Мы продолжаем серию публикаций о профессии реставратора. Сегодня мы представляем вашему вниманию еще один взгляд на эту сферу – взгляд взрослого человека, однажды решившего кардинально изменить свою жизнь, магистранта второго года обучения профиля «Реставрация историко-культурного наследия» направления подготовки «История искусств» Татьяны Губиной.
История моего прихода в профессию реставратора весьма неординарна. Я приняла решение изменить направление своей деятельности, сменить профессию уже в зрелом возрасте. Так как всегда интересовалась творчеством, узнав, что в Институте международных отношений КФУ открывается такая магистратура, я предприняла попытку поступить на эту программу, и мне это удалось.
С каждым днем, погружаясь в профессию, я все больше убеждаюсь в верности своего решения. Для меня ценно, что в процессе реставрации можно погрузиться в работу, ощущения сродни медитации, что мы продляем жизнь артефактам, что при реставрации предметов иногда применяются те же методы, что и в обыденной жизни. При этом нужно понимать, что реставрация – это не творчество, а междисциплинарная наука, предполагающая в процессе обучения усвоение знаний сразу из целого ряда сфер: химии, физики, археологии, истории и пр. Реставратор должен быть способен уложить все это в своей голове, разложить все по полочкам, и в своей работе оперировать сразу всеми знаниями одновременно.
Когда реставратор берет в работу тот или иной предмет, он берет на себя большую ответственность, ведь этой вещью пользовались многие поколения, и нужно найти способ сохранить его для поколений будущих.
Работа человеку должна приносить удовольствие. Потому каждому специалисту в области реставрации желательно определить именно «свой» материал – то, к чему лежит душа. И в этом смысле магистерская программа Института международных отношений КФУ предоставляет студентам уникальную для России возможность - в ее рамках осуществляется обучение реставраторов сразу по трем направлениям: реставрация металла, реставрация керамики и реставрация органических материалов. Всего за время обучения начинающие реставраторы изучают как в теории, так и на практике восемь материалов. Такая всесторонняя подготовка необходима специалисту, работающему с археологическими и этнографическими предметами – а именно на это ориентирована магистерская программа КФУ, - поскольку подобные коллекции, как правило, являются комплексными, и даже отдельные предметы в них зачастую сочетают в себе разные материалы. А, главное, это дает шанс человеку выбрать наиболее интересующее его направление уже в начале профессионального пути, и в будущем развить свои компетенции более глубоко в его рамках, но при этом стать ценным универсальным специалистом, умеющим работать с совершенно разными материалами.
Важно и то, что с первых дней нас научили качественно работать с реставрационной документацией, что впоследствии отмечалось жюри различных реставрационных конкурсов. Примечательно, что уже в ходе обучения нами стали интересоваться работодатели, начали поступать предложения о прохождении практики в музеях-заповедниках Татарстана. Уверена, что во многом этому способствует практическая работа в собственной лаборатории сразу на объектах искусства, экспонатах из музейных и частных коллекций под началом лучших реставраторов России - система четырехнедельных практико-ориентированных интенсивов в каждом семестре создает все необходимые условия для подготовки квалифицированных специалистов.
Как известно, в Советском Союзе реставраторы обучались именно в рамках системы индивидуальных и коллективных стажировок, которая тогда хорошо себя зарекомендовала, позволяя подготовить профессионалов своего дела посредством передачи из рук в руки ценного практического опыта. И сегодня в КФУ при подготовке реставраторов учитывают не только современные тенденции, но и берут на вооружение столь бесценный опыт.
Каждый семестр – в октябре и апреле – под прохождение стажировки выделяется четыре недели, полностью свободные от других занятий. Интенсив включает в себя и краткий теоретический курс, однако основной упор делается на практику. При этом первые две недели отводятся под один материал, вторые – под другой. Важно отметить, что обучение проходит на реальных экспонатах музеев Казанского университета, Музея археологии Института археологии Академии наук Республики Татарстан и других музеев Республики Татарстан. Преподавателями в рамках системы интенсивов, как, впрочем, и в целом магистерской программы выступают ведущие реставраторы из Государственного научно-исследовательского института реставрации, Всероссийского художественного научно-реставрационного центра им. академика И.Э. Грабаря, Государственного Эрмитажа, Кунсткамеры.
Надо сказать, практик-реставратор крайне редко соглашается выступить в роли преподавателя, это – заслуга ведущего преподавателя магистерской программы Светланы Буршневой, которая находит слова, чтобы убедить их в необходимости трансляции своих знаний. На своем новом пути я очень благодарна ей, она человек, который может заразить идеей, и при этом является замечательным преподавателем. И, конечно же, благодарна тем реставраторам, которые откликаются на предложение Светланы Георгиевны, находят время и приезжают передать нам свой бесценный опыт. Закрепить же полученные навыки и знания, полученные в течение учебного года, помогают летние практики – так, в прошлом году мы работали с коллекциями Болгарского историко-археологического музея-заповедника, а в этом году магистранты поедут в историко-культурный музей-заповедник Удмуртской Республики «Иднакар».
Стоит отметить отдельно и работу сотрудников непосредственно Казанского федерального университета, которые преподавали нам другие дисциплины в рамках программы – все они были внимательными к нашим просьбам и предложениям, всегда были готовы подготовить для нас дополнительно ту информацию, в которой мы нуждались. А благодаря директору Института международных отношений КФУ Рамилю Хайрутдинову и директору Высшей школы исторических наук и всемирного культурного наследия КФУ Айрату Ситдикову стало возможным создание самой магистерской программы и реализация всего перечисленного выше.
У реставрации в России широкое поле для развития. И вклад в общее дело могут сделать и магистранты КФУ уже на этом этапе. Так, в наших магистерских диссертациях мы искали пути решения различных проблем, которые встают сегодня на пути реставратора в нашей стране. К примеру, моя работа посвящена инкрустации, таушированию и аппликации на железных предметах, и в ней я стремлюсь разграничить определения указанных техник декорирования предметов. Дело в том, что зачастую для всех этих техник используется слово «инкрустация», и возникает путаница, которой в будущем необходимо избежать. Кроме того, в рамках исследования я пытаюсь подобрать наиболее подходящие методики реставрации для изучаемых техник декоративной обработки металла.
В целом же после окончания магистратуры я бы хотела остаться в университете и работать в качестве преподавателя, одновременно сохранив возможность быть реставратором-практиком.