Как привести в школу молодых учителей? Каким должен быть педагог будущего? Как сегодня преподавать историю и зачем в школе наставники? Об этом разговор с президентом Российской академии образования, академиком Ольгой Васильевой.
- Ольга Юрьевна, по прогнозам, к 2029 году учителей моложе 30 лет будет не более шести процентов. Вопрос века - как привести молодежь в школу?
Ольга Васильева: Многолетние исследования постсоветского периода показали: в педвуз с твердой установкой работать в школе приходит лишь около трети студентов. Эту проблему можно решить только комплексно - через повышение престижа профессии, в том числе через реальное улучшение условий труда, повышение качества педобразования. Но один из самых важных пунктов - мотивирующая профориентация, которая вдохновит школьника: он должен увидеть в профессии учителя не только утилитарный интерес.
Поэтому учитель должен быть личностью, вдохновлять. Именно с этой целью в школах сейчас наряду с инженерными и медицинскими открываются и психолого-педагогические классы.
Что еще важно? Чтобы молодого специалиста в школе кто-то встретил. Кто-то, кто поможет на первых порах. Мне повезло: я пришла работать в школу в 1979 году. Меня, вчерашнюю выпускницу вуза, буквально спасла завуч Нина Кузьминична, я помню ее всю жизнь. Она учила меня всему, вплоть до того, как войти первый раз в класс, какое движение сделать руками. Первый урок - как корабль: как проведешь, так и поплывет. Поэтому здесь тоже нужны наставники. Нужно создать такой климат, чтобы молодой учитель чувствовал: он здесь не лишний. Хвалить - обязательно. Если ошибся - объяснить, где и как исправить. Если вы удержите молодого учителя в школе хотя бы три года, он не уйдет. Это практика.
- За последние 30 лет у нас не было фундаментальных исследований в педагогике, сопоставимых по масштабу с работами классиков педагогики Эльконина или Давыдова. Почему? Разве все уже изучено?
Ольга Васильева: Конечно нет. Вопрос очень острый. В раннюю постсоветскую историю науки об образовании, так же как многие другие сферы, испытывали сложности с развитием. Но, к счастью, в последние годы мы видим позитивные тенденции. К результатам исследований в сфере наук об образовании появился интерес профильных министерств и ведомств, общественных организаций, самих педагогов и, конечно, родителей. Сказалась, кстати, и вынужденная ситуация дистанционного обучения, которую принесла нам пандемия коронавируса.
Думаю, скоро вновь начнут появляться фундаментальные труды, в первую очередь в области дефектологии. Все больше детей с особенностями здоровья, и работа с ними требует большой научно-теоретической базы. Также мы ждем фундаментальных исследований в области воспитания. Ведь воспитание - это не только набор мероприятий, это большая наука.
- А педагогу, работающему в школе, нужно сегодня быть ученым?
Ольга Васильева: Только если он чувствует к этому призвание. Но совершенно необходимо быть в курсе того, что уже сделано в мировой науке в области педагогики.
Сегодня учителю-практику бывает сложно сделать первый шаг в науке, организовать исследования. Почему? Согласно проведенному Центром развития педагогического образования РАО мониторингу, в программах подготовки будущих учителей довольно слабый научно-исследовательский компонент. Проанализированы 4,5 тысячи учебных планов, и в 27% из них полностью отсутствует научно-исследовательская практика. Она по текущим нормам не обязательна. Но если ее нет, то откуда взяться исследовательским навыкам у современного учителя?
РАО готова помогать: по всей стране уже работают 62 инновационные площадки Академии, где наши ученые работают с педагогами. Кроме того, мы озвучили свои предложения министерству науки и высшего образования по изменениям в программы педагогического образования.
В педвуз с твердой установкой работать в школе приходит лишь около трети студентов. Как привести в школу молодых учителей?
Вообще, важность для сферы образования научных открытий и достижений, их доступность для учителей в нашей стране осознавали всегда. Иначе как в самый острый период Великой Отечественной войны, в 1943 году могло быть принято решение о создании Академии педагогически наук, правопреемницей которой и является РАО?
Ученые выступали с лекциями по педагогике, психологии, методике. В приоритете Академии была не только научная деятельность, но и подготовка кадров высшей квалификации: тех, кто затем сам сможет научить тонкостям профессии будущих учителей, причем в области не только педагогики, но и психологии, возрастной физиологии. Поэтому символично, что в Год педагога и наставника мы празднуем и 80-летие РАО: и тогда, и сейчас задачи во многом схожи.
- Педагог и наставник - в чем отличие? Может ли это быть один и тот же человек?
Ольга Васильева: Еще Ушинский писал: "Самый существенный недостаток в деле русского народного просвещения есть недостаток хороших наставников, специально приготовленных к исполнению своих обязанностей. Недостаток этот особенно чувствуется в младших классах..." Наставник, считал Ушинский, должен быть хорошим воспитателем и действовать своим преподаванием "не на одно обогащение ума познаниями, но на развитие всех умственных и нравственных сил воспитанника".
