Магистрант 1 курса ИТИС Ксения Васильева стала призёром в секции "Системное моделирование, комплексы программ и веб-разработка" с докладом «Апробирование экспериментальных методик для социализации детей с РАС дошкольного возраста с использованием иммерсивных виртуальных сред» на 51-ой Международной молодёжной научной конференции «Гагаринские чтения» в Московском авиационном институте.
В «Гагаринских чтениях» приняли участие студенты, аспиранты и молодые учёные из 80 организаций, в том числе 40 университетов России и мира. Всего было заслушано более 900 докладов. Магистрант ИТИС Ксения Васильева была единственным представителем Казанского федерального университета. Своё исследование, которое вошло в итоговую дипломную работу бакалавриата (научный руководитель – заведующая кафедрой индустрии разработки видеоигр Влада Кугуракова) Ксения посвятила использованию виртуальной реальности для реабилитации детей с аутизмом.
«Расстройства аутистического спектра (РАС) сопровождаются нарушениями в коммуникации, стереотипным поведением и сниженной способностью к обучению и концентрации. Традиционные методы реабилитации часто оказываются неэффективными, поскольку детям с аутизмом трудно поддерживать интерес к одним и тем же повторяющимся упражнениям» - объясняет студентка ИТИС Ксения Васильева.
В этом случае приходит на помощь виртуальная реальность. Интерактивное взаимодействие помогает вовлечь детей в процесс. Исследования доказывают, что VR-технологии способны увеличивать нейронные связи и повышать эффективность терапии, что делает их актуальными для применения в работе с детьми с аутизмом. Магистрант ИТИС решила использовать мировой опыт и VR технологии, чтобы создать приложение для социализации детей дошкольного возраста с аутизмом с автоматической генерацией отчета о прохождении терапии.
«Чтобы разработать комплекс, состоящий из VR-приложения и десктопного приложения я провела анализ существующих решений, подготовила обучающие сценарии на основе традиционных методов терапии с цепочкой необходимых для выполнения действий и провела тестирование для вычисления референсных значений в контрольной группе детей в возрасте от 4 до 6 лет без признаков РАС.» - объясняет Ксения Васильева.
Как выяснилось, основные недостатки существующих методов – это отсутствие автоматической генерации отчета об освоении навыков и степени тяжести аутизма и как следствие невозможность отследить прогресс в терапии, а также статичный виртуальный мир, внутри которого нельзя изменить поведение виртуального помощника. В итоге в среде разработки Unity 3D Ксения Васильева создала виртуального помощника с системой навигации, который обучает ребенка базовым социальным действиям. Взаимодействовать с ним можно с помощью жестов, без необходимости использования контроллеров. Алгоритмы основаны на определении жестов рук камерами и датчиками VR шлема. Приложение автоматически генерирует отчёт на основе шкалы оценки аутизма CARS. Система отслеживает ключевые параметры — например, скорость реакции, количество попыток — и рассчитывает прогресс после каждого сеанса. Итоговая сумма баллов позволяет оценить динамику развития. В дальнейшем планируется опробовать VR-приложение на детях с РАС.