Уникальное сочетание первоклассной языковой подготовки, классического исторического образования, классического востоковедческого образования, упор на изучение современного места России в мировой экономике, мировой политической системе – таков сегодня образ Института международных отношений КФУ.
В КФУ прошел прямой эфир, посвященный тому, что не только никогда не утратит актуальности, но год от года вызывает все больший интерес: взаимодействию стран в самых различных ситуациях и условиях, исторической подоплеке всего происходящего, роли в жизни современного общества культур различных народов и возможности говорить с их представителями на одном языке – будучи полиглотом, разумеется. Что нового происходит на этих направлениях в области образования в рамках программы рассказал директор Института международных отношений КФУ Рамиль Хайрутдинов.
«Мы развиваемся в соответствии с современными трендами, поэтому сегодня Институт международных отношений КФУ – это конгломерат трех высших школ. Подавляющее большинство лидирующих в гуманитарной сфере институтов перешли на такой формат, вобрав в себя традиционные формы факультетов. В составе ИМО сегодня большое количество бывших факультетов, которые сумели объединить свои усилия», - обозначил Хайрутдинов.
Казанская школа перевода не за горами
На слуху, в первую очередь, конечно знаменитая Высшая школа иностранных языков и перевода КФУ, продолжил он. Здесь собраны специалисты в области языкознания, которые успешно развивают традиции Казанской лингвистической школы. Сейчас сотрудники института на пороге создания собственной Казанской школы перевода.
«Мы знаем, что есть классические уже московская, санктпетербургская, астраханская школы перевода. Сейчас в КФУ сформированы условия для того, чтобы была создана школа перевода, вбирающая в себя не только европейские, но и восточные направления. Это является уникальным среди подобных учебных заведений, - подчеркнул спикер. – Здесь дается классическое филологическое образование, и я рад сообщить, что именно здесь мы реализуем программу трех языков – два основных в самых различных комбинациях и, начиная с третьего курса, студенты имеют возможность получить дополнительно компетенции еще в третьем языке».
При этом по наполненности линейки языков Институт международных отношений КФУ сегодня практически не уступает МГИМО – пока идет обучение 25 языкам, но ежегодно открываются новые направления. Что немаловажно, это связано не с гонкой за количеством, а с реально существующими потребностями в наличии тех или иных специалистов.
Цифровизация развитию лингвистики не помеха
Сегодня на онлайн-просторах и в медиа-пространстве нередко можно встретить мнение, согласно которому в связи с цифровизацией, активным развитием искусственного интеллекта, скоро вообще не нужно будет тратить время своей жизни на изучение иностранных языков. И, согласно этой логике, лингвистика как профессиональная область уйдет в прошлое. Однако это вовсе не так, убежден Рамиль Хайрутдинов.
«Я согласен с мнением коллег, которые предвидят, предсказывают появление универсальных переводчиков и появление универсального языка – хотя это вряд ли будет новый язык, скорее один из наиболее распространенных сегодня. Это возможно. Уже сегодня такого рода системы позволяют подбирать и выдавать не просто логичный набор слов, но и подкрепленный уже серьезной интеллектуальной основой – речь будет максимально приближена к уровню мышления. Есть целый ряд отраслей, где все это применимо, в том числе и в жизни современного общества, - обозначил директор ИМО КФУ. – Но есть понимание того, что интеллектуальная составляющая понятия культуры, самосознания не уходит, несмотря ни на какие пожелания укрупнить, растворить, ассимилировать. И язык – это тоже значимый элемент культуры, как и история, как и верования. Поэтому значимость изучения языков не просто сохранится, а приобретет благодаря новым технологиям новые возможности – например, по сравнительно-сопоставительному анализу, выяснению этногенеза языков. Поэтому я считаю, что не только современные языки останутся востребованными, но даже древнегреческий и латинский будут предметами изучения. Пока есть источники, на которых зафиксированы те или иные события, они будут предметами изучения элиты».
Историческое образование: не потеряно ни одной позиции
Вторая "классика" Института международных отношений – Высшая школа исторических наук и всемирного культурного наследия, зародившаяся одновременно с Казанским императорским университетом. Сейчас, как можно заметить из названия, в ее ведении также вопросы изучения культурного наследия.
