Дисциплины кафедры

Кафедра ориентирована на подготовку специалистов в области международных отношений, востребованных в контексте современного социально-экономического и политического развития России. Студенты имеют возможность овладеть двумя иностранными языками, один из которых английский язык, второй - французский, испанский, итальянский, немецкий или русский как иностранный, усвоить основные принципы диалога культур и межкультурного общения, изучить особенности национальной идентичности различных народов и регионов.
Студентам предлагается интенсивный углубленный курс изучения иностранных языков, в том числе предполагающий:
-практический или коммуникативный курс
-курс практической грамматики иностранного языка
-чтение художественной литературы на языке оригинала
-работу с аутентичными аудио-, видео- и визуальными источниками профессиональной направленности
- проведение занятий в музеях, в форме кейсов, деловых игр, проводятся круглые столы, посвященные обсуждению современной ситуации на международной арене; организуются виртуальные экскурсии по различным городам и странам мира с участием иногородних и иностранных учащихся института; студенты принимают участие в семинарах и телемостах, проводимых на иностранных языках.
Обучение иностранным языкам в России осуществляется на основе документа Совета Европы «Общеевропейские компетенции владения иностранным языком: изучение, преподавание, оценка» (Common European Framework of Reference: Learning, Teaching, Assessment), в котором указаны уровни владения языком.
Иностранные языки с преподаются как языки для профессионального общения. На первых двух курсах студенты изучают и углубляют разговорный язык с элементами профессионализации, на третьем и четвертом получают профессиональную подготовку на языке . Особенно важно, что на старших курсах студенты обсуждают на иностранных языках процессы глобализации, важные международные документы, работу международных организаций (ООН, ЮНЕСКО и др.). Это позволяет преподавать их не как отдельную самостоятельную дисциплину, но согласовывать, координировать преподавание иностранных языков и профессиональных курсов, формировать целостное представление о профессиональной деятельности, формировать комплексные компетенции в профессиональной сфере, целостную концептуальную картину их будущей профессиональной деятельности.
Многие указывают на то, что целью изучения иностранных языков при подготовке международников является прежде всего формирование компетенции в области межкультурной коммуникации. В Казанском университете поддерживают это направление, однако ставят и другие, не менее важные цели: не все выпускники будут работать в посольствах и дипломатических представительствах. Основная часть станет аналитиками в организациях, осуществляющих международное сотрудничество. Потому на занятиях по курсам «Иностранный язык в сфере международных отношений» и «Иностранный язык – профессиональная коммуникация в сфере международных отношений», «перевод в сфере международных отношений» студенты анализируют тексты международных соглашений, публикации в средствах массовой информации, составляют пресс-релизы, аналитические обзоры, аннотации и пр. Таким образом, преподавание иностранных языков работает на формирование профессиональных компетенций студентов. Все это формирует аналитическое мышление, умение работать с текстом (вычленение эксплицитного и имплицитного смысла текста, анализ текста в социокультурном контексте).
Кроме того, иностранный язык может быть освоен в рамках ролевых и деловых игр. Благодаря этому студенты свободно знают язык и участвуют в мероприятиях (лекции иностранных гостей, Модель ООН и Модель ЮНЕСКО, международные студенческие обмены и т.д.). С 2019 г. проводится всероссийский конкурс «Амбассадор»: команды на нескольких иностранных языках должны в рамках «конференции» решить одну из важных международных проблем, провести переговоры, представить меморандумы, «осветить ситуацию в СМИ». Международник должен уметь работать в проектной команде, поскольку умение реагировать на современные вызовы можно сформировать, только работая в сплоченной команде единомышленников.