Стратегическая сессия / проектно-диагностический инновационный семинар «Актуализация системы менеджмента качества на основе ISO 9001:2015» прошла под руководством ректора ФГБОУ ДПО «Государственная академия промышленного менеджмента имени Н.П. Пастухова», заведующей кафедрой интегрированных систем менеджмента, канд. техн. наук, доцента Нины Николаевны Аниськиной. В ней приняли участие все сотрудники Центра развития компетенций UNIVERSUM+ ИМО, сотрудники Ресурсного центра по развитию исламского и исламоведческого образования, представители Департамента образования КФУ.
Краткая информация о консультанте-модераторе стратегической сессии
Научная деятельность:
Образование:
Дополнительное образование:
Общественная деятельность:
Цель семинара
Разработка проекта создания системы качественного управления Центром развития компетенций UNIVERSUM+ Института международных отношений КФУ на основе анализа внешней и внутренней среды и внедрения в практику управления процессного подхода.
Задачи
Результаты
Отзывы участников
Руководитель Центра развития компетенций UNIVERSUM+
Почему мы решили провести этот семинар? Почему мы решили внедрить систему менеджмента качества? Мы ясно осознали десять важных моментов.
1. Мы поняли: что-то мы делаем не так. Работаем много, интенсивно, но результаты не впечатляют.
2. Мы хотим прорыва, но не уверены, что точно знаем, куда двигаться. Интуитивно, вроде бы, все ясно. Но не будучи управленцами, экономистами, бизнесменами, мы можем зайти в тупик без грамотной стратегии.
3. Зачем изобретать колесо, если все методологические подходы хорошо известны.
4. Нам близок процессный поход. Он соответствует нашему пониманию стратегии развития, нашим реалиям и условиям деятельности.
5. Мы хотим стать базовой площадкой для внедрения системы менеджмента качества в других подразделениях дополнительного образования КФУ, чтобы выстроить хорошо функционирующую структуру в целом в университете, потому что мы понимаем роль непрерывного образования в недалеком будущем.
6. Мы поняли, что систему менеджмента качества надо внедрять "снизу". Ее можно внедрить и "сверху". Но в данном случае, скорее всего, это будет неработающая модель, особенно в большой организации. Каждое подразделение должно "выстрадать" для себя свою программу действий с учетом своих специфических целей и условий деятельности.
7. Мы хотим получить конкурентные преимущества.
8. Мы хотим, чтобы наш институт стал лучшим по всем направлениям.
9. Мы хотим покончить с практикой, когда дополнительное образование рассматривается в университете как некий (непонятно, так ли уж необходимый) "придаток" к основному. Основное и дополнительное образование должны стать взаимодополняющими элементами системы высшего образования, их компатибельность сделает ее современной, гибкой, адаптивной и эффективной.
10. Нам не хватает командного духа. И только высокие цели, только взаимно разделяемые ценности, только понимание каждым своей значимости для коллектива помогут нам такую команду создать.
Центр английского языка
О.В. Праченко, Е.С. Хованская, С.Н. Июдина
Все аспекты семинара были важны, ведь ни у кого из сотрудников не было четкого представления о СМК, так как в университете в целом системе менеджмента качества уделяется недостаточно внимания и данная информация не доводится до структурных подразделений в полной мере. Подобные семинары можно было бы проводить и в университете, и это было бы большим плюсом. Причем не только на период внутренних и внешних аудиторских проверок. В конечном итоге это помогло бы решить ряд важных проблем в целом, а также сократило бы бумажную волокиту. Все аспекты семинара были важными и по той простой причине, что со всеми ними мы сталкиваемся в нашей каждодневной работе. Это можно было понять уже по той реакции, которую вызывал каждый новый аспект обсуждения, будь то управление коммуникациями, матрица ответственности, определение правил процесса управления и взаимодействия с различными структурами (как равностоящими, так и вышестоящими). Особенно важным и интересным было обсуждение, связанное с коммуникацией отдельного учебного центра и ЦРК в целом как между собой, так и с вышестоящими органами (с ИМО и КФУ), так как здесь рассматривались не только моменты, связанные с управлением, но и с психологическими аспектами взаимодействия на всех уровнях. Очень понравилась работа в группах, хотя не всегда было понятно, как приступить к решению поставленных задач. Было интересно посмотреть, как сотрудники разных центров взаимодействуют и смотрят на заданный вопрос, в процессе дискуссии можно было высказать свое мнение и узнать мнение коллег, что помогло взглянуть на проблему с разных точек зрения и глубже проанализировать ее. Нужно отметить, что знания, полученные на семинаре, помогут значительно упростить и систематизировать процесс документооборота (при условии некоторых структурных изменений, как на уровне ЦРК, так и более высоких). Подытоживая, хотелось бы кратко суммировать те полезные моменты, которые однозначно мы будем стараться взять себе на вооружение, как в отношении нашей работы в самом Центре, так и в отношении взаимодействия - внутреннего (уровень взаимодействия в самом Центре английского языка, взаимодействия с другими центрами ЦРК, а также администрацией ЦРК), так и внешнего (уровень взаимодействия со структурами ИМО и КФУ):
1. Семинар очень полезен для начального понимания метода в целом. Это точная, структурированная, детальная и, главное, эффективная методология управления, которая может быть максимально адаптирована под любые условия конкретной среды.
2. Стало понятно, с чего начать внедрение стандарта качества ISO9001:2015.
