6 ноября состоялось торжественное открытие I Медиафорума исследователей и практиков «ЖУРНАЛИСТИКА БУДУЩЕГО: Диалог в метавселенной», который пройдет в Высшей школе журналистики и медиакоммуникаций ИСФНиМК КФУ.
Медиафорум посвящен 220-летию Казанского федерального университета. Поздравить один из старейших вузов страны и поговорить о перспективах медийного образования собрались ведущие ученые и практики – специалисты в сфере журналистики, документалистики, медиасоциологии, медиапсихологии, коммуникативистики. Заявки поступили от 130 участников из пяти стран: России, Казахстана, Китая, Узбекистана и Эстонии. Это первый такой масштабный форум в стенах ВШЖиМК.
Открыл форум директор ИСФНиМК Михаил Щелкунов:
«Главная цель форума — обмен идеями, опытом, результатами деятельности, выработка стратегий развития медийного образования и укрепление связей профессионального сообщества»
В рамках этого дня для участников форума организованы круглые столы, научные секции и мероприятия.
И первым показательным мероприятием стала «Журналистская планерка». Мероприятие проведено в онлайн-формате и собрало практиков медиа из разных стран и городов. Участники открыли дискуссию, которая будет звучать в течении всего последующего дня. Что представляет собой направление журналистика в современном понимании? Как обучать журналистов сегодня? И Благодаря чему современные медиа смогут и в будущем говорить на языке поколений?
Коллеги делились своим опытом обучения студентов, практико-ориентированными стратегиями и подходами к обучению и довузовской подготовкой будущих абитуриентов. Были представлены различные проекты успешных студенческих медиацентров и лабораторий, шла речь о необходимости межвузовского сотрудничества и привлечения студентов к участию в форумах и фестивалях.
Практики и медиаисследователи из Москвы, Ростова-на-Дону, Челябинска, Ставрополя, Северного Кавказа, Мордовии и другие делились своими лучшими наработками с целью создания для студентов наиболее эффективного поля для практики и специализации будущих журналистов и медийщиков.
«Медиаобразование: состояние и перспективы развития».
Открытая тема нашла свое продолжение в следующей дискуссии Выступали с докладами доктора наук, профессоры и доценты 7-ми разных городов.
«Журналистика была всегда свободной профессией», - отмечает Шомова Светлана Андреевна, доктор политических наук, профессор факультета креативных индустрий НИУ ВШЭ. В рамках доклада Светлана Андреевна обозначила роль нейросетей в современном обществе, образовании и творчестве, подчеркнув, что их использование в образовании не обязательно запрещать, но важно верно выстроить этические правила.
Разговоры о нейросетях - действительно актуальная тема, которая привлекает внимание как практиков, так преподавателей и студентов. Выступала с этой темой не только Светлана Андреевна, но и Макарова Людмила Сергеевна, кандидат филологических наук Института филологии и журналистики ННГУ им. Н.И. Лобачевского. Людмила Сергеевна приводила в пример опыт формирования профессиональных компетенций будущих журналистов в области искусственного интеллекта.
Трансформация современного медиаполя становится всё более непредсказуемой, в связи с чем становится актуальным и вопрос о психологическом состоянии сегодняшних студентов. Как адаптироваться сегодня медийщикам к изменчивым условиям и быть уверенным в собственном будущем? Галина Сергеевна Зуева, доцент кафедры Журналистика, кандидат филологических наук Пензенского государственного университета считает, что начинающим журналистам часто тяжело разобраться в своих эмоциях, поскольку этот период сопровождается высокой тревожностью. А справиться с непростым состоянием хорошо помогают игры, которые подходят для нормализации состояния, разделения объективных и необъективных причин беспокойства. Галина Сергеевна презентовала трансформационную психологическую игру «Тайны редакции».
«Игра без цензуры и критики. Она нацелена на то, чтобы проработать переживания молодых журналистов. Работа заключается в развитии гибких навыков. Эта игра - это психотехнология, созданная на основе принципов настольных развлекательных игр. В ней журналист совершает экскурсию в редакцию, в результате которого журналист находит смысловой ключ и цель, которая когда-то была им утрачена», - рассказывает спикер.
