С 3 по 14 мая 2021 года в рамках международного проекта ENTEP по приглашению коллег из Института педагогики, психологии и социальных проблем (ИППСП, Казань) сотрудники кафедры иностранных языков приняли участие в программе обучения, направленной на совершенствование качества преподавания и обучения в высшей школе, а также развитие преподавательских практик в вузах России и Китая с учетом лучшего европейского опыта. Программа обучения под эгидой ENTEP (Enhancing Teaching Practice in Higher Education in RUSSIA and СHINA) была организована лучшими партнерскими университетами и институтами Европы для российских и китайских коллег и включала тематические онлайн-семинары (online workshops), дискуссии, форумы и чаты. Представители ведущих европейских вузов выступали с докладами о практике применения инновационных педагогических подходов, методов и технологий в их работе, ориентированных на достижение лучших результатов в преподавании и обучении современных студентов в условиях глобализации и цифровизации. Также затрагивалась волнующая всех тема пандемии COVID-19 и изменения, наступившие, как ее следствие, для систем образования во всем мире. Виртуальный тур, предложенный организаторами обучения, позволил участникам посетить в короткие сроки пять крупнейших вузов Европы, а именно Technische Universität Dresden (Германия), Hildesheim University (Германия), Liverpool John Moores University (Великобритания), University of Bologna (Италия) и Polytechnic Institute of Coimbra (Португалия).
В учебе приняли участие более 250 человек, 37 из них были из Казани. В частности, Институт педагогики, психологии и социальных проблем (ИППСП) представляли руководитель Центра международного сотрудничества и академической мобильности, д.п.н., профессор Трегубова Т.М. и ее коллеги. В учебе также активно принимали участие сотрудники Казанского (Приволжского) федерального университета: от кафедры иностранных языков ИМО КФУ – д.п.н., профессор Айнутдинова И.Н. и д.п.н., к.п.н. Кондратьева И.Г., к.п.н., Сигал Н.Г., к.п.н., Плотникова Н.Ф., ст. преп. Хакимзянова А.С. и др. Казанская группа, получившая титул «Kazan team», отличилась активностью в обсуждении заявленных тем в дискуссиях, форумах и чатах; коллеги задавали профессиональные вопросы ведущим лекторам; живо реагировали на запросы по заполнению анкет, опросов и пр., то есть динамично включались в предложенный формат работы «обратная связь», чем заслужили одобрение и высокую оценку со стороны организаторов и преподавателей курса обучения.
Прослушанные лекции и семинары дали возможность познакомиться с современными трендами в высшем образовании, а также приобщиться к инновационным методам и технологиям преподавания и обучения, практикуемым в вузах Европы. Не вызывает сомнения, что полученные знания позволят участникам и далее совершенствовать свой педагогический инструментарий, чтобы эффективно реализовывать его в учебном процессе.
Подводя итоги, можно сделать вывод, что учеба в рамках проекта ENTEP стала прекрасной международной площадкой, позволившей ее участникам расширить границы их профессиональных и межкультурных компетенций. Важно, что в ходе обучения были актуализированы многие значимые вопросы, стоящие перед педагогами в контексте современности и ее реалий:
1. Были определены мировые тенденции развития высшего образования.
2. Были вычленены плюсы и минусы дистанционного и онлайн обучения на основе лучших практик, используемых преподавателями в вузах Европы.
3. Были структурно рассмотрены и представлены наиболее эффективные инструменты, ресурсы, методы и технологии, применимые в онлайн среде.
4. Были созданы условия для интернационализации и гармонизации лучших практик преподавания и обучения в университетах ЕС, России и Китая.
5. Был задан алгоритм для дальнейших партнерских связей, сотрудничества и профессиональной коллаборации между вузами ЕС, России и Китая.