3 марта на кафедре религиоведения ИСФН КФУ состоялась IV Международная научно-практическая конференция «РЕЛИГИЯ И НАУКА: ТРАНСФОРМАЦИЯ РЕЛИГИОЗНОСТИ В МОДЕРНИЗИРУЮЩЕМСЯ ОБЩЕСТВЕ (Сакральные тексты и их интерпретация).
С приветственным словом к участникам конференции обратился Директор ИСФНиМК М.Д.Щелкунов. Михаил Дмитриевич отметил актуальность темы конференции и подчеркнул, что в условиях модернизации, затрагивающей все сферы общества, особенно важным является опыт исследователей религии по выявлению качественно новых конфигураций религиозного пространства, по поиску ответов на вызовы и риски современной религиозной ситуации.
Далее к участникам и гостям конференции с приветственным словом и пожеланием плодотворной работы и творческой результативной дискуссии обратилась и.о. заведующего кафедрой религиоведения Е.В.Кузьмина.
Также свои доклады на пленарном заседании представили д.филос.н., профессор философского факультета МГУ Ванчугов Василий Викторович с темой «Тексты и институции в контексте цифрового богословия», сотрудник ИД «Хузур» ДУМ РТ, главный редактор сайта ГСВ «Россия - Исламский мир» Наширбанов Исмаил Каняфиевич («Зороастризм в современном Иране»), кандидат богословия, проректор по научной работе КазПДС иерей Сергий Шкуро с докладом «Концепция мифа А.Ф. Лосева и мифология современности».
В завершение пленарного заседания аспирант кафедры религиоведения и преподаватель общенационального благотворительного фонда «Ярдам Помощь» Ибрагимов Марсель Ирекович провел презентацию книги перевода смыслов Корана «Калям-шариф» по системе Брайля.
Далее работа конференции продолжилась в формате секций.
На секции «Христианство: аспекты богословия, религиозные практики и повседневность» модераторами являлись д.филос.н. профессор кафедры религиоведения КФУ Ю.Г.Матушанская и к.филос.н., докторант кафедры религиоведения КФУ, доцент Альметьевского государственного нефтяного института А.Н. Ильин. Было заслушано семь докладов.
Доцент АГНИ А.Н.Ильин в своём выступлении на тему «Разнообразие подходов в истолковании феномена юродства» осветил вопросы, касающиеся особого вида святости – юродства во Христе с точки зрения возможности его религиоведческого и философского измерения и изучения с применением философских методов. Доклад вызвал интерес и обсуждение в рамках определения места юродства в истории православной церкви и его значения в современном мире.
Аспирант КФУ, ассистент кафедры религиоведения КФУ С.Мелас (г. Афины) выступил с докладом на тему: «Проблема авторства Ареопагитик: «алетейя» и «псевдос», в котором детально ознакомил слушателей с имеющимися мнениями авторитетных богословов по поводу истинности сведений и авторства «Ареопагитик». Доклад опирался на конкретные исторические факты и сведения из религиозных источников, определяющих характер написания трактата с выявлением возможного авторства работы из числа потенциальных богословов. Выступление вызвало огромный интерес и сопровождалось вопросами.
Аспирант КФУ Т.Р.Хуснутдинов в докладе на тему: «Трансформация мессианской идеи в Польше» познакомил слушателей с ситуацией определения идеи мессианства в Польше в историографической ретроспективе. Была отмечена исключительная особенность польских идеологов связывать Польшу с уникальным государством, связанным с богоизбранностью польской нации в определении судьбы Европы в русле противостояния с соседними государствами-противниками и союзе со странами-союзниками. Выступление вызвало интерес в рамках современного духовного развития Европы.
Магистрант МГГЭУ О.М.Трушина ознакомила слушателей с результатами социологического исследования на тему «Вовлечение молодёжи в социальную работу храмов». На основании пилотажного исследования докладчиком были подробно приведены ответы респондентов на заданную тему с авторскими выводами по определению путей вовлечения современной молодёжи в благотворительную и социальную работу православных храмов г. Казани. Тема вызвала неподдельный интерес и большое количество вопросов.
Магистрант КФУ Л.С.Воробчук выступил с докладом на тему «Экзегетическая проблема «пределов ведения» Иисуса Христа и еë решение в контексте святоотеческой христологии». Доклад представлял собой серьёзное религиоведческое исследование с опорой на библейские источники и трактаты великих богословов. Итогом работы послужило определение бытия Иисуса Христа с разделением в нём человеческого и божественного уровней. Тема представляется очень интересной и дискуссионной.
