Становление школы права интеллектуальной собственности в Казанском университете
Никитина М.И., к.ю.н., доцент; Ситдикова Р.И., к.ю.н., профессор,
кафедра гражданского и предпринимательского права КФУ
СТАНОВЛЕНИЕ ШКОЛЫ ПРАВА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ В КАЗАНСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ
Право интеллектуальной собственности в современном его понимании возникло значительно позже других отраслей и институтов права. Даже в римском государстве, где значительно была развиты искусство, литература и ремесла, защита исключительных прав автора творческих произведений отсутствовала. Право интеллектуальной собственности не могло возникнуть и развиваться в средние века, когда использование обществом результатов интеллектуальной деятельности не носило массовый характер. Например, чтение книг даже в среде привилегированных кланов было весьма ограниченным.
Только в середине восемнадцатого столетия наиболее развитые зарубежные государства, такие как Франция, Англия, Германия, Италия, США стали проявлять заботу о защите прав и интересов авторов творческих произведений и принимать соответствующие законы.
В российском законодательстве постановления об охране интеллектуальной собственности появились значительно позже, чем в европейских государствах. Однако по своему содержанию они не многим уступали им, а в некоторых отношениях стояли выше французского и английского законов. Первоначально нормы авторского права были включены в цензурный устав, принятый 22 апреля 1828 года и Положение о правах сочинителей, изданное в тот же день в виде приложения к цензурному уставу. Это положение оставалось основным законом, действующим в течении всего 19-го столетия, однако оно дополнялось, изменялось, изменялось и место правил об авторском праве в системе свода законов. В 1886 году из цензурного устава были выделены правила о праве собственности на произведения наук, словесности, художеств и искусств. Впервые авторские произведения бы
ли названы объектами права собственности. В 1887 году при издании тома X первой части Свода законов Российской империи правила о произведениях были перенесены в приложение к ст. 420 тома X ч. I как особый вид права собственности.
Закон об авторском праве, принятый в 2011 году, высоко оценивался современниками, отмечалось, что он впитал в себя «современные принципы права вообще и авторского п
рава в частности, блещущий цветами новейших правовоззрений Запада»[1]. Закон от 1911 года обеспечивал высокий уровень охраны прав и интересов авторов различных творческих произведений, здесь были объединены нормы о праве на литературные, музыкальные и художественные произведения. Содержание исключительного права в соответствии с нормами названного Закона составляли право на воспроизведение, опубликование и распространение произведение, что соответствовало потребностям того времени.
Адекватно развитию и состоянию законодательства развивалась и наука права интеллектуальной собственности. Причем разные ученые пользовались различными обозначениями предмета своего исследования. Одни говорили об авторском праве, другие, следуя за терминологией закона, о праве литературной собственности. Так, известный профессор Казанского Университета Д. И. Мейер придерживался проприетарного подхода. В своей книге «Русское гражданское право» ученый относит авторское право в категорию права собственности. При этом он признает, что с авторским правом тесно связано права авторства, которое неотчуждаемо и не преемственно, что является признаком личных неимущественных прав.
Среди российских ученых, исследовавших юридическую природу отношений в области охраны и использования результатов творческой деятельности, наиболее выдающимся, получившим международное признание является, безусловно, профессор Казанского Императорского университета Габриель Феликсович Шершеневич.
Среди оставленных Г.Ф. Шершеневичем 160 монографий, учебников, статей, рецензий и других работ важное место занимает монография «Авторское право на литературные произведения», изданная в 1891 году в Казани и напечатанная в типографии Казанского университета[2].
Восемь глав монографии занимают триста с лишним страниц, на которых излагаются не только мысли самого Г.Ф. Шершеневича, но и помещен богатый научный аппарат. В первой главе дается экономическое обоснование авторского права. Автор начинает свое исследование с выяснения признаков духовного труда, противопоставляя его труду производственному. Мотивы духовного труда он видит в стремлении получить удовлетворение в самом акте творчества, приобрести известность и славу среди своих современников, а также благотворно воздействовать на душевное состояние и общественное положение людей. Эти мотивы творческого труда исключают предположение о возмездной цели. «Интеллектуальный труженик побуждается к своей
работе внутренними стимулами, вытекающими из его духовных потребностей, но не материал
ьными соображениями» (ст.3).
