Школьный музей – неоднозначный участник образовательного процесса. Если он создан для «галочки», польза от него минимальна, дети и учителя относятся к нему формально, и двери его открываются лишь для гостей, которые все это чувствуют. Но, к счастью, бывает и по-другому. И тогда он превращается в особое воспитательное пространство, помогающее ученикам в познании жизни.
История геологического музея гимназии № 15 города Казани началась с того, что профессор Вячеслав Георгиевич Халымбаджа, замечательный представитель казанской школы геологов, стал читать гимназистам факультативный курс геологии, знакомя ребят с уникальным миром этой науки. Во время занятий выяснилось, что для полноценного учебного процесса необходим обучающий материал. Так возникла идея создания столь специфического музея, носящего теперь имя профессора. Основой первой постоянной экспозиции послужили личные образцы ученого, зачастую уникальные экспонаты.
Итак, образовалась небольшая начальная коллекция. В дальнейшем к ее пополнению подключились и другие сотрудники геологического факультета Казанского государственного университета, в частности, завкафедрой полезных ископаемых Владимир Изотов. Именно коллеги Вячеслава Георгиевича существенно расширили собрание музея и создали целостную и законченную тематическую экспозицию, включающую в себя главные типы пород и минералов, важнейшие полезные ископаемые и палеонтологические образцы.
Сегодня музейный фонд насчитывает более 400 экспонатов и постоянно пополняется новыми. Планируется открытие еще одного выставочного зала.
Сейчас основной источник расширения фонда – это образцы и коллекции, которые привозят выпускники, выбравшие карьеру геолога. Они трудятся в разных регионах России, и поэтому география экспозиции весьма внушительная. Это и Урал, и Сибирь, и Дальний Восток, и даже Сахалин.
Значение школьного геологического музея в жизни учащихся трудно переоценить, так как он обладает уникальной коллекцией горных пород и минералов. Важнейшее его преимущество состоит в том, что наряду с выставочными экспонатами в нем присутствуют и учебные образцы, с которыми может работать любой ученик, то есть буквально прикоснуться к горным породам и минералам самых разных регионов России.
Это делает посещение музея не только более увлекательным, но и пробуждает в ребятах любознательность, интерес к новой и необычной для них науке. Здесь стараются уйти от музейных запретов, а желание «что-нибудь потрогать» только поощряется.