Магистрант КФУ Л.А.Сизов познакомил участников конференции с результатами исследования на тему «Проблема восприятия ИНН как печати антихриста в трудах отечественных учёных», где особое внимание было уделено реакции отдельных групп религиозного населения на присутствие в документах штрих-кодов, якобы несущих символизацию зла, закодированную в этих символах. Доклад вызвал интерес и был отмечен рядом вопросов в русле разной цифровой символизации (QR-кодов и др.).
Студент КазПДС А.С.Семенов выступил с докладом на тему «Проблема генезиса слов апостола Павла из Первого послания к Коринфянам 2:9». Использованные при подготовке и проведении исследования экзегетический и герменевтический методы позволили автору выявить глубинные основания происхождения мыслей апостола Павла, запечатлённые в Священном Писании. Выступление вызвало интерес, что подтвердили вопросы участников конференции.
В рамках секции «Ислам: богословие и исследование религиозных практик» было представлено девять докладов. Х.М. Абдуллин представил доклад о жизни сообщества мусульман Порохового завода г.Казани. Ограничиться заявленными рамками первой половины XIX века не получилось, тема не оставила равнодушным никого в аудитории, задавали вопросы о формировании сообщества, численности, мечетях и судьбе в ХХ веке. Т.В. Клячина рассказала о проводимом среди мусульман Республики Татарстан исследовании их религиозности с позиции многомерной религиозности. Также были разъяснены сами положения концепции многомерной религиозности и основные пункты исследования. Само исследование продолжается: опрошено более 300 человек, проведено 10 глубинных интервью. Аспирант кафедры М.И. Ибрагимов рассказал о законности и легитимности благополучателей на примере мечети Ярдем. Доклады гостей из БИА (Д.А. Фазилов, М.Б.Булатханов, Р.Р.Идиятуллин, Р.М.Исмаков, М.М.Саидов, Р.Р.Яфаров) были разнообразными по тематике: личности Афанди ал-Алмало и Ибн аль-Муллякына, исламская этика, виды аятов Корана и место религиозного просветителя в современном мире, а также о традиционном исламе, суфизме, салафизме. Все доклады вызвали живой интерес.
На секции «Трансформация религиозности в современном мире и интерпретация сакральных текстов» выступили шесть докладчиков. Е.В. Кузьмина подняла проблему новых форм религиозности, проявляющихся в виртуальном пространстве: виртуальные «церкви», действующие в виде компьютерных игр, где «прихожане» участвуют в виде своих «аватарок». На таких «богослужениях» даже проводятся виртуальные «таинства» и организаторы всерьез задаются вопросом: насколько такие «таинства» действенны? Таким образом, религиоведам очередной раз предложена тема для дальнейших исследований: о чем сигнализирует такая трансформация религиозности и какова, в связи с эти, дальнейшая судьба церкви.
Доклад А.К.Погасия посвящен новому всплеску интереса к книге русского журналиста и путешественника Николая Нотовича «Неизвестная жизнь Иисуса Христа», называемой также «Тибетским евангелием». В книге предложена трактовка пробела в хронологии библейского жизнеописания Христа – отсутствие сведений о Нем в возрасте от 12-13 – до 29-30-летнего возраста. Автор книги утверждает, что обладает информацией относительно того, что Иисус в этот период путешествовал по Индии и Тибету, учился у буддистских лам и проповедовал идею человечества как общины. Вопрос о подлинности указанной информации до сих пор остается дискуссионным.
И.Г. Гатауллин в своем выступлении затронул тему консолидации верующих после распада СССР и возникновения религиозных сообществ. Докладчик отметил, что религия – это не только храм, но и повседневность. Отдельное внимание автор уделил социальной деятельности мусульманских сообществ, рассказал о конкретных примерах оказываемой ими помощи и поддержки.
Р.Р. Фазлеева говорила о таком явлении как т.н. «новый атеизм». После периода секуляризации наступает очередной подъем религиозности, который, с учетом предыдущего периода, имеет уже несколько размытые границы. «Новый атеизм», по мнению докладчика, определяет эти новые границы.
Предметом доклада Е.С. Рогатиной был даосизм, в частности, его этические аспекты и то, как они понимались в древности и сегодня.