«На сегодняшний день историческое образование в Казанском университете не только не потерпело фиаско, как я с удивлением время от времени читаю в прессе, но и активно развивается. Эта высшая школа вобрала в себя сразу несколько исторических подразделений: исторический факультет Казанского университета, отделение исторического образования ТГГПУ. Уже целый ряд гуманитарных проектов реализован в рамках этой школы, - рассказал Хайрутдинов. – Я горжусь тем, что мы не потеряли ни одного из тех направлений, которые у нас были, не потеряли людей. Если называть цифры, то сейчас в этой школе более 1500 студентов, уверенный набор новых студентов, большое количество тех, кто хочет изучать как отечественную историю, так и всеобщую, историю культурного наследия, археологию. Здесь же сосредоточены специалисты в области антропологии и этнографии, музеологии и культурологии. Здесь же мы реализуем и подготовку учителей в области исторического и обществоведческого образования».
За прошедшее время с момента образования Высшей школы исторических наук и всемирного культурного наследия КФУ были выстроены тесные отношения и с Академией наук Республики Татарстан, и с Российской академией наук.
«Помимо МГУ, СПбГУ и НИУ ВШЭ, мы единственный университет и институт на гуманитарном пространстве, который имеет собственные базовые кафедры институтов РАН. С 1 сентября в стенах КФУ приступают к работе или продолжают ее четыре действительных члена РАН и два члена-корреспондента РАН. Как такой потенциал может свидетельствовать о каком-то разрушении или упадке исторического образования? – недоумевал спикер. – Мы не потеряли ни одной позиции по историческим дисциплинам. На сегодняшний день идет новый виток развития».
Огромное внимание, на этом направлении уделяется не только образованию как таковому, но и привитию студентам интереса к научной деятельности. В отличие от большого количества даже академических институтов в Институте международных отношений КФУ существуют свои диссертационные советы. Только в Высшей школе исторических наук и всемирного культурного наследия их сегодня действует 6 по 11 направлениям подготовки. Поэтому о каком регрессе можно говорить – непонятно, отметил директор ИМО КФУ.
«Я благодарен руководству университета, которое стимулирует нас находить новые формы работы и приглашать крупных специалистов для работы у нас, чтобы они могли передавать свои знания студентам. При этом я открыто могу сказать, что эти крупные специалисты являются нашими лобби по реализации крупных грантов, проектов по сотрудничеству с институтами РАН. Только за май-июнь мы приступили к участию в двух крупных грантах: подали совместные заявки КФУ, Институт всеобщей истории РАН, РУДН. И нас рассматривают как равноправных партнеров с надеждой, что мы не только включимся активно в процесс, но и будем лидерами по целому ряду направлений», - подчеркнул Рамиль Хайрутдинов.
Если называть конкретные имена тех, с кем в тесном сотрудничестве сегодня работает Институт международных отношений КФУ в области исторического образования, то вот они: научный руководитель Института всеобщей истории РАН, президент Государственного академического университета гуманитарных наук Александр Чубарьян, являющийся научным руководителем кафедры исторического и обществоведческого образования КФУ; член правления российской Ассоциации антропологов и этнологов РФ, академик-секретарь отделения историко-филологических наук РАН Валерий Тишков, считающий Казанскую школу антропологов и этнологов одной из самых значимых в России; директор Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамеры) Андрей Головнев, в сотрудничестве с которым сегодня в КФУ создается базовая кафедра Кунсткамеры – она начнет свою работу с 1 сентября – и другие.
Наука ли история?
Странный вопрос. Однако сегодня он широко обсуждается. И многие утверждают, что история – это, скорее, высокохудожественная беллетристика. Но можно ли рассуждать такими категориями?
«История – это серьезная и глубокая наука, обладающая не только своим инструментарием, механизмами научного познания, но и, прежде всего, являющаяся процессом творческого осмысления пройденного этапа развития того или иного государства, тех или иных людей. Здесь нельзя говорить о точности математики, есть различные точки зрения на одни и те же события, и это замечательно. Потому что по совокупности различных точек зрения мы наиболее близко подходим к пониманию истины исторического явления, - считает Рамиль Хайрутдинов. – К большому сожалению, последние несколько лет – к чему я отношусь резко отрицательно – в интернет-пространстве проходит большое количество обсуждений, где каждый считает необходимым выразить свои познания и при этом дает еще и свою оценку. Историю переписывают, новое поколение – новые подходы. Однако серьезные исследования проводятся одинаково хорошо в любом поколения. Кто-то останавливается в связи с общественно-политической ситуацией в ту или иную эпоху, но, по большому счету, источники всегда говорят правду, и многое зависит от того, как глубоко ты проник и изучил ту или иную эпоху».
