Университеты в поиске баланса между глобальными и локальными задачами. Главный вопрос — как удовлетворить домохозяйства, воспринимающие образование как инвестицию с последующей отдачей на рынке труда, и сохранить шансы на элитарность
Минобрнауки России подвело итоги приемной кампании-2017. В вузах около 500 тыс. бесплатных мест. Распределение на конкретные направления шло с учетом мнений многих федеральных ведомств, госкорпораций, объединений работодателей, общественных организаций и ассоциаций вузов. Так, на специальности «Информационные технологии», «Авиационная и ракетно-космическая техника» план приема был увеличен на 5,3%, на ядерную энергетику — на 5,5%, кораблестроение — на 2,5%. По сравнению с 2016 годом также увеличлось число мест по педагогическим направлениям, программам в области математических и естественных наук, медицины и сельского хозяйства.
Средний результат ЕГЭ зачисленных вырос относительно уровня прошлого года на 1,6 балла — до 68,2. Для сравнения, в вузах Москвы и Санкт-Петербурга — 76,2 и 75,8 балла соответственно. Среди вузов с приемом на бюджетные места более 1,5 тыс. человек самые высокие показатели также приходятся на две столицы, средний балл — 79,9. Федеральные университеты уступают ведущим столичным вузам примерно 11,6 балла (их средний показатель — 68,3). Крупнейшие вузы в регионах в среднем по критерию бюджетного приема проигрывают столичным 13 баллов (средний показатель 66,9).
Первые три места среди вузов с самым большим набором на бюджетные места заняли НИУ ВШЭ, Санкт-Петербургский госуниверситет и МГУ.
Федеральное и региональные Минобрнауки говорят о росте популярности технических направлений, в первую очередь в области материаловедения, ИT- и нанотехнологий, домохозяйства несут аттестаты в экономические и медицинские вузы, а университеты думают, как заработать и не потерять в качестве образования.
… И шаг на ощупь в темноте
В среднем по России конкурс на бюджетные места составил 8,2 заявления на место. По данным Минобра, наибольшее количество заявлений на одно место было подано на экономические программы (21 чел./место), специальности в сфере политики и международных отношений (20,5 чел./место), СМИ (19,4 чел./место) и медицины (18,5 —16,1 чел./место). На педагогические специальности подано 7,3 заявления на место, инженерно-технические — 7,2. Среди технических направлений самые высокие баллы — на направлениях, связанных с информатикой, вычислительной техникой и безопасностью информации (28,4 тыс. чел.) — 69,9 балла, транспортными средствами (более 14,1 тыс. чел.) — 56,8 балла; строительством (12,1 тыс. чел.) — 64,9 балла, машиностроением (11,6 тыс. чел.) — 61,9 балла.
Несмотря на очевидное лидерство экономических и гуманитарных специальностей (отчасти из-за небольшого количества бюджетных мест на эти направления), московские вузы, не сговариваясь, утверждают, что инженерные направления интересуют молодежь значительно больше, чем три-четыре года назад. Так, в НИУ ВШЭ отмечают рост интереса к программной инженерии, информатике и вычислительной технике, компьютерной безопасности:
«С первых дней приемной кампании мы видели огромный спрос на все специальности инженерного крыла ВШЭ, это отражает общую тенденцию к возрождению интереса к этим профессиям».
В РЭУ им. Плеханова считают, что инженерные специальности по уровню востребованности приближаются к экономическим: «На не самую популярную до этого специальность “Технологические машины и оборудование” не только вырос средний балл, но и в три раза превысил плановые показатели прием студентов на внебюджетную основу».