Еще одной проблемой в медиаобразовании становится обучение цифровой безопасности, которому необходимо уделять должное внимание. Об этом говорила Зубко Дарья Валерьевна, кандидат филологических наук, доцент, зав. кафедрой журналистики и социальных коммуникаций Института филологии и социальных коммуникаций Херсонского государственного педагогического университета. Сегодня существует множество опасностей в медиаполе, в том числе и опасности информационно-мировоззренческого воздействия, которые вполне себе могут быть ложными, а отличить их от настоящего мы не сможем.
Тулупов Владимир Васильевич, доктор филологических наук, профессор, декан факультета журналистики Воронежского государственного университета : «Журналистика должна иметь медиаобразовательную направленность. Наша сегодня цель - повысить уровень медиаграмотности». Речь идет не только о студентах, но и преподавателях, которым важно также быть мобильным, адаптированным к новым технологиям, а Олег Игоревич Трифонов, доцент кафедры журналистики и медиакоммуникаций СЗИУ РАНХиГС, напоминает о том, что «каждый преподаватель имеет уникальную возможность популяризировать свои идеи и мысли через собственные Telegram-каналы, которых у многих преподавателей медиа попросту нет”. Также, по его мнению, вместо того, чтобы подстраиваться под требования молодежи, Олег Игоревич предлагает преподавателям ориентировать студентов на “понимание истинных принципов профессии». Как отмечают коллеги, медиаобразование начинается с педагога — именно он задает вектор и формирует интерес к профессии журналиста.
Так, результатами обсуждения можно обозначить следующие факты: сегодня важно профессиональное формирование навыков практической деятельности, критического мышления и искусства написания текста, а для вузов не менее важным становится сотрудничество со школами. В школах сегодня функционируют свои пресс-центры, внутри которых также важно проводить мероприятия на тему «фактчекинга» и адаптации к цифровому информационному полю.
А параллельно с этим, проходили молодежные секции с докладами студентов и дискуссии о региональной журналистике и ее истоках.
Секция «Современная региональная и национальная журналистика: культурные коды и цивилизационные вызовы, форматы и проблематика»
На ней присутствовали практики ведущих печатных СМИ. Открывает дискуссию поэт, журналист, сценарист, автор документальных телефильмов, кандидат филологических наук, Член Союза журналистов России Айрат Шамилевич Бик-Булатов: « КФУ — колыбель провинциальной прессы. Именно здесь зародилась первая провинциальная газета. И печаталась она, кстати, здесь - на базе высшей школы журналистики». Айрат Шамилевич с исторической точки зрения подошел к теме журналистики сегодня, ее наследии и важности сохранения традиций сегодня, преемственности и сохранения исторической памяти. Очень тяжело найти достоверную информацию о истории журналистики, она мало популяризируется сейчас, а ведь это можно сделать в интересных форматах: лектории, форумы, настольные игры и тд.
А Якупова Венера Абдулловна, главный редактор газеты «Казанские ведомости» поднимает вопрос в чем же разница между чтением бумаги и чтением с экранов? Почему печатные издания имеют преимущества над экранными?
«Чтение на бумаге развивает процесс глубинного мышления человека. Когда мы читаем в интернете - мы становимся потребителями. Рассеивается внимание и концентрация. Мозг человека не настраивается на анализ, поэтому нужна традиционная журналистика »,- утверждает она. Поддержка печатной продукции именно поэтому необходима сегодня. Чтение позитивно влияет на развитие критического и творческого мышления молодежи. Отмечается, что сегодня крайне важно научить студентов писать. Молодежь отлично справляется с цифровыми технологиями, но страдает понимание сути текста.
Однако для того, чтобы привлечь молодежь к текстам необходимо сделать это популярным для них и интересным. Выступала Галимова Рамзия Ризвановна, главный редактор журнала «Идель».
«Какая пресса нужна современной молодежи ? Стоит учесть, что наша аудитория сегодня очень обширная. Как привлечь ее внимание, если вы - печатный продукт? Для начала - это качественный визуал. Он гарантирует лояльность к бренду и привлекает к покупке. Для нас каждый новый выпуск - это новая фотосессия с журналом. Мы стремимся к тому, чтобы чтение журналов было модно»,- рассказывает Рамзия Ризвановна. Сегодня важно учесть, что издатели не воспитывают молодежь, а несет ей пользу. Для молодёжи важно бережное отношение к ней, как к читателю. От прочтения текста должна быть видимая польза и выгода. Молодежь любит сторителлинг. И это важная составляющая любого текста.