Интерес к истории, вновь пробудившийся в обществе, оправдан, обозначил спикер. Более того, это регулярно происходит, все время от времени начинают искать корни. Важно учитывать при рассмотрении разных точек зрения и тот факт, что историки изучают все пространство. Есть историки, которые изучают Россию, есть те, кто изучают остальной мир, и требовать от них единой позиции неоправданно. Есть точка зрения на те или иные процессы зарубежных партнеров, есть точки зрения наших историков. Но надо четко понимать, кто такой историк. По словам Хайрутдинова, историк – это, в первую очередь, ученый, а не краевед и не любитель истории, который толкует так, как считает необходимым с точки зрения собственного багажа знаний. При этом история развивается не только в академических институтах, она развивается и на университетских кафедрах, и объем публикуемых исследований показывает, что историческая наука в России, в том числе и в Татарстане, находится на подъеме.
Преподавание истории в школах – излечимая боль
Зачастую современные дети выходят из школ с очень некачественным историческим знанием. Почему же так происходит?
«Эта проблема вызвана информационным взрывом и, как следствие, клиповым мышлением современных детей, а также несистемностью исторического образования в школах. Если раньше мы могли в учебных программах сосредоточиться и достаточно уверенно пройти большой этап. То сейчас объем предметов, дисциплин, к большому сожалению сужает поле исторического понимания. Мы озабочены этой проблемой. Для меня лично как отца тестовая система, ЕГЭ – не самый лучший вариант. Я отношусь с ностальгией к тем временам, когда учитель истории был гуру, когда было живое общение, и мы оценивали интеллект ученика, его возможности, способности путем дополнительных вопросов, прямого общения. И, как нам тогда казалось, уровень знаний у школьников был выше. Но все это излечимо, для этого и существуют университеты, специализированные кафедры педагогические», - убежден Хайрутдинов.
Так, в ИМО ведется подготовка учителей-предметников. И студенческая пора для того и существует – 4 года бакалавриата и 2 года магистратуры позволяют не просто выровнять общую подготовку, но и дать серьезные глубокие знания. И наши студенты – желанные гости школ. Кроме того, есть школы, курируемые непосредственно университетом. Для Института международных отношений КФУ это гимназия №3. В них преподают иностранные языки, историю, обществознание преподаватели КФУ.
«Кроме того, на протяжении трех последних лет мы проводим съезды учителей истории и обществознания Республики Татарстан. Во время них мы обмениваемся всеми новыми подходами, методиками, технологиями, рассматриваем материалы ЕГЭ, конкурсные задания – благодаря нашим контактам с педагогическими коллективами, историками республики удается менять это. И если в целом говорить по стране, историю в Татарстане преподают неплохо», - заметил спикер.
Работа в системе ЮНЕСКО
Говоря об еще одном крупном блоке работы этой высшей школы – всемирном культурном наследии – нужно отметить, что в Казанском университете сейчас сложился коллектив исследователей, профессионалов, который, по мнению ЮНЕСКО, является лучшим в России. Он решает задачи, связанные с сохранением, популяризацией, продвижением объектов культурного наследия лучше всех в России и естественно заканчивать работу никто не собирался. В КФУ – одном из немногих университетов РФ и Европы в целом –осуществляется подготовка управленцев в области сохранения культурного наследия. Есть специализированная программа, в рамках которой ведется подготовка специалистов для работы в международных организациях по сохранению культурного наследия. Работа над проектами в области науки также не прекращается.
«Весной завершился первый этап подготовки новой номинации, мы надеемся, что на карте появится новый объект ЮНЕСКО. Это астрономические обсерватории Казанского университета. Предварительная заявка от Российской Федерации уже переслана в штаб-квартиру ЮНЕСКО в Париже. Сейчас наступает ответственная пора: ЮНЕСКО должно принять решение и мы ожидаем, что в течение этого или начале следующего года последует техническая миссия, когда приедут эксперты изучать вместе с нами этот объект и давать свою характеристику и рекомендации по дальнейшему продвижению. Мы планируем, что в ближайшие несколько лет эта работа будет успешно завершена и очень рассчитываем на то, что этот объект войдет в список всемирного наследия ЮНЕСКО», - обозначил Рамиль Хайрутдинов.
