Преподаватели и аспиранты Высшей школы журналистики приняли участие в международной научно-практической конференции «Журналистика в 2019 году: творчество, профессия, индустрия» в МГУ имени М.В.Ломоносова. Форум был посвящён современным проблемам теории и практики журналистики.
Конференция стала местом встречи более сотни специалистов журналистского образования со всей страны. Профессор ВШЖиМК Ю.В. Андреева сделала доклад на секции «Медиапсихология» на тему: «Цифровая свобода или несвобода? Границы информационного мира в самооценке личности».
Юлия Валентиновна в своем выступлении сформулировала 4 важных направления исследований, которые уже ведутся в Казанском университете пока в пилотном, тестовом режиме. Это проблема границ личного творчества в ситуации тотального «контроля» нейросети» и цифровой свободы: обмена, хранения, моделирования информации, когда копирование данных размывает авторство, сеть диктует формат, а журналист поставлен на одну плоскость с народной журналистикой и новостными ботами. Вторая проблема: поиск стратегий ко-адаптации и со-творчества личности и ИИ (не секрет, что около четверти новостей в развитых странах уже формируют роботы). И привела пример создания студентами ВШЖ клипов и видеозарисовок на текст или музыку «искуственного» творца. Третьей проблемой была заявлена «виртуализация» медиареальности, мало изученные реакции аудиторий на технологии «иммерсивной журналистики», в целом технологий VR, когда сознание человека становится полностью подконтрольно умным технологиям. Медиапсихолог Ю.В. Андреева поделилась с коллегами опытом разработки курса «Психологи виртуальной реальности» и экспериментом, в котором студенты активно исследовали «грани возможности» самооценки и самоощущений при погружении в медиасреду. Четвертая проблема была заявлена как феномен «Я-виртуальное» и стратегий его погружения в беспрерывность и безграничность «медиапотока». Был показан видеофрагмент студенческого эксперимента, в ходе которого сравнение ресурсов активного (целевого, задачного) и фонового (спонтанного, не управляемого) медиапотребления. При информационном «серфинге» размывался контроль времени, ослабевали когнитивные способности, но меньше воздействовал информационный стресс. Так может быть «серфинг инфопотока» – это новая стратегия управления медиареальностью? Интерес коллег к докладу и работе казанского медиапсихолога вдохновляет на дальнейшие исследования!
О своих тезисах на тему «Аудитории и эффекты спортивного клубного телевещания» на этой же секции рассказал и аспирант 1-го курса ВШЖиМК Салават Мухамадуллин.
Кандидат филологических наук, преподаватель ВШЖиМК Аресетьева Г.Л. выступила на секции «Радиожурналистика-2019: тенденции, проблемы и перспективы» с темой «Российская практика интерактивного радиовещания: от прямых эфиров до Интернета». Коллеги высоко оценили работу нашего преподавателя.
По итогам конференции работы представителей Казанского федерального университета были опубликованы в общем сборнике конференции «Журналистика в 2019 году: творчество, профессия, индустрия».