Собрание кружка проходило в дистанционном формате, однако это не помешало плодотворному и активному обсуждению заявленной проблематики. Тема была сформулирована так: «Школьные годы чудесные или средневековье на страницах учебников».
Наталия Анатольевна Шадрина, старший преподаватель кафедры всеобщей истории ИМО, рассказала о том, как на страницах отечественных школьных учебников раскрывается проблема исламо-христианского взаимодействия в эпоху средневековья. Были проанализированы наиболее популярные (или наиболее интересные с точки зрения концептуального решения) учебники для школ. Среди них учебник Е.В. Агибаловой и Г.М. Донского (Н.А. Шадрина провела сопоставление советской и современной российской версий пособия), а также учебники под редакцией М.А. Бойцова, Р.М. Шукурова; А.Я. Гуревича, Д.Э. Харитоновича; В.А. Ведюшкина и Н.И. Девятайкиной. В результате был сделан вывод о том, что в современном школьном образовании наблюдается отчетливая тенденция к представлению исторического процесса с точки зрения историко-культурного и антропологического подходов, благодаря чему темы межкультурного диалога и разного рода взаимодействий представителей различных цивилизаций занимают все больше и больше места на страницах учебников. Задачей освещения подобных ситуаций становится воспитание толерантности у учащихся и демонстрация огромного конструктивного потенциала взаимодействия представителей различных культурных миров. В процессе обсуждения доклада участниками кружка был затронут, в частности, вопрос о том, каким сегодня должен быть идеальный школьный учебник по истории средневековья.
Татьяна Кустова, студентка второго курса, рассказала о том, как на страницах американских школьных учебников по истории средних веков изображаются женщины, принимавшие участие в тех или иных исторических событиях. Из доклада стало очевидно, что в современном американском обществе всё более набирает обороты гендерный дискурс, и это обстоятельство не могло не отразиться на преподавании истории средних веков в школах. Вероятно, именно поэтому на страницах американских школьных учебников все больше места выделяется рассказам о деятельности женщин в истории, подчеркивается их выдающаяся роль в развитии исторического процесса.
В ходе общей дискуссии участники кружка поделились собственным опытом изучения истории средних веков в средней школе. Вспомнили, по каким учебникам учились, какие знания о развитии средневекового общества остались у них после окончания школы.
Обсуждение получилось очень живым и интересным.