Но далее рассуждения Г.Ф. Шершеневича меняются. Он замечает, что названное выше состояние предполагает существование иного экономического порядка, чем тот, который господствует в настоящ
ее время. То есть ученый, писатель, художник может быть свободным от материальных интересов, если он достаточно обеспечен материально. Но лица, не имеющие прочного материального обеспечения и посветившие свою жизнь творческому труду, не могут не иметь экономического интереса. В обеспечении этого интереса и состоит цель установления авторского права. «Таким образом, цель установления авторского права мы видим в необходимости материального обеспечения автора, в устранении для него необходимости изыскания источников существования» (ст.8). Причем цель эта должна быть распространена на всю жизнь автора.
Вторая глава монографии посвящена определению юридической природы авторского права. Рассмотрев и оценив теорию, признающую авторское право за право собственности, теорию, основывающую авторское право на договоре между автором и публикой, теорию, отвергающую субъективное авторское право, Г.Ф.Шершеневич обосновал теорию, признающую самостоятельность авторского права и его имущественный характер. Что касается защиты личных прав и интересов автора, то здесь авторское право бессильно. Защита такого интереса, по мнению Г.Ф.Шершеневича, достигается не юридическим путем, а посредством литературной критики (ст.69). Главы IV и V посвящены субъектам и объектам авторского права. В главе о субъектах речь идет о первоначальном и производном авторском праве, о соавторах, сотрудниках, об иностранцах, об издателе и редакторе, о юридических лицах и др. В главе об объектах авторского права согласно названию монографии дается характеристика лишь литературных произведений и их разновидностей. Указаны права переводчиков, права авторов публичных лекций, речей, а также
права на статьи в периодической печати. Особое внимание автор уделяет приобретению и прекращению авторского права, вопросам отчуждения его, наследования, переходу авторского права вследствие взыскания, обращенного на имущество автора и др.
Рассматривая вопросы, связанные с нарушением авторского права, Г.Ф. Шершеневич большое внимание уделяет уголовной ответственности за плагиат и преступную контрафакцию. При этом сущность контрафакции он видит не воспроизведении произведений, а в их распространении. Что касается авторских договоров, то в монографии рассматривается лишь один из них – издательский договор.
Высказанные в монографии Г.Ф. Шершеневича мысли нашли отражение в проекте Гражданского уложения России, которому не суждено было стать законным. В том же 1891 году Г.Ф.Шершеневич публикует в Ученых записках Казанского университета статью, посвященную истории авторского права на Западе, а в Журнале гражданского и уголовного права за 1891 год книга 5 публикуется статья «Юридическая природа авторского права», в которой обосновывается неприемлемость взгляда на авторское право как на право собственности.
Оставаясь профессором Казанского университета, Г.Ф. Шершеневич в 1901 году издает Учебник русского гражданского права, в котором авторские права и промышленные права объединены общим названием «исключительное право»[3]. Это термин и понятие, введенные Г.Ф.Шершеневичем, теперь стали одними из основополагающих в праве интеллектуальной собственности. Под исключительном правом он понимает юридическую возможность «определенных лиц совершать известного рода действия с устранением всех прочих от подражания». Пассивными субъектами исключительных прав являются все граждане. Права эти являются абсолютными.
Хотя российское законодательство рассматривает исключительные права особым видом собственности, взгляд этот, по мнению
автора, не может быть принят в виду различия объектов. Исключительные права он делит на авторское право и промышленные права. В отношении первых законодатель охраняет экономические интересы духовных деталей, в отношении вторых – поддерживает интересы улучшения промышленности и торговли, поддерживает промышленную инициативу.
Заложенные Г.Ф.Шершеневичем традиции в Казанском университете сохранились и нашли дальнейшее развитие в трудах ученых более поздних поколений. Так, еще в 1955 году молодым тогда преподавателем Никитиной М.И. была написана и защищена кандидатская диссертация, посвященная издательскому договору на литературные произведения, в 1969 году опубликовано в издательстве КГУ учебное пособие об авторском праве.
В 1972 году доцентом Никитиной М.И. была опубликована монография «Авторское право на произведения науки, литературы и искусства»[4]. Эта работа посвящена анализу норм об авторском праве, которые впервые в советском государстве были включены в Гражданский кодекс РСФСР 1964 года. В своей работе Никитина М.И., выясняя понятие авторского права, значительное внимание уделяет отграничению его от трудового права. В работе достаточно аргументированно показана необходимость различать авторское право первоначальное и производное и на этом основании отрицается способность юридического лица быть субъектом первоначального авторского права.
В главе об объектах авторского права автор особое внимание обращает на защиту устных произведений, форма объективного выражения которых не позволяет их воспроизведение, и приходит к выводу, что устная форма – это не форма существования произведения, а лишь форма его опубликования. Специальная глава посвящена анализу личных неимущественных и имущественных правомочий автора, которые образуют содержание субъективного авторского права.
