей вузов составляла 84 тысячи рублей.

Но я бы сказал, как Станиславский: «Не верю!», потому что по опросам Общероссийского народного фронта в 2017 году заработная плата преподавателей вузов составляла 26 тысяч рублей при средней зарплате по стране 32 тысячи рублей.

Третье. Зарплата учителей.

Согласно постановлению Госдумы от 23 июля этого года, правительству и главам регионов было рекомендовано составить дорожную карту повышения базового оклада педагогического работника до 70% от средней зарплаты по региону.

Сейчас в большинстве регионов базовая ставка педагогов составляет 8–10 тысяч рублей, или 25% от средней зарплаты по региону.

То есть речь идет о повышении базовой ставки в среднем в три раза.

На прямые вопросы членов комитета по образованию и науке представителям Минфина и Минпроса о реализации постановления Госдумы от 23 июля нам ответили, что такая задача не ставилась.

Другими словами, в лучшем случае зарплата педагогов будет повышаться на 3–4% в соответствии с ростом инфляции.

С нашей точки зрения, это неминуемо ведет к нарастанию кадрового кризиса в сфере образования.

Четвертое. Строительство новых школ.

Согласно инициативе президента, школы должны перейти на односменный режим.

Правительство и Минфин пересмотрели эту установку: в проекте бюджета на 2020–2022 годы предусмотрено 40 млрд рублей на строительство школ по всем программам, а реальная потребность раз в семь больше. Если мы будем двигаться такими темпами, проблема ликвидации второй и третьей смен будет решена лишь к концу XXI века.

Пятое. Как это ни странно, в 2020–2021 годах предполагается сокращение расходов примерно на 1% на создание мест в дошкольных учреждениях для детей в возрасте до трех лет.

Увеличение запланировано в 2022 году, и то в тех детских садах, где будут воспитываться дети от 3 до 7 лет.

Шестое. Дополнительное образование.

В 2020 году, согласно Указу президента № 597 от мая 2012 года, системой допобразования должно быть охвачено 75% детей, причем половина из них должна получать образование за счет федерального бюджета.

Возможно, показатель 75% и будет реализован, но не благодаря федеральному бюджету, а за счет региональных и родительских средств.

Потому что в федеральном бюджете на дополнительное образование детей на три ближайших года запланировано 5,7 млрд рублей, то есть меньше, чем по 2 млрд в год.

То есть положения президентского указа в части дополнительного образования будут полностью провалены, поскольку на их реализацию потребовалось бы денег раз в 50 больше, чем предусмотрено сейчас в бюджете.

Подведу итоги. Проект бюджета на 2020–2022 годы не обеспечивает прорыва и повышения статуса тех, кто учится и учит, и ставит под сомнение все программы модернизации России.

На мой взгляд, нам нужен совершенно другой бюджет и другая социально-экономическая политика.

__________________________________________________________________________

Из заключения комитета Госдумы по образованию и науке на проект Федерального закона № 802503-7 «О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов»

Бюджетные ассигнования по разделу «Образование» в 2020 году составят 911 563,3 млн рублей, в 2021 году – 947 345,3 млн рублей и в 2022 году – 903 462,4 млн рублей.

По отношению к объему ВВП соответствующего года доля расходов раздела «Образование» составит в 2020 и 2022 годах – 0,7%, в 2021 году доля в общем объеме расходов федерального бюджета по разделу «Образование» в 2020 и 2021 годах по сравнению с 2019 годом (4,7%) не изменится и составит 4,7%, в 2022 году уменьшится и составит 4,4%.

Предусмотренные в Законопроекте о бюджете объемы бюджетных ассигнований по сравнению с объемами, утвержденными Законом № 459-ФЗ, в 2020 году увеличены на 48 785,6 млн рублей, в 2021 году увеличены на 43 063,3 млн рублей, в 2022 году по сравнению с объемами, предусмотренными Законопроектом на 2021 год, уменьшены на 43 882,9 млн рублей.

Комитет настаивает на необходимости увеличения финансирования:

– на поддержку субъектов Российской Федерации для повышения заработной платы педагогических работников;

– на создание дополнительных мест в детских садах для детей до 3 лет, начиная с 2020 года;

– на создание новых школьных мест, удовлетворяющих современным требованиям, в объемах, приводящих к сокращению числа обучающихся во вторую смену;

– на развитие качественного дополнительного образования, особенно в сельской местности;

– на финансирование инфраструктуры образовательных организаций, позволяющей обеспечить внедрение современных технологий обучения, обеспечить реализацию сервисов российской электронной школы, решить задачи цифровизации школы в полном объеме;

– на высшее образование не менее чем на 7% с принятием мер по выравниванию подушевого финансирования вузов вне зависимости от их статуса или ведомственной принадлежности;

– на выполнение государственного задания на оказание услуг в сфере высшего образования в рамках государственной программы «Реализация государственной национальной политики»;

– на реализацию программы восполнения дефицита мест в общежитиях высших учебных заведений;

– на увеличение затрат по финансированию научных исследований и разработок до 1,0% от ВВП, как этого требует Указ президента Российской Федерации от 1 декабря 2016 года № 642;

– на прикладные научные исследования в области образования и охраны окружающей среды, обеспечение роста бюджетных расходов на реализацию национального проекта «Наука».

На основе совокупности рассмотренных материалов Комитет решил рекомендовать законопроект № 802503-7 «О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов» к принятию Государственной думой в первом чтении при условии учета во втором чтении высказанных замечаний и предложений

Олег Смолин, Вести образования

Источник информации: Олег Смолин, Вести образования