Директор ИТИС поучаствовал в научно-популярной рубрике «Теория всего» на БИМ радио. Поговорили о нейросетях, конечно же. Как нам теперь жить с этой технологией и к чему быть готовыми.
Вот некоторые тезисы из радиоэфира от Михаила Абрамского:
«Любая технология должна нам помогать. И помогает она нам всем массово. Также как телефоны казались раньше нужными только определённым категориям людей (медики, военные), а в итоге оказались нужны всем. Современные технологии ИИ настолько меняют нашу жизнь, как в свое время Интернет, мобильные приложения. Если вы не пробовали, то попробуйте, обязательно. Есть и бесплатные такие инструменты для того, чтобы понять, что это такое и где применять.»
«Массовое распространение ИИ было сопряжено с тем, что упростился интерфейс доступа. Т.е. по факту – это чат. Можно зайти как в мессенджер и переписываться с нейросетью. Можно открыть веб-сайт и вести там диалог.»
«Нейросеть может написать сочинение на «5». Но «5» поставит преподаватель, который не поймет, что это нейросеть.»
«Использовать нейросеть в обучении нужно. Но некоторые студенты в какой-то момент начинают очень сильно полагаться на первичную генерацию какого-то решения. Они могут сказать «ну ка, примерно, как это решается?» Потом они в этом всем разбираются, как в теории, но они не смогут чуть позже такую же вещь сгенерировать. Вот эту креативную компетенцию и критическое мышление нейросеть может забрать. Поэтому во многих школах в мире запрещают нейросеть, но не потому, что они списывают, а потому, что они перестают пытаться понять, додуматься, оценить что-то, скреативить. В этом есть риск.»
«Нейросеть прекрасно занимается брейн штормом. Вместо того, чтобы собирать много людей и штурмить в поисках 20 лучших тех для радиоэфира, к примеру, мы можем попросить об этом нейросеть: «Придумай мне 20 тем для эфира, опираясь на российские новости»»
«С одной стороны появляются новые профессии, с другой стороны старые трансформируется. Профессии не исчезают, но там, где раньше нужно было несколько человек, сейчас справляется один человек с нейросетью справляется быстрее. К примеру, первые линии тех. поддержки, если раньше нужны были только люди, которые отвечают на телефон, то сейчас многое на себя забирают чат-боты с ИИ, а потом уже подключается человек, но не во всех этих массовых случаях. Конкуренция усиливается, на начинающие позиции.»
«То, что мы можем приписать чисто человеческому мозгу, да, там нам нейросети очень активно могут помогать и вытеснять. Но есть еще физическая сфера. Вот стройка насколько хорошо изучена, и она разложима на много разных операций, но вот там именно мы еще очень долго не придем к тому, что у нас строительство будет вестись только роботами, потому что есть очень много решений, которые принимает даже простой рабочий в момент происходящего.»
«Есть компьютерная грамотность, а есть айтишник. Компьютерная грамотность у нас сейчас требуется в принципе от любого человека, который заканчивает даже среднее учебное заведение. И, соответственно, грамотность в том, как работает нейросеть тоже нужна. Зачем она нужна, как она может быть применена. Чтобы человек знал, где он может работу отдать нейросети вместо того, чтобы тратить рабочее время. Это важная компетенция, которую должны освоить все. Поэтому сейчас активно внедряются модули искусственного интеллекта, как раньше внедрялись модули по компьютерной грамотности, даже в школьную программу.»
«Искусственный интеллект никогда не креативит в чистом виде, потому что все современные нейросети, они опираются на большие языковые модели. А большие языковые модели обучались на готовых датасетах. Т.е. очень часто какой-то экспертный ответ может быть дан, опираясь на то, что другой человек сделал и записал. Поэтому с авторскими правами есть сложности. Всё чаще говорят, что то, что сгенерировано искусственным интеллектом, должно иметь какую-то маркировку.»
«Искусственный интеллект уже начинает регулироваться. Уже появляются нормативные акты, которые как-то говорят о том, где можно, где нельзя использовать и какие там есть свои особенности. Действительно, есть угроза или риск, что с помощью таких вот видео может быть сделана какая-то такая схема мошенническая. Но будут инструменты борьбы. Уже есть инструмент анализа видео на предмет генерации. Т.е. есть, есть нейронные сети, которые друг с другом соревнуются. Происходит следующее: две нейронные сети, одна генерирует, вторая пытается ее раскусить. И вот они друг друга развивают.»
«В Татарстане есть проект «Госпромт». Это искусственный интеллект для госслужащих, которые тоже могут использовать информацию для того, чтобы готовить отчеты, собирать какие-то определенные данные и т.д.»
«Нейросеть – это математическая модель, которую каждая компания как-то у себя внутри интегрирует и развивает. То есть нейросеть – это обычная математика.»
«Во время обучения в школе и университете необходимо иногда себя ограничивать от искусственного интеллекта, устраивать себе «чат GPT детокс.»»


