И.о. ректора ДВФУ Никита Анисимов рассказал корреспонденту РИА Новости Юлии Осиповой о перспективах развития академического форпоста страны в Азиатско-Тихоокеанском регионе.
- Никита Юрьевич, Вы возглавили Дальневосточный федеральный университет совсем недавно, менее двух месяцев назад. Чего ждать от нового руководителя преподавателям и студентам?
— Основная задача ректора состоит в том, чтобы коллектив университета почувствовал себя единой командой. ДВФУ прошел непростой путь объединений и переездов. Еще 5 лет назад люди работали в разрозненных, часто конкурирующих организациях. Некоторые коллективы и по сей день остаются территориально удалены. Например, Школа педагогики (в ДВФУ не факультеты, а школы – Инженерная школа, Школа биомедицины, Школа региональных и международных исследований и др.) находится в городе Уссурийске, в ста километрах от основного кампуса ДВФУ.
Нужно "вдохнуть" в этих людей ощущение единых задач. В этом смысле я далек от того, чтобы "рубить с плеча". Нам всем вместе необходимо последовательно создавать условия для научного созидания, делать так, чтобы атмосфера творчества находилась во главе угла, чтобы в вузе формировались сильные научные коллективы, и студенты, магистранты и аспиранты участвовали в прорывных научных проектах. Целеустремленной молодежи со всей страны должно быть интересно не просто приезжать учиться в ДВФУ, но и оставаться на Дальнем Востоке, создавать свое дело.
- Вы довольны тем, как в этом году прошла приемная кампания?
- В целом, да. У нас снова зафиксирован рост среднего балла ЕГЭ абитуриентов, поступивших на бюджет. В этом году он составил 70 баллов. Конечно, нам есть, куда расти. Плох тот ректор, который не мечтает об абитуриентах со средним баллом 90. Но при том количестве бюджетных мест – а мы приняли на первый курс 4400 бюджетников – показать еще более высокий средний балл довольно трудно.
Мы считаем недостаточным качество приема на инженерные направления подготовки. В связи с этим планируем внимательно проанализировать содержание этих программ с точки зрения передового края современной инженерной практики. Если брать подводную робототехнику, то здесь ДВФУ действительно лидирует. Однако по классическим инженерным направлениям (например, по исследованию динамики и прочности) конкуренция среди российских технических вузов, которые сейчас переживают период "образовательного ренессанса", довольно высока, нам не всегда удается ее выдерживать.
Второй положительный результат приемной кампании связан с увеличением количества абитуриентов, приехавших из разных точек России: треть всех зачисленных на первый курс студентов – представители 65 субъектов РФ. Это говорит о том, что ДВФУ все активнее работает как федеральный вуз.
- А как интернациональный?
- В этом году мы приняли 3000 иностранных студентов из 52 стран мира. Среди лидеров – Китай, Вьетнам, другие страны АТР, к которым за счет активного международного рекрутинга присоединились Индия и Колумбия. Впервые ДВФУ принял граждан Австралии, Великобритании и Боливии. Таким образом, мы постепенно выходим на проектные цифры, которые заложены в "дорожных картах" университета.
Отрадно, что у иностранцев горят глаза. Они мотивированы получением фундаментальных знаний. Я уверен, что потом, когда мы будем приезжать в партнерские страны, будем видеть наших выпускников на руководящих должностях, и это будут очень лояльные к России люди.
- Новый глава Минобрнауки Ольга Васильева заявила о том, что ведомство намерено усилить сотрудничество со странами АСЕАН в сфере образования и науки, в первую очередь за счет развития ДВФУ. В чем конкретно будет выражаться усиление такого сотрудничества? И какова в этом будет роль университета?
— ДВФУ всегда был и остается центром образовательного поворота на восток. Для нас крайне важно, что министр поддержала это направление. Это означает, что именно в данном векторе надо продолжать двигаться дальше.
оворя о содержательной части взаимодействия, должен отметить, что университет проводит четкую политику по формированию центра Азиатско-Тихоокеанских исследований в регионе. Мы хотим стать лидерами на этом поле и постепенно занимаем эту позицию. Сейчас формируется экспертный совет по данному направлению, и все университетские школы соответствующего профиля будут консолидированы в мощную структурную академическую единицу, создание которой было поддержано международным экспертным советом программы "5-100".
Такая перспектива притягивает заинтересованных студентов из стран АСЕАН. Например, более 80 студентов из Вьетнама учатся в ДВФУ по программам эксплуатации атомных энергетических станций. У Росатома есть большая программа международного сотрудничества в этой сфере, и ДВФУ в данном случае выступает местом интеллектуального сопровождения кадрового персонала. Сорок студентов из Индии поступили в этом году на англоязычную программу по лечебному делу, впервые открытую в Школе биомедицины ДВФУ. У нас много китайских студентов, ориентированных на получение образования в инженерной сфере. В ДВФУ очень сильная инженерная подготовка, которая высоко ценится за рубежом.
