В сети распространяется информация о том, что к 2025 году в России исчезнут школы в их классическом понимании.
Материал подготовлен в рамках совместного проекта с «Лапша Медиа», направленного на разоблачение недостоверной информации.
В социальных сетях распространяется видео, содержащее информацию о том, что согласно приоритетному проекту «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации» в России к 2025 году планируется полный демонтаж традиционной школы. Якобы все школьное обучение будет переведено в онлайн. Отметим, что на первых же секундах ролика источником представляется сайта «Минобрнауки.РФ», доступа к которому на данный момент нет и он является нерабочим. Также подчеркнем, что школьное образование в России относится не Министерству науки и высшего образования, а к Министерству просвещения.
Против полной замены очного обучения на дистанционное еще в 2020 году выступил Президент России Владимир Путин. Глава государства заверил, что планов полностью подменить дистанционным обучением все, что происходит в сфере образования нет.
Глава Минобрнауки РФ Валерий Фальков заявлял о том, что высшее образование в России никто не планирует переводить в онлайн, а якобы имеющиеся планы полностью перевести обучение в онлайн и сократить преподавателей он назвал спекуляциями.
О том, что проект «Цифровая образовательная среда» – это, прежде всего, развитие школьной инфраструктуры, заявляла и куратор проекта – заместитель министра просвещения Татьяна Васильева. Он отметила, что ЦОС предполагает оснащение школ всем необходимым оборудованием, включая компьютеры и интерактивные доски, обеспечение беспроводного доступа в интернет (Wi-Fi). Другие важные аспекты ЦОС – помощь учителю в использовании качественного образовательного контента и упрощение коммуникации между участниками образовательного процесса. Речи о демонтаже традиционной школы нет и никогда не было.
Важным моментом распространяемого видео является ссылка в его содержании на Татьяну Васильеву, где приводится новость с ее цитатой, «Для педагогов цифровизация снизит административную нагрузку, высвобождая время для повышения качества своих образовательных программ». Закадровый голос, ссылаясь на эту же публикацию, при этом говорит о том, что ЦОС призван освободить учителей от необходимости учить детей. Но в материале речи об этом нет. Здесь отмечается только то, что в рамках проекта будет создана цифровая экосистема, благодаря которой станет возможным переход к автоматизированному делопроизводству, работе с цифровыми инструментами, использованию широкого спектра современных методик и технологий обучения. Также немаловажным аспектом публикации является содержание в ней информации о том, что родители смогут в режиме реального времени узнавать, находится ли ребёнок в школе, и какие результаты он показывает в образовательной деятельности, что полностью противоречит закадровому голосу.
Наконец, министр просвещения России Сергей Кравцов уже опровергал полный переход на онлайн режим школьной системы: ««Мы за традиционную систему образования и не допустим, чтобы дистанционное обучение заменило учителя, общение учеников между собой». Министр разъяснил, что проект по её внедрению направлен именно на повышение качества традиционного образования. В частности, он поможет детям, по каким-либо причинам вынужденным пропускать занятия, не отстать от школьной программы. Также, по словам Сергея Кравцова, использование цифровых технологий позволит учителям повышать квалификацию в удобных условиях – например, получая консультации по совершенствованию профессионального мастерства в онлайн-формате.
Категоричное опровержение информации о полном переходе школ на дистанционное обучение со ссылкой на С. Кравцова вышло и в ТАСС. Цитата: «Ничто не заменит учителя: никакие ни ноутбуки, ни планшеты. Информационные технологии могут быть только в помощь, в дополнение системы образования. И я уверен, что традиционный формат обучения, когда ученики общаются между собой, с учителем, — это и развитие, и воспитание, и передача знаний».
Заместитель директора по образовательной деятельности Института психологии и образования Казанского федерального университета, доктор педагогических наук Алмаз Галимов:
«Ни один из выводов, озвученных в распространяемом видео, не подтверждается ни нормативными документами в области образования, ни самим проектом ЦОС. Например, в планируемых результатах реализации проекта нигде не значится перевод школ в онлайн формат с 2025 года. Единственное, в одном только пункте есть ссылка на 2025 год, когда планируется увеличение количества доступных курсов онлайн обучения и расширения возможности прохождения онлайн курсов, а также увеличение объема пользователей онлайн курсов до 11 миллионов человек. По поводу перевода школ в онлайн нет ни одного слова
Вообще образовательный процесс и подготовка, например тех же учителей занимает от 4 до 6 лет. То есть, чтобы освободить к 2025 году учителей и перевести их в другую категорию для выполнения совершенно других профессиональных задач, необходимо было начать их подготовку не позднее чем в 2021 году. Даже если в 2024 году мы целенаправленно начнем готовить учителей нового формата, то они поступят на рынок труда не раньше, чем в 2027 году. Поэтому о переводе школ в новый дистанционный и нет речи.
Подчеркну, что никаких программ или проектов и даже разговоров в направлении перехода школ на новый формат нет. Выводы, сделанные в распространяемом видео, являются совершенно необоснованными».
Итог: Распространяемая информация – грубый фейк, в котором авторы видео открыто подменяют факты и сознательно неверно интерпретируют высказывания чиновников. В России не планируется переход школ в дистанционный формат обучения, о чем не раз высказывалось руководство страны. Проект «Цифровая образовательная среда» призван только технически оснастить образовательные учреждения, обеспечить учителям и школьникам доступ к проверенному образовательному контенту и облегчить административную часть работы школьных педагогов.