Проверим федеральные тенденции на региональных вузах. В Пермском государственном национальном исследовательском университете (ПГНИУ, на первый курс зачислены свыше 3,5 тыс. человек) самый высокий конкурс оказался на направлении «Реклама и связи с общественностью» филологического факультета — 47,4 человека на место. Среди лидеров — экономический и историко-политологический факультеты: на экономику, менеджмент и политологию конкурс составил 41,5, 41 и 39,6 человека на место соответственно. Однако ректор ПГНИУ Игорь Макарихин утверждает, что, несмотря на традиционно высокий интерес к гуманитарным направлениям, видно, что предпочтения абитуриентов меняются: «В этом году мы фиксируем увеличение числа поступающих на направления биологического и физического факультетов — биологию, радиофизику, нанотехнологии и микросистемную технику».
В Уральском федеральном университете на бюджете по программам бакалавриата и специалитета будет обучаться более 3,7 тыс. первокурсников. Популярные направления — строительство, международные отношения, экономика, журналистика, менеджмент, лингвистика, дизайн, информационная безопасность, экономическая безопасность, компьютерная безопасность. «Разница с прошлым годом в том, что мы подняли минимальный балл ЕГЭ, за счет этого повысился средний балл по вузу с 72,6 в 2016 году до 74», — объясняет заместитель ответственного секретаря приемной комиссии УрФУ Юлия Воронцова.
В Южноуральском госуниверситете самый высокий балл ЕГЭ продемонстрировали выпускники, поступающие на филологию — 86,7. Второе и третье место разделили журналистика и фундаментальная и прикладная лингвистика (86). Фундаментальная информатика и информационные технологии (81) уступили юриспруденции (81,3). Самыми популярными оказались факультеты Юридического института, Института лингвистики и международных коммуникаций и Высшей школы экономики и управления: конкурс в них составил 16 — 20 человек на одно бюджетное место. Среди инженерных специальностей самой востребованной стала фундаментальная информатика Высшей школы электроники и компьютерных наук.
В Тюменском госуниверситете (на бакалавриат и специалитет зачислены 2,8 тыс. человек) самый большой конкурс — в среднем 25 человек на место — был на социогуманитарные направления (от 10 в Школу перспективных исследований до 73 на «Менеджмент»). В университете это объясняют тем, что «бюджетных мест на естественно-научные и ИT-направления подготовки было в разы больше — более 75% от общего числа».
В технических вузах рассказывают о возросшей конкуренции за инженерное образование. В ИжГТУ имени Калашникова констатируют рост проходного балла.
«В этом году радует, что у нас уже по результатам первой волны были закрыты 80% по всем направлениям подготовки, — комментирует итоги кампании ответственный секретарь приемной комиссии ИжГТУ Михаил Дягелев. — Такого не было давно. Как правило, возникали проблемы с прикладной математикой — по этому направлению не хватало оригиналов, мы могли закрыть места только во время второй волны. А сейчас все закрылись уже после первой волны зачисления. Увеличились проходные баллы, средний в этом году — 62,87. Это высокий показатель для технического вуза, учитывая, что показатель эффективности считается хорошим, когда средний балл поступивших выше 60-ти».
В Уфимском государственном авиационном техуниверситете конкурс составил около десяти заявлений на бюджетное место, средний балл ЕГЭ выше прошлогоднего — 74,44. По словам ректора Николая Криони, самый большой конкурс (116 заявлений на место) отмечен на направлении «Машиностроение», самый высокий проходной балл (232) — на специальности «Безопасность информационных технологий в правоохранительной сфере», а абитуриент с самым высоким баллом (281) будет учиться на направлении «Программная инженерия».
— Казалось бы, все как всегда — на экономику идут охотнее, чем в машиностроение, — анализируют итоговые цифры в Минобрнауки. — Но тенденция постепенно меняется, как и сам абитуриент.
По мнению ректора РЭУ Виктора Гришина, абитуриенты стали осознано подходить к определению траектории своего будущего: «Несмотря на то, что по-прежнему выбор тесно связан с представлениями родителей, где главными показателями в подавляющем большинстве случаев являются условная “престижность” специальности и потенциальный уровень заработной платы, поколение Z все же не делает выбор исключительно по материальным критериям. Дети стали чаще задаваться вопросами о возможности дальнейшей реализации, вариантах продолжения учебы и прохождения стажировок».
