День 2
7 ноября в рамках I Медиафорума исследователей и практиков «ЖУРНАЛИСТИКА БУДУЩЕГО: Диалог в метавселенной» ВШЖиМК посетили члены Союза журналистов РТ, представители «ТАТМЕДИА», Департамента по информационной политике КФУ, а также «Универ ТВ» и звезды современных федеральных медиа, педагоги, эксперты государственных и общественных организаций.
Стратегическая сессия с практиками
В этот день прошло множество эксклюзивных мероприятий, показов и лекториев, например как Стратегическая сессия с Союзом журналистов РТ, РА «ТАТМЕДИА», ДИП КФУ, ТК «Универ ТВ», «ВместеМедиа» (г.Москва) где собирались ведущие практики медиаиндустрии с целью разобрать вопрос каким должно быть современное обучение журналистов с практической точки зрения. Примечательно, что преобладающее число спикеров и приглашенных гостей - это выпускники ВШЖиМК. Лекторий проходил в шоу-рум и собрал студентов разных медианаправлений. На встрече присутствовал Ильшат Юнусович Аминов, Председатель Союза журналистов Республики Татарстан, генеральный директор АО «ТНВ». Ильшат Юнусович с любовью к профессии привлекал будущих журналистов к работе по профессии, ведь сегодня действительно очень нужны новые кадры, нужны люди, которые умеют владеть техникой и на высоко профессиональном уровне проявлять себя. Очень приятно, что в ВШЖМиМК столько студентов, ведь, по его словам «это направление сейчас в тренде».
Информация в эпоху фактчекинга
А до этого в шоу-руме Высшей школы журналистики и медиакоммуникаций состоялась открытая дискуссия в формате ток-шоу на тему «Информация в эпоху фактчекинга» с участием директора Координационного центра по вопросам формирования у молодежи активной гражданской позиции, предупреждения межнациональных и межконфессиональных конфликтов, противодействия идеологии терроризма и профилактики экстремизма Андрея Мельникова и начальника управления по связям с общественностью КНИТУ-КАИ Расима Хазиева.
Эксперты обсудили основные проблемы фейков и манипуляции в медиапространстве, а также поделились возможными инструментами в «борьбе» с ними. Также одной из основных тем обсуждения стало нововведение Роскомнадзора, согласно которому авторы каналов с аудиторией более 10 тыс. подписчиков должны предоставлять в ведомство информацию, позволяющую их идентифицировать. Участники ток-шоу отметили, что это необходимая мера, которая позволит снизить количество распространяемых фейков, что становится вновь продолжением темы обсуждений прошлого дня.
Эксклюзивные показы документальных фильмов военных журналистов
Там же прошли Равиля Мукменова - победителя многочисленных профессиональных конкурсов и международных кинофестивалей, победитель конкурса «Бэллур калэм – Хрустальное перо» 2024 г. в номинации «Лучший в профессии», и Зуфара Давлетшина - военного корреспондента еженедельной итоговой информационно-аналитической программы «7 дней» телеканала ТНВ, лауреат международных кинофестивалей, заслуженный работник печати и массовых коммуникаций Республики Татарстан , где участники и гости мероприятия отвечали на важнейший для современных медиа вопрос о соблюдении профессиональной этики при освещении особо сложных общественных событий и экстремальных жизненных обстоятельств.
Секция «Медиапсихология: Ко-адаптация ИИ и человека: новая парадигма креативных индустрий в медиаполе»
В этот день участники медианедели обсуждали глобальные тренды в медиа и способы адаптации к вызовам креативных индустрий.
Открывал первую секцию Владимир Фёдорович Олешко, д.философских наук. Он говорил, что в рамках медиапсихологии важно выделить те тренды, которые способствуют ведению сквозных цифровых технологий в жизнь журналиста, а «креативность — профессиональная составляющая того, что должны иметь наши студенты», - дополняет Татьяна Тимофеевна Сидельникова, д. педагогических наук, профессор кафедры связей с общественностью и прикладной политологии КФУ. Эксперты подчеркивают важность давать студентам возможность саморазвиваться внутри практических площадок так, чтобы их работа, по возможности, не строилась сама по себе и не создавалась “оторванность от профессионального сообщества”, несмотря на возможный одиночный процесс работы современного журналиста в тандеме даже с ИИ.
