13 ноября 2018 года студенты-культурологи 2 курса гр.730 вместе со своим преподавателем доц. кафедры всемирного культурного наследия Соловьевой Е.Г. познавали прекрасное в природе, мире вещей и в искусстве в центре Эрмитаж-Казань. Здесь, в рамках ежегодного образовательного лектория, состоялась лекция-визуализация сотрудника Научно-просветительского отдела Государственного Эрмитажа Санкт-Петербурга Кропиной А.Б.
Лекция была посвящена экзотическим материалам в декоративно-прикладном искусстве Западной Европы и России, интерес к которым не угасал на протяжении столетий и до сих пор пробуждает воображение. Студенты узнали много секретов черепахового панциря с его диковинным узорочьем брони, цветовыми изысками от зеленого до оливкового и коричневого и красотой природного рисунка, особенно черепахи биссы, обитательницы Индийского и Атлантического океана.
Под рукой мастера природный материал преображался, рождалась новая неповторимая образность. Виртуозно владея разнообразными техниками, мастера умело обыгрывали причудливость формы, необычность цвета и фактуры такой натуралии, как черепаховый панцирь, который легче, чем пластмасса. Студентов-культурологов познакомили с рожденными в Италии различными техниками (техника «пике», «броде» и др.) и технологией использования черепахового панциря в декоративно-прикладном искусстве.
В ходе исторического экскурса (с 1 в. до н.э., когда уже обрабатывали пластинами черепахового пластыря мебель в Древнем Риме и до современности) состоялось знакомство с удивительным миром вещей, воплощавших неповторимую красоту, изящество и изысканность. Это и многочисленные табакерки с портретами Петра 1, Наполеона в мундире гренадера, Е.А.Воронцовой, великой княгини Марии Александровны, чернильный прибор, украшенный бриллиантами Д.Сарао 18 в., а также мебель из Австрии, Франции, России (бюро, шкафы медалье, спальные гарнитуры) с редким декором, в котором сочетались различные материалы: дерево, золото, латунь и др. Удивительным свойством и особенностью черепаховых табакерок было то, что они держат тепло и запах. В отличие от холодных металлических их комфортно было держать в руках.
Эстетика барокко и рококо требовала динамичных поверхностей, контрастов цвета и разнообразия материалов, причудливых узоров, что может обеспечить далеко не каждый материал. Возможность отделять костные пластины от роговых пластин черепахового панциря с помощью температуры и воды, размягчать их, наращивать в толщину, позволяла добиваться барочных эффектов.
Все эти экспонаты до сих пор занимают особое место среди редких коллекций музеев Западной Европы и России, приобщая их посетителей к необычной, редкой красоте, которой мы насладились в центре Эрмитаж-Казань.