Особое внимание в работе уделено солидарности интересов автора и общества, в связи с чем, подчеркнуто, что в авторском праве более чем в других правовых институтах выражается солидарность интересов автора с интересами государства и общества в целом.
Вряд ли о такой солидарности можно говорить применительно к некоторым современным авторам. В монографии Никитиной М.И. содержатся ответы и на многие другие вопросы, в том числе на вопрос о сроке авторского права, о реализации субъективного авторского права, т.е. об авторских договорах, о защите авторского права и др.
На юридическом факультете не осталось без внимания и изобретательское право. В 70-х годах студенты гражданско-правовой специализации слушали спецкурс «Изобретательское право».
Большой интерес к авторскому и изобретательскому праву был вызван применением реформой гражданского законодательства России об охране интеллектуальной собственности в 1992-93 г.г. В конце 90-х годов на факультете целая группа студентов, а затем аспирантов избрали областью своих научных интересов авторское право: Арсланов К.М., Абдуллин А.И., Барышев С.А., Огородов и др. Окончательный интерес к праву интеллектуальной собственности многих воплотился в диссертационных работах. Это в первую очередь Абдуллин А.И., который защитил сначала кандидатскую, а затем докторскую диссертацию, став вторым, после Г.ФШершеневича, доктором наук в области права интеллектуальной собственности в Казанском университете.
Абдуллин А.И. в своих научных исследованиях вышел за пределы Российской Федерации и основал новое актуальное направление научных исследований – международно-правовая регламентация охраны интеллектуальной собственности и проблемы имплементации международных норм в российское законодательство. Тема его диссертационного исследования: «Право интеллектуальной собственности в Европейском Союзе: генезис, унификация, перспективы развития" (2006г.)
Направление сравнительного правоведения было поддержано и другими исследователями Казанского университета. Арсланов К.М. опубликовал ряд работ, посвященных охране результатов интеллектуальной деятельности в Германии. Барышевым С.А. была защищена кандидатская диссертация на тему: «Авторские договоры в гражданском праве России, Франции и Бельгии».
В области авторского права в 2008 году успешно защитил кандидатскую диссертацию Макаров Т.Г. на тему «Обеспечение прав авторов литературных произведений». В этом же году он стал обладателем Гран-при в городском конкурсе на лучшую работу по праву интеллектуальной собственности. Сейчас он известен своими публикациями не только в области авторского, но образовательного права. Не остаются без внимания исследователей Казанской школы и актуальные вопросы права интеллектуальной собственности в современном аспекте. В 2011 году Ситдиковым Р.Б. была защищена кандидатская диссертация, посвященная правовой охране такого нового объекта интеллектуальной собственности как ноу-хау.
Большой вклад в развитие науки права интеллектуальной собственности внес доктор юридических наук, профессор Челышев Михаил Юрьевич. Развивая теорию внутриотраслевых межотраслевых связей в праве, он глубоко исследовал и гражданско-правовой механизм межотраслевого и внутриотраслевого взаимодействия права интеллектуальной собственности с другими правовыми образованиями, выделил элементы и средства[5]. Этим проблемам посвящены ряд его публикаций: «Взаимодействие гражданского права с публично-правовыми
отраслями: (на примере права интеллектуальной собственности)», «Объединение вместо кодификации» (в соавторстве с Ситдиковой Р.И.), «Новое законодательство об интеллектуальной собственности: обзор работы Всероссийского научно-практического семинара», «Межотраслевое правовое регулирование инновационной деятельности», «О смешанных договорах в части четвертой Гражданского кодекса России» (в соавторстве с Огородовым Д.В.), «Часть четвертая Гражданского кодекса РФ: первые впечатления, вопросы межотраслевых связей гражданского права», «О правах публично-правовых образований на результаты интеллектуальной деятельности» и др[6].
Увлеченно занимаясь научной деятельностью, Михаил Юрьевич щедро делился своими знаниями и научными идеями, он воспитал целую плеяду молодых ученых, под его руководством защитили диссертации около тридцати аспирантов и соискателей, в том числе и в области права интеллектуальной собственности. Так, ныне доцент кафедры предпринимательского и энергетического права Хасанов Р.А. в 2010 году под руководством Челышева М.Ю. защитил кандидатскую диссертацию на тему "Гражданско-правовой статус обладателей исключительных прав на товарные знаки" и сейчас развивает направление, которое после Г.Ф Шершеневича в Казанском университете не развивалось: правовое регулирование использования в гражданском и коммерческом обороте средств индивидуализации и индивидуализирующих обозначений.