Искусственный интеллект уже заменяет многие профессии: рерайт, генерацию иллюстраций, а 45 % вакансий на рынке медиа предлагают удалённую работу. В таких условиях важно сохранять межпрофессиональное общение, но в тоже время учиться студентов техническим навыкам SEO, SMM, CMS, фотошоп, видеомонтаж. Анастасия Николаевна Гришанина, доцент СПбГУ, в продолжении разговора о журналистике будущего и новых условиях работы и обучения в медиасреде подняла вопрос о ресурсах творческой личности в современной медиасреде. По ее словам, чем больше человек пользуется гаджетами и технологиями искусственного интеллекта, которыми окружает себя, тем больше навыков ему потребуется, чтобы использовать эти технологии в профессиональной среде и в будущем. А для ментального благополучия журналистов важен личностный рост, самопринятие и позитивное отношение к окружающей действительности.
Для того, чтобы эффективно работать в медиасреде, сегодня студенты начинают активно пользоваться нейросетями, но вместе с этим, конечно, приходит ощущение неопределенности и невозможности верно идентифицировать свою пользу и общественный вклад. Каримова Луиза Каюмовна, к. исторических наук, зав. кафедрой регионоведения и цифровой гуманитаристики ИМО КФУ обозначила, что также сегодня важна поддержка тренда и на междисциплинарность и именно вузы способны сформировать верное отношения журналиста к своей идентичности. В продолжении этих тем выступали такие коллеги, как Пронина Елена Евгеньевна, Шариков Александр Вячеславович, Шестерина Алла Михайловн, Ярослав Каплан, президент консалтинговой компании Kaplan Research Company, (г. Таллин, Эстония). Учитывая глобальную потребность в использовании множества технологий становится тяжело определиться с тем, с чего начать развивать цифровые компетенции. Складывается ощущение, что сегодня журналист умеет выполнять разноформатные задачи на стыке медиа и IT.
Секция «Глобальные тренды и новые границы профессиональной идентичности»
Липатова Анна Вячеславовна, кандидат политических наук, доцент кафедры общей и этнической социологии КФУ, поделилась результатами опроса среди журналистов. Как оказалось на самом деле, каждый 3 опрошенный пропускал вопрос о том, какими цифровыми компетенциями он обладает, что говорит о недостаточном уровне владения действительно необходимыми технологиями. Опрос отвечает и на то, какие навыки хотят освоить журналисты. Самыми популярными стали: медиа-аналитика, SEO продвижение. Больше всего хотят обучиться этим навыкам те, кто работают с традиционными медиа. Анна Вячеславовна отмечает, что даже если специалисты медиасферы не изучают программы, например язык Python, важно каждому понимать хотя бы, какие сервисы могут помочь выявить необходимые метрики. Вопрос о введении дисциплин по обучению медиа-специалистов цифровым компетенциям остается открытым.
Сейчас медиа, взаимодействуя с внешней средой, образуют новую реальность — медиареальность. Медиареальность включает в себе иммерсивные технологии: AR, VR, MR, о чем тоже говорили на дискуссиях. И, на самом деле, эти технологии выделяют как одни из перспективных направлений для использования в медиа и медиаобразовании.
Окружающие нас технологии в цифровом излишестве действительно вызывают некий стресс и поэтому сейчас заметно, как тенденции развития медиа индустрии складываются таким образом, что телевидение уходит в сторону метамодерна. Об этом говорит доцент кафедры Телевидения КФУ Фефилов Федор Александрович: «Эпоха метамодернизма — это возвращение к искренности, которая не исключает иронии, но при этом не противопоставляет себя миру.» Среди молодежи действительно наблюдается эта тенденция.
Сегодняшние студенты - будущее новых тенденций, а их профессиональные навыки так или иначе отражают высокий и достойный уровень их подготовки к современной журналистике.