Ю.А. Гурская, рассуждая о методологии научных исследований, предложила новый принцип применения научных методов. В частности, к исследованию религиозных конфликтов можно применять принцип «мультиметодичности», который предполагает использования максимального для данного случая количества возможных методов для более полного раскрытия исследуемого предмета.
Работа секции прошла заинтересовано, на хорошем уровне, каждому докладчику задавались вопросы, даже наметилась некоторая полемика.
Модератор секции «Осмысление теологических концепций и религиозных практик в контексте современности» к. филос. н. Ю.Т.Тулянская: «Первым выступал Толмачев Алекандр Васильевич (магистр религиоведения, д.юр.н., советник РПУ св. Иоанна Богослова), тема доклада: «Фатимские явления Божией Матери – начало сакральной самоорганизации народов России в глобальном обществе потребления». Докладчик подробно изложил историю Фатимских явлений от первых лет (1913-1917) и историю движения до наших дней, влияние данного феномена на межконфессиональные отношение в российском религиозном пространстве, выделил основную проблему – отношение РПЦ к фатимским откровениям. Доклад был подробным, логичным, насыщенным и информативным.
Вторым докладчиком была Лазарева Мария Александровна (магистрант КФУ), она представила доклад на тему «Взаимодействие представителей Русской Православной Старообрядческой Церкви с руководством Республики Татарстан в 2000-2022 гг.». В 2016 г. впервые за все времена после раскола, а это более 350 лет, открывается памятник предстоятелю старообрядческой церкви - митрополиту Русской православной старообрядческой церкви Андриану, также была оказана помощь руководства РТ в ремонте и благоустройстве площади и здания. Доклад был краток, но предоставил информацию, которая была для участников достаточно новой.
Подоровский Виктор Евгеньевич (к.филос.н., преподаватель Самарской Православной Духовной Семинарии) в докладе «Два Лосских: Философская система отца и богословская система сына» описал особенности, специфику, общие черты и различия концепций Н.О. Лосского (отца) и В. Н. Лосского (сына), доклад был представлен на высоком богословском уровне.
Бимбат Леонид Николаевич (раввин религиозного объединения общин прогрессивного иудаизма) в докладе «Еврейские церемонии жизненного цикла в цифровую эпоху» продолжил тему, с которой вот уже три года выступает на конференции – о цифровом аспекте богослужения иудаизма, практик, собраний, «виртуальной синагоге», необходимость которой возникла в начале карантина 2020 г. В настоящем докладе Леонид Николаевич сообщил о таких возможностях, как заключение брака по Интернету, обрезание по Интернету, молитва и похороны в практике иудаизма.
Гирс Людмила Яковлевна (магистрант КФУ, докторант Европейского университета, Будапешт) посвятила доклад теме «Современные вызовы миссионерства на примере православного telegram-канала «НаучПоп»», основным акцентом доклада была мысль о том, что миссия Церкви может и должна быть широко распространена в интернет-пространстве. Блоги, социальные сети — всё это дает новые возможности для христианского свидетельства. Л.Я. Гирс подчеркнула специфику информационной миссии Церкви:
а) как сохранение ценностей Церкви;
б) как реагирование на вызовы общества и формирование правильного современного общественного мнения о Православии;
в) как овладение возможностями современных технологий интернета - для миссии.
Л.Я. Гирс описала и продемонстрировала в презентации оформление блога Telegram-канала «НаучнПоп» t.me/alsedanilov, описала направления, хэштеги, вкладки, опции, рубрики канала, количество подписичков (4200) и их средний возраст (35-40 лет), социальное положение, гендерную принадлежность.
Следующим докладчиком была Тулянская Юлия Тихоновна (магистр теологии, к.филос.н.) с темой «Сдвиг парадигмы в протестантской сотериологии на примере ряда общин неопятидесятников России», в докладе целью было показать принцип смены и конкуренции религиозных и теологических дискурсов в сотериологических и антропологических взглядах российских неопятидесятников.
Завершил работу секции Попов Марк Эдуардович (магистрант КФУ), его доклад был посвящен теме «Соотношение учений христианской эсхатологии и космологии в истории и современности», докладчик анализировал последние данные науки о Вселенной и их соотношение с религиозными представлениями о сотворении мира, о течении времени и о пребывании Бога вне времени, в вечности.
Секция прошла насыщенно, информативно, доклады были разнообразными и касались разных сфер практики, богословия, текстов ряда религий и конфессий.»