3. Структура и наполнение семинара, последовательность подачи материала очень эффективны и показывают, что лектор не просто передал содержание стандарта, а переосмыслил его, подкрепив практическим опытом. Методология усваивается легко и быстро. Очень порадовал тот факт, что тренер был готов обсуждать любой вопрос сразу: можно было приводить свои примеры, обсуждать их решение на основе методологии и получать рекомендации. Очень хорошо продуманы практические задания, в которых на основании примеров ситуаций и их решений можно глубже понять сам метод.
4. Общее впечатление о семинаре исключительно положительное. Прекрасный профессиональный тренер. Всё проходило лаконично и в соответствии с представленной программой, мы успели рассмотреть все заявленные темы и аспекты.
5. Метод проектов работы на семинаре, работа в команде над решением поставленных задач позволила лучше узнать своих коллег. Семинар помог понять, что у нас общее дело, которое требует командной работы, и только вместе мы сможем двигаться дальше. Было приятно увидеть, что коллеги разделяют эту точку зрения.
6. Проектный метод работы на семинаре позволил нам увидеть наши сильные и слабые стороны, а самое главное - всем вместе прийти к выводу о необходимости изменений.
7. Семинар позволил сделать выводы о том, как работать в команде, которая иногда может состоять из очень разных людей.
Центр "Современная филология"
Г.В. Галиуллина
Опыт участия в семинарах такого типа у меня был (как в качестве участника, так и сомодератора), поэтому я понимала, что «встряска мозга» и «перезагрузка» нам будет обеспечена (в положительном смысле). Основная задача в проведении стратегических сессий - это коллективная работа, направленная на совместное формирование значимых для организации решений, в процессе диалога сотрудников и руководством организации или компании. Необходимость в проведении такого рода обучения для сотрудников ЦРК возникла по ряду объективных причин. Несмотря на то, что ЦРК UNIVERSUM+ - молодой центр (ему всего 3 года), но его стратегические возможности и имеющиеся ресурсы (высокопрофессиональные администраторы и преподаватели, бесценный многолетний опыт работы в учебных центрах, вошедших в состав ЦРК, а также хорошая материально-техническая база), явились отправной точкой в понимании того, что необходимо найти новые прорывные пути развития.
Первым шагом в решении поставленной цели стала задача в формировании системы менеджмента качества для ЦРК UNIVERSUM+. Считаю, что сильной стороной нашего обучения является тот факт, что мы стали непосредственными участниками процесса создания модели управления деятельностью ЦРК на основе процессного подхода. Сначала мы познакомились с основными понятиями стандартов ISO. В рамках первой сессии «Диагностика существующей системы управления» работа строилась на анализе существующей системы управления и в выявлении ключевых проблем. Для решения поставленной задачи участники были объединены в четыре группы, каждая из которых должна была проанализировать проблемные вопросы. Во второй день групповая работа была направлена на формирование стратегии развитии ЦРК и разработку основных положений проекта по применению системы менеджмента качества.
Два дня обучения пролетели на одном дыхании. Жаркие дискуссии, интересная групповая работа по проблемным вопросам, профессиональная работа нашего модератора-консультанта Нины Николаевны, несомненно, изменили нас, наше отношение к предстоящей сложной, но очень важной работе. Мы приобрели новые знания в области менеджмента, управления, стратегии, и эти три буквы ISO нас не пугают, так как мы теперь вышли на новый уровень знаний. Спасибо большое всем!
М.В. Галеева
Хотелось бы выразить огромную благодарность руководству ЦРК UNIVERSUM+ ИМО за организацию проектно-диагностического инновационного семинара «Актуализация системы менеджмента качества на основе ISO 9001:2015». Семинар имеет для меня особенную практическую ценность, так как основное внимание было уделено именно этим аспектам работы. Минимальная презентация теории сопровождалось практическими упражнениями. Мы сразу же проводили анализ деятельности ЦРК, ставили цели, рассматривали вопросы, связанные напрямую именно с нашей деятельностью, и это мне кажется самым ценным. Большое внимание уделено объяснению принципов системы менеджмента качества, причем все объяснения были максимально понятными. В результате обучения мы получили практическое руководство по внедрению системы менеджмента качества, что, на мой взгляд, является ключевым фактором для успешного развития нашего Центра развития компетенций. Нина Николаевна буквально "заразила" нас идеями о том, что без развития качества в системе менеджмента невозможно добиться высоких результатов в работе. Очень важно, что мы составили четкий план действий по внедрению системы в ЦРК, наметив самые важные шаги.
Центр восточных языков
И.Р. Усманова
Тренинг был очень интересным, полезным, насыщенным. Мы научились проводить SWOT-анализ, узнали о принципах Деминга и т.д. Но это не главное. Мне понравилось то, что нас разбили рандомно по группам. И в этих условиях мы работали действительно как команда, объединенная общей задачей. В целом, я думаю, что все мы, наконец, осознали необходимость командной работы, чтобы мы действительно думали и действовали как единый организм. Кроме того, полезность тренинга заключалась в том, что Нина Николаевна помогла систематизировать наши знания. Ведь по большому счету многие вещи мы знаем, но эти знания находятся в несколько хаотичном порядке, что также мешает выстраиванию стратегии развития. В этом плане Нина Николаевна очень помогла все разложить по полочкам. Стоит также отметить, что на тренинге нам дали несколько неплохих вариантов решения конкретных проблем. О наболевшем мы не могли не говорить. Огромное спасибо за этот тренинг, за замечательную возможность расти как профессионал и как личность!