Секция «Журналистика будущего – работа с фактом в медиавселенной»
О сторителлинге говорилось и на молодежной секции. Трансмедийный сторителлинг — наиболее эффективный инструмент продвижения кино и сериалов. Он включает в себя определенную историю, технологию трансляции и аудиторию. Такой формат предполагает кросс-платформенность, партисипативность, диалог зрителя с транслятором и другими зрителями, поскольку сегодня это тренд. Отмечаются и остальные характеристики современного медиаполя, выделенные студентами: синергия медиаформатов, литературоцентричность, уход от «монополии» телевидения, диверсификация контента, партнерство.
Студенты говорили также и о проблеме дипфейках в интернете. Дипфейк — видео, созданное с помощью искусственного интеллекта. В последние годы активно используется в медиа сфере. Обычно дипфейки распространяют ложную информацию или пропаганду. Они также могут играть роль в киберзапугивании и мошенничестве. Но есть положительная сторона использования дипфеков, например, их можно применять в монтаже фильмов и сериалов, омолодить или даже возродить актеров. «Запрет невозможен. А зачем, если прогресс не остановить?» - Надежда Мещерякова.
Главное правило: информировать людей в соблюдении кибербезопасности! Примерно 96% дипфейков в интернете — это шантаж и дискредитация как звезд, так и обычных граждан. И остается открытым вопрос: «За 15 минут можно сделать дипфейк среднего качества. А теперь представьте что можно сделать потратив на это чуть больше времени?»
Напрашивается лишь один вывод: не стоит забывать о основных функциях СМИ, которые сложились с самого начала. Современный журналист несет ответственность за свою информацию, ведь ей склонны верить и воспринимать, что несет за собой всякого рода влияния. Говоря об этом, Загидуллина Марина Викторовна, доктор филологических наук, профессор кафедры теории массовых коммуникаций Челябинского государственного университета , в своем выступлении обращает на это внимание коллег. СМИ так или иначе формирует образ, который распространяется неостановимо и с огромной скоростью. Она приводит в пример археологический памятник АРКАИМ: «АРКАИМ сразу попал в сердце, благодаря своему астрологическому образу. АРКАИМ — это место силы. Больше 30 лет туда едут тысячи туристов, потому что они хотят исцелится и исполнить свои желания. А началось все с того, СМИ начали распространять журналы и газеты с гороскопами и окутывать это место астрологическим значением, что привело к огромному потоку людей на это место. Мы живем в мире слухов и это странный эффект».
Сегодня журналист - это человек, который качественно управляет информационным полем, имеет навыки и ресурсы отличать ложное от истины. На его плечах лежит будущее. Журналистика формирует наше отношение к окружающему. Она быстрее всех реагирует на любые изменения в обществе. Качественно информировать людей нужно учиться, а для этого сегодня огромное множество ресурсов и возможностей. Журналист будущего - не обычный человек, а многофункциональная личность, в руках которого новейшие технологии и инструменты влияния на общество и только ему решать как научиться пользоваться ими во благо. Это был первый день медиафорума, насыщенный дискуссиями, докладами и выступлениями.
«Проекты медиа – проекты для будущего»
Одной из наиболее ярких секций этого дня оказалась сессия-презентация творческих работ мастерских ВШЖиМК «Проекты медиа – проекты для будущего», где гостям и участникам медиафорума представили лучшее работы студентов ВШЖиМК. В частности это были и видеоработы, и текстовое творчество студентов, и даже успешные студенческие подкасты. Особенный интерес вызывали видеоработы, в числе которых и аналитические репортажи,и документальные фильмы, выполненные на высоком профессиональном уровне.
Показательно, что именно на этой секции активно развилась дискуссия, гости задавали много вопросов и с любопытством смотрели работы студентов, что говорит о том, что сегодня проекты студентов ВШЖиМК - это действительно “проекты для будущего”, участвовать в котором они полностью готовы. А впереди еще два не менее интересных дня.
В КФУ СТАРТОВАЛ МЕДИАФОРУМ «ЖУРНАЛИСТИКА БУДУЩЕГО ДИАЛОГ В МЕТАВСЕЛЕННОЙ» - смотреть репортаж UniverTV