В Российской академии образования сейчас разрабатывается научная Концепция по развитию наставничества в нашей стране. С одной стороны, наставник - понятие более широкое, чем педагог. С другой, я убеждена: каждый учитель наставник априори. Он занимается не только передачей знаний, но и собственного мировоззрения, нравственного опыта. И здесь необходимо одно базовое условие - сотрудничество. Дети - не как потребители, а как соорганизаторы и соавторы. Воспитывает созидательная деятельность, в которой дети сами принимают участие. Простой пример: недостаточно только назиданий о том, что нужно беречь природу. Посадите вместе с ребенком дерево, выйдите на субботник, объявите акцию по сбору пластиковых крышек. Вариантов много. Главное: дети должны чувствовать себя причастными.
Как только дети начинают заниматься тем, что их морально и ценностно одухотворяет, например - волонтерством, изменяются сами отношения в детском или молодежном коллективе, дети ведут разговоры на переменах уже не о том, какой уровень в онлайн-игре прошли, а как помочь пожилым, больным людям, как организовать доставку продуктов и лекарств, как помочь в уходе и так далее.
Чтобы помочь в организации правильной и грамотной наставнической работы в российских школах, Учебный центр Академии вместе с Центром воспитания и развития личности РАО в этом году подготовит для московских учителей образовательный спецкурс.
- Педагог будущего - какой он?
Ольга Васильева: По данным ВЦИОМ, родители от хорошего учителя ждут в первую очередь доброты и уважения к ученикам, а также порядочности, справедливости и объективности. Важна любовь к детям, образованность. В том, что учитель - призвание, убежден каждый седьмой житель России.
Мое мнение: учитель будущего прежде всего хорошо образован, читает много хорошей литературы и получает удовольствие от того, что делает. Он должен прекрасно выглядеть, и даже, если хотите, быть "иконой" стиля. Но! Никакого панибратства. А у молодых учителей такое случается. Понятно, они хотят подружиться с классом, завоевать доверие. Но дети все очень чувствуют. Нельзя становиться на уровень ученика, нужно всегда быть выше, сохраняя доброжелательность. Только тогда получится быть авторитетом и любимым учителем.
Кстати, в Год педагога и наставника РАО проводит исследование "Портрет современного студента - будущего педагога". Мы узнаем мотивацию молодых людей, их ожидания от профессии. И уже на основе этих данных сможем предложить варианты совершенствования подготовки учителей. Первые результаты масштабного исследования планируем увидеть в конце года.
- Педагогические направления вошли в топ-3 по числу бюджетных мест. Популярность профессии учителя растет? А престиж?
Ольга Васильева: Вижу и чувствую: престиж профессии постепенно повышается, без этого не было бы роста популярности. Но нам все еще не хватает массовой популяризации не просто профессии педагога, а учителя как личности, формирования позитивного образа педагога в массовой культуре. Например, кино. Да, много фильмов о современной школе и учителях. Но вот до уровня Ростоцкого и его "Доживем до понедельника" никто не поднялся.
Конечно, идею "учитель - это звучит гордо" должен нести не только кинематограф. К этому необходимо присоединиться всем средствам массовой информации. Чтобы в каждом городе и по всей стране наших прекрасных, талантливых педагогов знали в лицо, вспоминали об их достижениях. И не только накануне Дня учителя или в Год педагога и наставника.
- Вы ведете "Академические вечера" - беседы с академиками РАО, которые транслируются на вашем сайте и в официальном сообществе "ВКонтакте". Для кого они?
Ольга Васильева: Проект больше для родителей. Мы хотим поделиться с самой широкой аудиторией результатами передовых научных исследований, выверенными данными.
Почему это важно? К сожалению, сегодня часто забывают о том, что воспитание начинается в семье. И, чтобы наши родители могли грамотно выстроить отношения с детьми, нужно, чтобы они в своих решениях и действиях опирались на научные данные, сведения, имеющие доказательную базу, а не на советы случайных людей из интернета. На помощь приходят наши ученые, которые развенчивают популярные мифы.
Например, очень популярен миф "после трех уже поздно". По словам академика РАО, известнейшего ученого-физиолога и психолога Марьяны Михайловны Безруких, у многих родителей бытует представление о том, что после трех лет "окно развития" мозга ребенка закрывается. Поэтому некоторые мамы и папы стремятся все успеть как можно раньше: азбука, английский, многочисленные занятия. Но это не так: развитие мозга продолжается до тех пор, пока он продолжает получать новые и нестандартные задачи и работает над их решением. А значит, он развивается и в 4 года, и в 20 лет, и после 50!
Ключевой вопрос
- Готовится новый учебник истории, где всемирная и отечественная история будут рассматриваться параллельно. Какие подходы сегодня нужны в преподавании истории?
Ольга Васильева: Считаю, что нам стоит обратиться к опыту советской школы в этом вопросе. Почему советские школьники знали историю лучше, чем школьники, живущие сегодня? Это вопрос, который интересует нас всех. Преподавание отечественной истории в Советском Союзе было очень обстоятельным, и самое главное - шло в контексте мирового исторического процесса. Знания оценивались выпускным экзаменом, что очень важно. Поэтому у нас есть прекрасный образец. И мне кажется, что мы все-таки должны вернуться к тому, что история должна быть обязательным экзаменом.
Кроме уроков истории, необходимо сделать особый акцент на историческом просвещении. Это не только классные часы, но и походы в музеи, театры, подготовка и проведение торжеств к государственным праздникам, историю которых можно рассказать доступно и интересно. Необходимо вовлекать ребенка в историю его родной страны и родного края эмоционально. Формальный подход здесь неприемлем.