Закономерным итогом наставнической деятельности Челышева М.Ю. стала защита докторской диссертации Ситдиковой Р.И. на тему: «Гражданско-правовой механизм охраны частных, общественных и публичных интересов в авторском праве», где он выступил научным консультантом. Ситдиковой Р.И
была выработана научная концепция гражданско-правового механизма охраны частных, общественных и публичных интересов авторским правом в современных информационно-технологических условиях. В долгих научных дискуссиях, многочисленных обсуждениях с Михаилом Юрьевичем, настоящим Учителем, при его самой теплой дружеской поддержке состоялась эта работа. К огромному сожалению, он не увидел ее кульминации, недожив до публичной защиты два месяца. Но это научное направление в настоящее время является одним из актуальнейших в праве интеллектуальной собственности. Д.ю.н. профессор кафедры предпринимательского и энергетического права Ситдикова Р.И. продолжает его развивать в своих публикациях, выступлениях, научных работах и работах аспирантов, соискателей, магистрантов и студентов кафедры гражданского и предпринимательского права, исследуя гражданско-правовой механизм и другие аспекты достижения справедливого баланса интересов участников в правоотношениях, возникающих в процессе использования различных объектов интеллектуальной собственности[7]. Ситдикова Р.И. также возглавляет Татарстанский филиал кафедры ЮНЕСКО по интеллектуальной собственности, который был образован при Казанском университете. Основная задача филиала – пропаганда знаний и способов профилактики и борьбы с нарушением прав авторов творческих произведений.
Современное развитие общества ставит новые задачи. Руководством страны взят курс на ее инновационное развитие, Казанский университет стал крупнейшим научно-образовательным центром не только в Татарстане, но и в России. В таких условиях вопросы правовой охраны результатов интеллектуальной деятельности приобретают особую актуальность. Отвечая на вызовы времени, на юридическом факультете ведется большая работа по развитию соответствующего образовательного направления в подготовке специалистов. Разрабатываются и внедряются в учебный процесс новые учебные курсы, планируется открытие магистратуры по интеллектуальной собственности. В 2014 году на юридическом факультете открылся научно-образовательный Центр защиты интеллектуальных прав, руководство которым осуществляет д.ю.н. профессор Ситдикова Р.И. На базе центра осуществляется формирование образовательных программ и исследовательских групп для проведения учебной деятельности, научных изысканий, в том числе междисциплинарного характера, связанных правовым регулированием и мерами защиты интеллектуальной собственности в области приоритетных направлений развития науки в Казанском федеральном университете.
Создание Центра предполагает сочетание организации учебного процесса с научными исследованиями в сфере интеллектуальной собственности в различных формах. Это представляет собой усиление роли образовательной и научно-исследовательской составляющих защиты интеллектуальных прав в рамках повышения конкурентоспособности Казанского федерального университета через подготовку квалифицированных и конкурентоспособных специалистов – юристов и их переподготовку и оказание юридических услуг данного профиля.
Таким образом, с полным основанием можно
утверждать, что в Казанском
университете сложилас
ь научная школа права интеллектуальной собственности, основанная на глубоких и последовательных исторических традициях и отвечающая потребностям современности. Это создает широкие возможности не только для дальнейшего развития науки права интеллектуальной собственности, но и для подготовки квалифицированных специалистов в данной сфере и способствует укреплению лидирующих позиций юридического факультета и всего Казанского (Приволжского) федерального университета среди высших учебных заведений Республики Татарстан, Приволжского федерального округа и Российской Федерации в целом.
[1] Беляцкий С.А. Новое авторское право в его основных принципах. – СПб. Издание юридического книжного склада «Право». – 1912. – с. 5.
[2] Шершеневич Г.Ф. Авторское право на литературные произведения / Г.Ф. Шершеневич. – Казань: Типография Императорского университета, 1891.
[3] 407. Шершеневич Г.Ф.. Учебник русского гражданского права (по изданию 1907 г.) / Г.Ф. Шершеневич; вступ. ст. Е.А. Суханова. – М.: СПАРК, 1995. – 556 с.
[4] Никитина М.И. Авторское право на произведения науки, литературы и искусства / М.И. Никитина. – Казань: Изд-во Казан-го ун-та, 1972. – 135 с.
[5] 394. Челышев М.Ю. Основы учения о межотраслевых связях гражданского права / М.Ю. Челышев. – Казань: Казан. ун-т, 2008. – 206 с.
[6] http://kpfu.ru/publication
[7] Ситдикова Р.И. Обеспечение частных, общественных и публичных интересов авторским правом: монография/ Р.И.Ситдикова; научн. ред. Челышев М.Ю. – М.: Статут, 2013. – 159 с.