Ректор МГПУ Игорь Реморенко убежден, что сегодняшние абитуриенты меньше напоминают «ходячие энциклопедии», безусловно, не так хорошо владеют фактами, известными старшему поколению, но достаточно быстро находят нужную информацию и умеют рассуждать: «Мне кажется, они быстрее ориентируются в сложных ситуациях, чем те, кто приходил в вуз лет пять назад. Мне они нравятся, они разговорчивые, интересуются разными вещами, с большой охотой выбирают элективные курсы, конкурируют за них. Им интересна проектная работа».
Директор департамента образования и профессиональной подготовки ОЭСР Андреас Шляйхер считает эту тенденцию закономерной: «Некоторые вещи, которым традиционно обучали в школах, становятся теперь ненужными. На передний план выходит не знание фактов, а мышление. Простое заучивание материала может быть полезно для решения обычных задач, но неэффективно для решения задач сложных».
А иногда — побыть не с теми …
Каких специалистов ждет рынок труда и как он относится к вузовским выпускникам? Есть позитивная новость. Согласно данным Росстата (федеральная служба подводит итоги трудоустройства вчерашних студентов раз в пять лет), в 2016 году 89% выпускников (9,5 млн человек) нашли работу после окончания университетов. Топ-3 регионов возглавляет Санкт-Петербург: в прошлом году здесь трудоустроились 96,2% студентов, покинувших альма-матер. Второе место у Москвы — 95,6%. Замыкает тройку лидеров Свердловская область: 95% выпускников, обучавшихся в университетах в 2010 — 2015 годах, нашли работу после получения диплома — это 236,3 тыс. человек.
По данным пресс-службы Superjob.ru, на большое количество вакансий и внимание работодателей на рынке могут рассчитывать ИТ-специалисты (создание и поддержание интернет-сайтов, аналитика, внедрение ПО, реинжиниринг бизнес-процессов, разработка мобильных приложений); инженеры (добыча нефти и газа, машиностроение, энергетика, качество); специалисты финансовой сферы (бюджетирование, финансовая аналитика, аудит, риск-менеджмент в банках, проблемная задолженность).
Плохая новость в том, что российские компании стали меньше интересоваться специалистами без опыта работы: если в 2015 году только 11% компаний не готовы были распахнуть для них двери, то через год показатель вырос более чем в два раза, до 26%, говорится в исследовании HeadHunter и портала для молодых специалистов Career.ru: «Одна из главных причин — амбициозность и большие заработные ожидания кандидатов без опыта. При этом молодые люди обладают недостаточным количеством навыков для работы. Легче всего неопытным кандидатам утроиться в сферу продаж, рабочего персонала, туризма, ресторанного и гостиничного бизнеса».
Домохозяйства сетуют на сложность выбора профессии: непонятно, кто понадобится экономике через пять лет.
— У выпускников нет полной информации о том, какие специальности будут наиболее востребованы на рынке труда, их предпочтения формируются в социальном контексте и зачастую даже не осознаны на момент выбора, — подтверждает доцент департамента образовательных программ Института образования ВШЭ Наталья Кармаева. — Кроме того, важное влияние на отдачу от образования оказывает и состояние рынка труда и экономики на момент выхода выпускника на рынок труда, тип сектора занятости, пол, материальное благополучие семьи.
— Для эффективного трудоустройства независимо от выбранной специальности современный выпускник вуза должен быть гибким: уметь работать на стыке профессий, выполнять задания удаленно с помощью различных ИT-решений, общаться с людьми, быстро искать и обрабатывать информацию, обладать высоким уровнем мобильности и обучаемости, включая навыки самообразования, — резюмирует Виктор Гришин. — Касается это практически всех профессий.
…Чтоб, наконец, понять, кто — те
Как игроки высшего образования реагируют на новые вызовы?