Также успешно прошла дистанционная работа секции «Философско-теологические концепции и сакральные тексты религий мира».
Модератором секции выступил заместитель ректора по научной работе Алматинской православной духовной семинарии А.П. Соловьев, который открыл работу приветствием участников от имени руководства семинарии и сделал доклад «История как новое сакральное и герменевтические гражданские войны современности», в котором обратил внимание на то, что конкуренция за право на «единственно верную интерпретацию» некоего явления является признаком его сакральности для современности. Именно это, отметил докладчик, проявляется в феномене «гражданских герменевтических войн» за историю и историческую память между различными апокалиптическими и утопическими философиями истории.
Следующий докладчик, старший преподаватель Тюменского государственного университета Сергей Викторович Григоришин, в своем докладе на тему понятие «”Gottersystem” Фридриха Шеллинга в религиоведении Макса Мюллера» показал связь между «Философией мифологии» Шеллинга и исследованиями политеизма у Мюллера, который не через Гегеля, а именно через использование «Философии мифологии» Шеллинга легитимировал самостоятельное значение исследования политеизма.
Далее выступил аспирант кафедры религиоведения КФУ Никита Олегович Переверзев «В.С. Соловьев о войне как человеческом заболевании». В выступлении отмечалось, что как текст «Смысл войны», так и «Три разговора…» не представляют собой нравственного оправдания войны, которую русский философ считает возможной только не на нравственных основаниях. Доклад оказался одним из самых дискуссионных на секции. Вопросы касались как изменения отношения к войне и насилию у В.С. Соловьева в разные периоды его творчества, так и соотношения противостояния злу через исповедничество, как это представлено в «Повести об Антихристе».
Доклад магистрантки кафедры религиоведения КФУ Ксении Александровны Капитаненко «Основные положения теологической концепции тёмной экклезиологии» был посвящен вопросу об основных характеристиках и истоках новой современной теологической концепции «темной экклезиологии» А. Шишкова. В докладе было заострено внимание на том, что «темная экклезиология» оказывается ответом на проблему усиления унитраистских тенденций в церковной среде, что более характерно для католичества, чем для православия.
Студент кафедры философии религии и религиоведения МГУ им. М.В. Ломоносова Вячеслав Андреевич Костылев рассказал об понятиях святости в древнеанглийских лечебных практиках на примере трактата «Lacnunga». Он отметил использование различных терминов для обозначения сакральных предметов и святых людей. В ходе обсуждения автор доклада подтвердил, что обращение к христианским текстам в лечебных древнеанглийских практиках носит характер магизма, когда имена христианских святых использовались для составления «целительных» заклинаний.
В докладе студента Тюменского государственного университета Артема Александровича Азарянского на тему «Понятие Востока и Запада в книгах Рене Генона» обсуждался вопрос о принципах разграничения этих понятий у французского традиционалиста XX века. Было отмечено, что различие выстраивается на основе принципа сохранения/упадка традиционных ценностей в жизни общества. Отвечая на вопрос о причине обращения Генона именно в ислам, докладчик указал на большую близость европейской традиции и исламской, что позволяет через обращение к более понятной, чем индуизм и конфуцианство, религии вернуть Запад к своим традиционным европейским корням.
Другой студент Тюменского государственного университета Даниил Павлович Белослудцев выступил с докладом на тему «Работы Рене Генона: академическая категория и традиционалистское учение», в котором поставил вопрос о возможности применять критерии научности к работам французского традиционалиста. Докладчик сделал акцент на том, что в случае предоставления Геноном своей диссертации десятилетием позже, она могла бы быть принята к защите без обвинений в ненаучности. Однако обсуждение доклада выявило необходимость методологически более четкого определения критериев научности в сфере социо-гуманитарного знания.
Работа секции завершилась прекрасным докладом студента того же Тюменского университета Ильи Александровича Семенова, который рассказал о взаимовлиянии немецкой и скандинавской авестологии. Автор доклада особо остановился на взаимодействии ученых из Швеции, Дании и Германии на рубеже XIX–XX вв. Были затронуты вопросы их контактов с французскими авестологами.
Все доклады были сделаны на высоком научном уровне. Практически все доклады вызвали вопросы и активное обсуждение. Участники поблагодарили организаторов и пожелали им успешного развития традиции проведения ежегодной мартовской конференции.
Отдельная благодарность - профессору кафедры религиоведения Ю.Г.Матушанской за огромную работу по организации конференции.