В преддверии 9 мая студент 1 курса ИТИС Сикачёв Артём подготовил доклад об отечественной криптографии и её вкладе в Победу в Великой Отечественной войне.
Появление и развитие отечественной криптографии.
История российской криптографии началась 8 (18) августа 1633 года, после указа о безусловной необходимости использования шифрования в переписке с представителями государства за границей.
Отечественная криптографическая служба всегда отличалась высокой эффективностью и значимостью. Так, в Первой мировой войне в России была очень хорошо налажена работа радиоразведки и дешифрования на Балтике. Благодаря этому удалось перехватывать и читать переписку германского флота. Это было очень большим успехом. Уже к концу 1915 года потери германского флота на Балтике более чем в три раза превзошли потери российского флота – и все это исключительно благодаря информации, которую давала отечественная радиоразведка.
К сожалению, за годы Гражданской войны столь развитое направление утратило такое положение. Помимо этого, после Первой Мировой Войны мир значительно изменился, появились новые технологии и «вызовы», с которыми новому государству предстояло столкнуться. Для этого криптографическая деятельность в РСФСР требовала значительных изменений.
Правительством был учрежден Спецотдел, советские руководители продемонстрировали свою решимость создать единый центр, отвечающий за организацию защиты секретной информации в стране. Сотрудники Спецотдела занимались перехватом шифровок иностранных государств, осуществляли радиоконтроль, выявляли нелегальные и шпионские радиоустановки, разрабатывали шифры и коды для всех заинтересованных учреждений страны, отвечали за организацию защиты секретной информации в стране.
Спецотдел окончательно сформировался в 1927 году. Когда произошёл резонансный случай. После бегства за границу Бориса Бажанова, секретаря генсека ЦК ВКП(б) Иосифа Сталина, в 1926 году английское правительство приняло решение продемонстрировать свои возможности и опубликовало часть дешифрованной советской переписки. Тогда в СССР оперативно изменили систему пользования шифрами в государственном масштабе. Политбюро утвердило постановление "О пользовании секретными материалами". Специальному отделу ОГПУ поручался общий контроль за проведением в жизнь решений Политбюро по защите информации. После мая 1927 года английские криптоаналитики потеряли возможность читать шифрованную дипломатическую переписку СССР.
Криптографический фронт войны
Очень трудно переоценить вклад всей проделанной работы криптографов в обеспечение защиты информации в годы Великой Отечественной войны. Тайный криптографический фронт был не менее важен, чем горячие фронты, поскольку общий военный успех был невозможен без победы на этом фронте.
Ещё накануне гитлеровского вторжения советские дешифровальщики предупредили руководство страны о нападении Германии.
В самом начале Великой Отечественной войны, перед Московской битвой, советские специалисты сумели наладить дешифрование японских правительственных телеграмм. Это позволило руководству СССР принять решение о переброске под Москву крупных воинских сил в октябре-ноябре 1941 года.
Так же дешифровальным отделениям удалось обнаружить выход итальянских и румынских частей на замену немецких войск северо-западнее и южнее Сталинграда, где и началось 19 ноября 1942 года победное контрнаступление Красной Армии, решившее исход битвы за Сталинград.
В ходе войны наши криптографы предоставили политическому и военному руководству СССР большое количество важнейшей секретной информации противника. Эта информация, добытая героями невидимого криптографического фронта, позволила сохранить жизни тысяч и тысяч наших солдат и офицеров, сыграла значительную роль в победе над врагом.
Вот как оценивают работу наших шифровальщиков прославленные полководцы Великой Отечественной войны.
Г.К. Жуков: «Хорошая работа шифровальщиков помогла выиграть не одно сражение».
А.М. Василевский: «Ни одно донесение о готовящихся военно-стратегических операциях нашей армии не стало достоянием фашистских разведок».
Высоко оценил работу советской шифровальной службы и противник. Вот выдержка из допроса начальника штаба при Ставке верховного главнокомандования немецких вооружённых сил генерал-полковника А. Йодля от 17 июня 1945 года: «... нам никогда не удавалось перехватить и расшифровать радиограммы вашей Ставки, штабов фронтов и армий».