Еще один федеральный проект, инициатором которого является Казанский университет – глобальный проект Российского исторического общества, который носит название «Засечные линии России». Это система сторожевых укреплений, которыми гордилось Российское государство, постепенно расширяя свою территорию, обозначил спикер. Сейчас эти засечные линии, которые расположены от границы с Украиной и доходят до Средней Азии и Дальнего Востока.
«Это все связано с историей формирования России, экономического и политического освоения, историей заселения страны, формирования этнического состава целого ряда регионов. Значение этого проекта подчеркивает и председатель Российского исторического общества Сергей Нарышкин, который взял кураторство над этим проектом. Мы рассчитываем в течение нескольких лет этот проект реализовать. К этому проекту было привлечено внимание и президента России Владимира Путина, который дал соответствующее поручение по одному из самых крупных сегментов – Белгородской черте. В этом году уже состоятся крупные мероприятия, начнется строительство музейных комплексов», - поделился директор ИМО КФУ.
Востоковедение всегда на вершине
Если говорить о Высшей школе международных отношений и востоковедения КФУ, то, прежде всего, стоит отметить, что это основа основ деятельности института. И, помимо богатейших традиций, есть и серьезные прорывы в настоящее время. Ежегодно проводятся крупные форумы в этой области – совместно с коллегами из академических институтов РАН – Институтом востоковедения РАН и Институтом Европы.
Так, нельзя забывать о такой масштабной инициативе, как международный форум «Ислам в мультикультурном мире», который в этом году пройдет на площадке КФУ уже в десятый раз. К слову, здесь же следует отметить, что работа на этом направлении курируется директором Института востоковедения РАН Виталием Наумкиным, возглавляющим сеть координационных центров «Islamica» - в Казани и Москве – и являющимся руководителем специализированной кафедры изучения исламской цивилизации КФУ.
А Громыковские чтения, проведенные в прошлом году впервые в сотрудничестве с Институтом Европы РАН и Ассоциацией внешнеполитических исследований им. А.А. Громыко и посвященные вопросам глобальной безопасности, было принято решение сделать ежегодными.
«С точки зрения подачи современного знания нашим студентам мы очень активно работаем. Кроме того, целый ряд зарубежных исследователей проявляют интерес к сотрудничеству. Наши студенты имеют потрясающую возможность личного знакомства с выдающимися учеными во время своих лекций, семинаров», - подчеркнул Хайрутдинов.
Казанские дипломаты востребованы
И, разумеется, одним из ключевых направлений подготовки института являются международные отношения. Несмотря на то, что на карте России существует целый ряд центров, где готовят специалистов в самых различных областях – МГИМО, Дипломатическая академия МИД России, МГУ, НИУ ВШЭ, СПбГУ – Казанский университет с традициями 25-летней работы на этом направлении не только смог отвоевать свое место под солнцем, но и добиться серьезных результатов.
«И география, и уровень участия наших выпускников в современной дипломатической системе вызывает уважение. В одном только Центральном аппарате МИД РФ в роли ведущих экспертов-исследователей и даже помощника министра иностранных дел России выступают выпускники КФУ. У нас есть специфика, и наши выпускники очень хорошо реализуют себя в целом ряде регионов – это Азия, Африка, Средний и Ближний Восток, страны СНГ, тюркский мир. Поэтому регулярно тот же МГИМО приглашает наших выпускников бакалавриата в магистратуру МГИМО – это говорит лишь о том, что качество подготовки не просто соответствует уровню, а является одним из лучших в стране. Поступают к нам талантливые ребята, которые затем проходят не только академическую подготовку, но множество стажировок. Наши студенты – не теоретики, а практики, блестяще владеющие языками. Благодаря своим навыкам они быстро адаптируются в этой сложной бюрократической системе МИД РФ. Сейчас выпускник ИМО – это тот специалист, который является желанным для всех», - резюмировал Рамиль Хайрутдинов.
В завершение отметим, что в Институте международных отношений КФУ реализуется 12 направлений подготовки: «Международные отношения», «Востоковедение и африканистика», «Зарубежное регионоведение», «Антропология и этнология», «История», «Лингвистика», «Туризм», «Педагогическое образование», «Регионоведение России», «Культурология», «Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия» и «Экономика».