В рамках Итоговой научной конференции КФУ за 2020-й год на кафедре религиоведения Института социально философских наук и массовых коммуникаций КФУ 28 января 2021 года прошло заседание секции «Трансформация религиозности в цивилизации модерна».
В работе секции в качестве докладчиков и слушателей приняли участие 11 сотрудников кафедры религиоведения.
Секцию открыл заведующий кафедрой А.П. Соловьев, поприветствовав участников конференции от имени руководства КФУ, после чего слово было предоставлено докладчикам.
Первый доклад был сделан старшим преподавателем кафедры религиоведения Надеждой Николаевной Александровой. Тема доклада: «Исследовательская концептуализация проблемы функционирования религии в интернет-пространстве в рамках лумановской теории медиасферы». В докладе рассмотрены первые два уровня концептуализации исследовательской проблемы: фундаментальный и дескриптивный. При описании фундаментального уровня в теории Никласа Лумана выделены три основных концепта: реальность, коммуникация, границы. На дескриптивном уровне описаны возможные проблемы исследования для каждого фундаментального концепта. Доклад вызвал множество вопросов и бурную дискуссию.
Доцент кафедры – Регина Ринатовна Фазлеева сделала сообщение на тему «“Интуитивная онтология” П. Буайе как способ формирования религиозных понятий». Она отметила, что по мнению французского социального антрополога Паскаля Буайе, религия возникает в результате функционирования целого ряда когнитивных систем, а не в ходе неких уникальных по своему характеру процессов. Когнитивные способности позволяют людям лгать и обманываться, что всегда является угрозой для любого нравственного порядка, но в то же время они обеспечивают веру и надежду на разрешение вечных проблем, создавая в сознании контринтуитивные (нелогичные) сверхъестественные миры, в которых могут быть решены экзистенциальные проблемы.
В выступлении профессора кафедры религиоведения КФУ Юлии Григорьевны Матушанской «Религиозное образование в интернете: постановка проблемы» отмечалось, что религиозное образование в интернете можно разделить на несколько видов: конфессиональное (сайты приходов, мусульманских общин и т.д.), сертифицированное (университетское онлайн-образование, фпк, курсы) и ненормированное (незарегистрированные религиозные группы, блоги и т.д.). Функция образования – просвещение, передача знаний и культурных кодов. Религиозное образование, по мнению проф. Матушанской, в данном случае может выполнять функции как передачи знаний о той или иной религиозной традиции, так и частичной катехизации. Хотя для полноценной катехизации все же требуется личный контакт и участие в таинствах и религиозных действиях.
В докладе доцента Владимира Николаевича Рогатина «Реклама аудиторных культов в печатных СМИ РТ: религиоведческий анализ» были раскрыты основные группы услуг, которые предлагают в печатных СМИ аудиторные культы. Предлагаемые в аудиторных культах услуги были проанализированы через обозначенные Фрэзером виды магии: гомеопатической и контагиозной. Также были продемонстрированы пути сакрализации представителей аудиторных культов в рекламе печатных СМИ.
Доклад старшего преподавателя Евгения Нафисовича Хамидова был посвящен теме «Киберсуфизм: к постановке вопроса». В докладе был поставлен вопрос о правомочности существования киберсуфизма. Мистико-аскетическое течение в исламе предполагает обязательное наличие наставника, который выступает проводником на Пути к Богу, и помогает получить уникальный мистический опыт. Возможно ли перенести практику обязательно очного присутствия в интернет пространство? И если возможно, остаётся ли в таком случае суфизм мистико-аскетическим исламом? Возможные варианты ответов на эти вопросы были представлены в докладе.
Далее с докладом «Модерная религиозность в контексте проблемы теодицеи» выступил заведующий кафедрой религиоведения Артем Павлович Соловьев. В докладе он раскрыл суть заочной полемики между Х. Блюменбергом и Э. Фёглином по вопросу значения христианской и гностической теодицей для становления и динамики цивилизации модерна, и особенности решения этого спора в трудах О. Маркварда.
Далее участники секции перешли из аудитории на кафедру религиоведения для обсуждения под руководством проф. А.К. Погасия учебного плана по профилю «Юридическое религиоведение». Здесь наиболее активное участие в дискуссии приняли доцент З.В. Силаева и доцент Е.В. Кузьмина. Заседание секции и обсуждения продолжались около 6 часов с соблюдением всех противоэпидемиологических требований.