- Какие направления подготовки, по Вашему мнению, будут наиболее востребованы в ближайшие годы?
— ДВФУ – большой университет, в котором сейчас на программах высшего образования обучается 24 тысячи студентов, и выделяя какие-то конкретные приоритетные направления подготовки, мы автоматически отодвигаем на второй план другие. Это не совсем корректно для классического университета, имеющего в своем распоряжении весь спектр образовательных программ – от инженерных до спортивных и культурологических.
Но я могу выделить заметные лидирующие направления. Например, морская биология. Рядом с университетом на острове Русский построен Приморский океанариум, который входит десятку лучших в мире и не имеет аналогов в России. Вместе со Школой естественных наук ДВФУ и Институтом биологии моря имени А.В. Жирмунского ДВО РАН, которыми одновременно руководит академик Андрей Адрианов, создается мощный центр научного превосходства в морской биологии. Конечно, академику нужна крепкая команда молодых ученых, которые потянут за собой аспирантов ДВФУ, и тогда в России можно будет ждать серьезного прорыва в этой сфере научного знания.
Большие планы касаются развития научной школы климатологии. В этом году создана климатическая лаборатория ДВФУ, которую возглавил Нобелевский лауреат Риккардо Валентини. У нас уже установлена уникальная комплексная научная станция для мониторинга парниковых газов. Научный коллектив под руководством выдающегося исследователя с мировым именем должен будет провести анализ влияния Дальнего Востока на климатическое состояние Земли: леса Дальнего Востока занимают площадь более 200 миллионов гектаров, считаются "зелеными легкими" планеты.
- Не сомневаюсь, что морская биология и климатология пользуются повышенным спросом в вузе, который стоит на берегу Тихого океана. Но чем можно объяснить создание в университете целых научных школ, связанных с такими разными областями, как биомедицина, культурология, юриспруденция?
— Давайте по порядку. Мы наблюдаем огромный спрос на биомедицинское образование, подкрепленное сплавом теории и медицинской практики. Важным преимуществом нашей Школы биомедицины является собственная университетская клиника, соответствующая самым высоким мировым стандартам. Клиника – пилотный проект правительства РФ: впервые медицинское учреждение подчиняется Минобрнауки, а не Минздраву, и входит в состав нашего университета. Кроме того, в школе 15 научных лабораторий, есть даже своя лаборатория фармакологии и биоиспытаний, что крайне важно для обучения фармакологов, сопровождающих спортивную деятельность. Не будем забывать, что ближайшие три олимпиады пройдут именно в Азиатско-Тихоокеанском регионе.
Вполне закономерно, что нам потребуется усиленная подготовка студентов в сфере культуры. Владивосток развивается как одна из культурных столиц России. Мариинский театр открыл здесь Приморскую сцену. В скором времени появятся филиалы Эрмитажа, Русского музея и Академии русского балета имени Вагановой.
Что касается Юридической школы ДВФУ, то она всегда входила в пятерку лучших в России. Подготовка студентов-юристов на Дальнем Востоке проводится в контексте многокультурной юридической среды и международного права.
- Что Вы ждете от комплексной программы развития острова Русский?
— Неправильно что-то ждать, ничего не делая. Концепция университетов 3.0 предполагает, что ведущие вузы предстают как центры генерации и создания инноваций, формируют вокруг себя такую экосистему, которая приводит к развитию экономики. В концепции развития острова Русский нужно отразить роль университета как локомотива не только научного, но и инновационного и инфраструктурного развития. Тогда остров сможет стать интеллектуальным ядром Дальнего Востока, островом умных и успешных людей.
- ДВФУ в этом году укрепил свои позиции в международном рейтинге QS, заняв 13 место среди 22 российских вузов, вошедших в этот рейтинг. Как Вы планируете в дальнейшем повышать свою конкурентоспособность на международном рынке образования?
- Есть несколько маршрутов, по которым должен двигаться любой успешный университет. Продвижение в международных рейтингах – один из таких маршрутов. Он важный, но не единственный. По моему мнению, высокая позиция в рейтингах – всего лишь следствие усиления качества образования в университете. То есть все происходит естественно, а не искусственно.
Однако, как в свое время ускоренная индустриализация дала возможность опережающего развития, так и здесь ДВФУ должен сделать некоторые шаги, чтобы пройти эту условную "ускоренную индустриализацию" в рейтингах. К нам должны привыкнуть, нас должны запомнить, как лидеров. Но это все нужно не для того, чтобы быть в рейтинге, а для того, чтобы быть лучшими.