Указом Президента страны 2023 год в России объявлен Годом педагога и наставника. Ни для кого не секрет, что в Казанском (Приволжском) федеральном университете крепки традиции института кураторства. Куратор – это больше, чем педагог и наставник, куратор – это лицо университета, а университет – сила и мощь нашей страны. Куратор ведёт за собой молодое поколение, ставя ценностные ориентиры и помогая реализовывать свой потенциал. «Преподаватели вузов, учителя и наставники всегда были, есть и будут для молодежи проводниками в мир знаний и науки. Их роль крайне высока у молодых людей» - свое мнение высказал и министр науки и высшего образования РФ В.Н. Фальков.
Сегодня, наверно, одной из важных и в то же время интереснейших задач, стоящих перед куратором Казанского университета, является адаптация и сопровождение иностранных студентов в российском обществе. Количество иностранных обучающихся ежегодно растет, это молодые люди из Китая, стран Латинской Америки, африканских государств и других уголков мира. Интернациональный студенческий контингент един в своём решении узнать и исследовать русский язык и культуру, а также освоить необходимые компетенции по выбранному направлению. Именно поэтому работа куратора группы иностранных студентов, столь специфична, что, с одной стороны, кажется привлекательной, но, с другой стороны, осложняется необходимостью постоянного контроля, помощи и содействия гармоничному процессу обучения и знакомства с миром российских реалий.
Аль-Вахаб Хусейн Абдулмунем, гр.04.3-115, студент из Ирака:
"Недавно мы имели удовольствие прогуляться по Казанскому Кремлю, увидели его достопримечательности, побывали в мечети Кул-Шариф, на занятии до этого мы изучали историю крепости на английском языке. Также было интересно и познавательно на нашем последнем мероприятии, организованным куратором, Эвелиной Еркиновной, сначала мы попробовали разнообразные национальные блюда и пироги, потом мы изучили информацию о татарских традициях и праздниках на английском языке. Последнее, но не менее важное, мы играли в так называемую игру «крокодил», в которой нужно было спрашивать и отвечать на русском языке, отгадывать загаданные слова."
Исходя из опыта наставничества группы-лингвистов 04.3-115, хочется поделится приятными моментами, а именно, объединяющими в жизни группы являются традиционные встречи с куратором, обсуждение насущных проблем и не только, например, тематические игры для развития языковой компетенции и для сплочения коллектива; необычный формат проведения языковых занятий – это и лингвокультурные квизы, подготовленные русскоязычными студентами профиля «Теория и методика преподавания иностранных языков и культур»; и прогулка в Музей-заповедник Казанский Кремль, где сами ребята выступили в роли гидов, рассказывая о кремлёвских достопримечательностях на английском языке, ведь, именно это они смогут пересказать по возвращении домой своим родным и близким или провести похожую экскурсию для впервые приехавших друзей-иностранцев. Любить культуру нашей страны можно через посещение музеев, театров или концертов. Чем шире диапазон культурного обогащения, тем осмысленнее протекает и весь учебный процесс, а это не меньше, чем семь лет обучения в России, начиная от подготовительного факультета для иностранных граждан КФУ, далее в бакалавриеат и завершая учёбой в магистратуре.
Работая с иностранными обучающимися в КФУ необходимо быть осведомленным во всех миграционно-визовых вопросах, беспрестанно сотрудничая с Департаментом внешних связей КФУ, а также проявлять уважительно-толерантное отношение к культурным особенностям стран, из которых прибыли к нам студенты. Мне нравится быть куратором, это ответственно и почётно, особенно, быть наставником для иностранцев, приехавших узнать нашу страну, выучить язык и познакомиться с разнообразием культур РФ, а возможно, в будущем развивать международное сотрудничество.