Об особенностях работы с изображениями на курсах по подготовке к Единому государственному экзамену по истории в ЦРК UNIVERSUM+ ИМОИиВ нам рассказал руководитель программы кандидат исторических наук, доцент кафедры исторического и обществоведческого образования Альберт Наилевич Валиахметов. Данный материал может представлять интерес не только для всех тех, кто сдаёт ЕГЭ по истории или готовит к сдаче ЕГЭ по истории, но и для учителей в целом, так речь в нём пойдёт о рекомендациях по развитию функциональной грамотности и познавательных умений учащихся.
В этом материале мы поговорим о том, как выполнить задания 9-12 на ЕГЭ по истории. Для образца возьмем демонстрационный вариант ЕГЭ по истории на текущий год.
Задания 9-12 носят комплексный характер: Вы видите схему и по ней Вам нужно выполнить 4 задания. При выполнении этого блока мы рекомендуем Вам вначале внимательно посмотреть на схему. Это дает возможность понять, что речь идёт о советском периоде отечественной истории. По масштабу происходящих событий мы понимаем, что речь идёт о какой-то крупной войне и делаем вывод, что речь идёт о Великой Отечественной войне. Одно из заданий требует от нас указать в каком году происходили события, обозначенные на схеме. Может ли сама схема нам как-то в этом помочь? В легенде сказано, что линии фронта даны на 1 января (на начало искомого года) и на 31 декабря (конец искомого года). Мы знаем, что Великая Отечественная война началась 22 июня 1941 года и закончилась 9 мая 1945 года. Зная это, мы исключаем 1941 и 1945 годы. Наш выбор сужается при этом до трёх лет: 1942, 1943, 1944 годы. Итак, обладая предельно общим историческим знанием, продемонстрировав умение внимательно читать схему и показав навыки логического мышления мы уже серьезно продвинулись в выполнении этого задания; а точнее, подготовили плодотворную почву для его выполнения.
Для того, чтобы двигаться дальше одной лишь наблюдательности и логичности будет явно не достаточно: потребуется знание ключевых исторических дат, понятий и персоналий. Повторно обратимся к предложенной схеме: стрелки на ней показывают, что идёт наступление войск Красной армии по всем фронтам. Если у нас сформирован навык работы со схемами подобного рода (по сути речь идёт о картографических умениях), то мы понимаем, что все населённые пункты к востоку от линии фронта уже освобождены войсками Красной армии. Например, из Историко-культурного стандарта мы знаем, что освобождение Киева состоялось 6 ноября 1943 года. Следовательно, к 1 января искомого года Киев уже находился на территории, которая контролировалась частями Красной армии. Логика предыдущих наших рассуждений приводит нас к тому, что искомый год – это 1944 год.
Теперь, зная (а точнее, установив) это мы можем перейти к выполнению всех остальных заданий этого блока. Для этого, как и было сказано выше, потребуется знание исторических фактов. Подведем итоги: для успешной сдачи ЕГЭ по истории (вне зависимости от того, что лично Вы вкладываете в понятие успех: пройти порог или набрать 90+ баллов) потребуется как минимум два элемента: знание исторических фактов и умение пользоваться этим знанием. Если Вы сумеете продвинуться и в первом, и во втором компоненте, то Ваши шансы на успех возрастут кратно.
Ну а помочь Вам во всём этом могут на курсах по подготовке к Единому государственному экзамену по истории в ЦРК UNIVERSUM+!
Источник информации: кандидат исторических наук, доцент кафедры исторического и обществоведческого образования Альберт Наилевич Валиахметов