Марат Адипович напомнил, что необходимость уплаты налогов закреплена в нашем основном законе – Конституции Российской Федерации. Согласно 57-ой статье Конституции: «Каждый обязан платить законно установленные налоги».
Налоги являются основой финансовой системы государства. Они обеспечивают 60% от всех поступлений в бюджетную систему страны. Республика Татарстан в этой системе занимает весомое и значимое место. Татарстан – безусловный лидер по объёму налоговых платежей в Приволжском федеральном округе и занимает шестое место в целом по Российской Федерации.
Без налогов не может существовать и функционировать ни одно государство.
Поступившие в бюджет налоги расходуются:
- на обеспечение безопасности государства, включая содержание армии – это крайне необходимо поддерживать уровень оснащённости и боевую готовность нашей армии для обеспечения безопасности.
- на финансирование правоохранительных органов;
- за счёт налогов осуществляется и дальнейшее развитие: это финансирование государственных программ по развитию экономики, науки, поддержанию сельского хозяйства;
- очень важным представляется направление доходных источников бюджета на социальные нужды: содержание государственных учреждений здравоохранения и образования (больниц, школ, детских садов и так далее), строительство социальных объектов, и благоустройство территорий, субсидирование сферы жилищно-коммунального хозяйства.
Это лишь основные направления расходования бюджетных средств. И они уже позволяют сделать вывод о необходимости уплаты налогов.
Результаты уплаты налогов каждый гражданин может оценить по тому, как в его городе, республике обеспечивается правопорядок и безопасность, имеются ли рабочие места, в каких школах учатся его дети, достаточно ли благоустроенных детских садов, по каким дорогам мы ездим.
Лектор подчеркнул, что в нашей республике, благодаря взвешенному, продуманному руководству, инициативам и программам нашего Временно исполняющего обязанности Президента республики Рустама Нургалиевича Минниханова, мы воочию видим, куда пошли наши налоги. Они материализовались в новые современные технологичные производства, новое жилищное строительство, школы, детские сады, спортивные комплексы, новые дороги, сады и парки.
Таким образом, своевременные и достаточные налоговые платежи обеспечивают, в конечном счёте, финансовую стабильность и независимость государства, благосостояние и качество жизни каждого гражданина.
Как рассказал далее Марат Адипович в этом году исполняется 25 лет со дня образования налоговых органов Российской Федерации. Дале он коротко провел исторический экскурс. Так создание налоговых органов в нашей стране началось в начале 90-х годов, когда Постановлением Совета Министров СССР от 24.01.1990 года №76 в составе Министерства финансов создана государственная налоговая инспекция. Одновременно началось создание и территориальных налоговых органов.
21 ноября 1991 года Указом Президента Российской Федерации образована самостоятельная Государственная налоговая служба Российской Федерации, которая позднее в 1998 году была преобразована в Министерство Российской Федерации по налогам и сборам.
Основной задачей налоговой службы было определено – обеспечивать сбор налоговых платежей и контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов.Поэтому в начальном этапе в работе налоговых органов преобладала контрольная, фискальная функция.
Постепенно на Федеральную налоговую службу возлагались и другие наделялась дополнительные функции и полномочия. Это наделение:
- в 1998 году функциями контроля за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции,
- в 2001 году функциями контроля за платежами во внебюджетные фонды,
- в 2002 году налоговая служба назначается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, а в 2004 году – индивидуальных предпринимателей, а также уполномоченным в делах о банкротстве.
В 1998 году принят основной налоговый документ Налоговый Кодекс Российской Федерации, включающий на сегодня 33 главы и регламентирующий порядок исчисления всех налогов и сборов.
Вместе с изменением налогового законодательства менялась структура налоговых органов. Сокращалось количество инспекций, работа инспекций строится по функциональному принципу. Сегодня в состав Управления ФНС России по Республике Татарстан входят 17 инспекций и 36 территориально обособленных участка инспекций, численность сотрудников налоговых органов в целом по республике составляет 3,5 тыс. человек.
Налоговые органы в республике обслуживают около 115 тыс. юридических лиц, 90 тыс. индивидуальных предпринимателя и более 2,6 млн. граждан.
Менялись акценты и приоритеты в работе налоговых органов. Основной акцент делается на повышение эффективности налогового администрирования, то есть обеспечение сбора налогов с меньшими затратами.
Контрольная работа основывается, прежде всего, на предпроверочном анализе финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика и её экономических результатов, уровня исполнения налоговых обязательств, выявление возможных налоговых правонарушений. Утверждённые ФНС России Критерии риска позволяют бизнесу осуществлять самоконтроль за соблюдением налогового законодательства, не попадать в зону правонарушений и контроля налоговых органов. Налоговые проверки проводятся, и будут проводиться только при наличии признаков налоговых правонарушений. На сегодня выездные налоговые проверки проводятся только в отношении менее чем 1,5 % налогоплательщиков, это говорит о том, что налоговые органы «не кошмарят бизнес».
В ближайшие годы международную налоговую систему, как и налоговую систему нашей страны ждут серьёзные изменения, цель которых сделать её дружелюбной и удобной для налогоплательщиков.
Закончил своё выступление Сафиуллин М.А. словами известного шотландского экономиста, одного из основоположников экономической теории Адама Смита «Платить налоги – это признак не рабства, а свободы».
В заключении Марат Адипович ответил на вопросы студентов.