Впрочем, в начале войны сам Гитлер обещал, что тот, кто возьмёт в плен русского шифровальщика либо захватит русскую шифровальную машину, будет награждён Железным крестом, отпуском на родину и будет обеспечен работой в Берлине, а после победы – поместьем в Крыму. Однако, с 1942 года сообщения русской шифровальной техники немцы перестали перехватывать.
Так же стоит привести современную оценку. Бывший Генеральный директор ФАПСИ генерал армии А.В. Старовойтовым: "Нам была доступна информация, циркулирующая в структурах Вермахта. Я полагаю, нашим маршалам была оказана существенная помощь в достижении перелома в ходе войны и, наконец, окончательной победы. Наши полевые центры дешифрования работали весьма успешно. Войну в эфире мы выиграли".
По мнению западных историков, если бы не работа службы криптографии и шифрования, Вторая мировая война длилась бы на два года дольше.
Подводя итог, можно сказать, что благодаря четкой работе криптографов, и их высокой степени организации в годы Великой Отечественной Войны наша страна строго хранила свои военные и государственные секреты, а также могла вовремя узнавать планы фашистов, что позволило одержать Великую Победу и значительно сократить наши людские потери в этой войне. Ведь секретность даже самой необходимой армейской операции зависела от соблюдения режима скрытности и внезапности его проведения. А главную роль в этом играет именно служба шифрования.
Шифровальные машины
М-100 «Спектр»
В 1937 году в Ленинграде на заводе «209» был образован комбинат техники особой секретности. Его основной задачей стало создание шифровальной техники для скрытого управления войсками: в 1939 году была создана шифровальная машина, которая получила название М-100.
В январе 1938 г. шифровальная аппаратура В-4 прошла Госиспытания, и в мае 1938 г. была принята на вооружение. В конце года начались ее поставки в войска. Время на обработку информации сократилось 5-6 раз. Скорость обработки составляла 300 знаком в минуту.
Использование термина «аппаратура» вместо «машина» было полностью обоснованным. «В-4» состояла из 8 оригинальных узлов и немецкой электромеханической пишущей машинки «Мерседес», общим весом 141 кг. Шифровальная машинаВ-4 считается первой советской шифровальной машиной.
К-37 «Кристалл»
В 1939 году была запущена в серийное производство шифровальная машина К-37 «Кристалл», которая упаковывалась в ящик весом всего 19 килограммов. К началу войны на вооружение шифровальных органов СССР было принято свыше 150 комплектов шифровальных устройств К-37. Машина позволила в 5-6 раз по сравнению с ручным способом повысить скорость обработки телеграмм.
В сентябре 1941 года К-37 была захвачена немцами. После ее изучения немецкие криптографы пришли к выводу, что машина «примитивна» и безопасной ее можно считать лишь условно. Это не было секретом и для советских криптографов.
На советско-германском фронте она не использовалась. Во время допросов немецких криптоаналитиков американцами, те утверждали, что трафик этой машины никогда не перехватывался.
Эту машину вряд ли можно назвать удачной. В 1946 г она была взломана американцами, а в 1947 г. снята со снабжения. Тем не менее эта машина положила начало семейству машин второго поколения, состоявшего из 18 моделей.
М-101 «Изумруд»
Дальнейшим развитием серии В-4 стала машина М-101 «Изумруд». Машина разрабатывалась конструкторами Шарыгиным и Козловым под общим руководством И. П. Волоска.
Машина состояла из двух узлов и весила 64,5 кг, а ее объем был уменьшен в 6 раз. Производство этой машины было освоено в Свердловске, на заводе № 707.
В 1942 г. «Изумруд» был введен в эксплуатацию. В 1943 в войска было отправлено свыше 90 комплектов шифровальной машины М-101.В июле 1941 г. производство ТОС было эвакуировано из Ленинграда в Свердловск. Двумя эшелонами было вывезено более 150 единиц наиболее ценного оборудования и 300 сотрудники комбината. Ввиду негативного отношения партийного руководства Ленинграда к эвакуации предприятий, завод № 209 вывезти не успели.
За создание и внедрение шифровальной машины М-101 «Изумруд» И. П. Волоску, П. А. Судакову, В. Н. Рытову была присуждена Сталинская премия 3 степени.