— На протяжении всей истории университеты развивались исходя из двух различных идей, одной из которых является элитизм, другой — эгалитаризм. У истоков элитного университета стоял элитизм, на смену которому пришла эпоха массовизации высшего образования, — анализирует профессор Сеульского национального университета (Южная Корея) Чон Чоль Син. — Мы вступаем в мир постмассового высшего образования и можем наблюдать это как в России, так и во многих других странах. Тем не менее и сейчас мы все еще говорим об идеях элитного университета, когда речь заходит о том, как создать университет мирового класса. Наблюдается ощутимое расхождение между элитизмом концепции университета мирового класса и концепцией постмассового высшего образования.
—Университеты, сталкиваясь с более массовым потоком, сокращают расходы на каждого из них, и соотношение количества студентов на одного преподавателя начинает расти, — объясняет проректор НИУ ВШЭ Мария Юдкевич. — Индивидуальный подход к обучению заменяет массовый. Большой поток студентов несет за собой и изменения в качественном составе этого контингента, происходит переход от элитного высшего образования к массовому. В такой модели университеты становятся гораздо более подотчетными. В старой модели подразумевалось невмешательство внешнего окружающего мира во внутреннюю университетскую жизнь.
В кулуарах сотрудники российских вузов говорят, что университеты поставлены в сложные условия: «Мы наращиваем набор на технические специальности, сокращая до минимума бюджетные места на “Экономику” и “Юриспруденцию”. В итоге провоцируем рост конкурса на юристов и экономистов, а технарей, чтобы не потерять бюджетное финансирование, набираем с низкими баллами. Страдают качество набора и престиж вуза. А нам твердят о мировой конкурентоспособности. Мы должны удовлетворять потребности региональных экономик в ущерб собственному развитию. Систему надо менять, отвязывая госфинансирование от приемных цифр. Финансировать надо исследования».
— Во многих странах ощущается сокращение госфинансирования после долгих лет традиционной опоры именно на этот источник поступления средств. В условиях финансовых ограничений госполитика многих стран направлена на предоставление университетам большей свободы в управлении финансовыми ресурсами и выработку стратегий по привлечению других (отличающихся от государственных) источников финансирования, — говорится в исследовании директора Института развития образования НИУ ВШЭ Ирины Абанкиной. — Многие вузы отдельных стран для снижения напряженности финансовых ресурсов пошли по пути увеличения платы за обучение до максимальных размеров (Великобритания, Испания и др.). При этом бюджетная политика, ориентированная на снижение госрасходов на высшее образование, подкрепляется позицией правительств разных стран, состоящей в обеспечении перехода к расширенным образовательным кредитам для поддержания участия домохозяйств в софинансировании.
Правда, в России образовательные кредиты не получили широкого распространения. Нам ближе опыт стран Северной Европы, где действует бюджетирование, ориентированное на достижение целей, определенных в государственных заданиях (контрактах) в рамках среднесрочного планирования. Проблема в том, что в этих условиях государство диктует кого и как нужно готовить, а это не всегда совпадает с представлениями вузов и домохозяйств об образовательном процессе и его результатах.
Доля целевиков составила 13,6% от общего количества принятых. Их средний балл ЕГЭ вырос на 1,3 балла и достиг 64,4. Больше всего целевиков на специальностях и направлениях, входящих в следующие группы: Клиническая медицина, Образование и педагогические науки, Техника и технологии наземного транспорта, Электроника, радиотехника и системы связи, Авиационная и ракетно-космическая техника.
В этом году ЕГЭ сдавали 703 тыс. человек, из них 617 тысяч — это выпускники 2017 года. 57% сдавших госэкзамен попали на бюджетные места. По русскому языку и истории количество учеников, не преодолевших минимальный порог, сократилось — в 2 раза, по физике — в 1,6 раза, по обществознанию, информатике и английскому языку — на четверть. По нескольким предметам наметился рост средних баллов. Вслед за этим выросли и средние вступительные баллы в вузы, причем по некоторым специальностям — значительно.